Общество Один день «Один день»: Пройти по облакам в Гималаях

«Один день»: Пройти по облакам в Гималаях

На полном ходу по разухабистой деревенской дороге из окна на крышу залазит кондуктор, ловко передвигается между пассажирами и исчезает в другом окне.

Если бы в начале 2015 года кто-то сказал мне, что я перееду жить из Читы в Непал, я бы громко рассмеялась. Но жизнь непредсказуема: стоит лишь поверить в мечту и однажды сделать шаг в неизвестность – и вот в один чудесный день ты шагаешь по облакам в волшебных Гималаях.

Мы просыпаемся перед рассветом. Солнце едва озаряет вершину горы Шивапури, согревая долину Катманду своими первыми тёплыми лучами. Прохладная туманная дымка стелется по траве. В небе медленно кружат орлы. Молитвенные разноцветные флажки тихо развеваются над крышами домов. Вдали слышен глухой колокольный звон – буддийский монастырь просыпается, извещая округу о новом дне. По улочке мимо нашего двора шагают женщины, укутанные в тёплые палантины; мужчины в национальных шапочках-пилотках удивленно заглядывают через забор; торговцы-зазывалы громко кричат и трезвонят; пиликают мотороллеры; смеются школьники, цветными кучками проплывая мимо – начинается непальское шумное утро.

Взваливаем на плечи походные рюкзаки и трогаемся в дальний путь – это моё первое восхождение в Гималаи.

Прежде чем поехать в автобусный парк, мы направляемся к самой большой буддийской ступе в Непале – Боуданатх: это сакральное место заряжает и умиротворяет, даёт силы и настраивает на добрые помыслы. Каждый день здесь проходят тысячи паломников, чтобы сделать молитвенную кору и поблагодарить богов. Уже на рассвете вокруг Боуды плывёт нескончаемая толпа людей: монахи в красных одеяниях, которые бормочут мантры и перебирают чётки; старухи с деревянными тапками на руках, которые непрерывно простираются и отрабатывают негативную карму; туристы с рюкзаками, праздно глазеющие по сторонам; собаки, которые лениво шагают в поисках солнечного местечка; торговцы, открывающие двери своих магазинчиков; полицейские, которые вальяжно надзирают за порядком. Боуда – это такой водоворот, в котором уже 16 веков нескончаемым потоком живые существа крутятся в энергии под пристальным взором Будды.

Я впервые на Боуде. Я много раз представляла, какой будет эта долгожданная встреча. И вот я стою на крыше отеля и смотрю на монументальный купол, который ремонтируют после землетрясения – на нём нет знаменитых глаз Будды, нет развевающихся на ветру молитвенных флажков, всюду кирпичи, строительные обломки, люди быстрым потоком по кругу плывут мимо, неисчислимые стайки голубей кружат в лучах восходящего солнца, монахи зажигают свечи, торговцы раскладывают чётки, статуэтки, вывешивают танки, одежду, выносят мешки и коробки с благовониями – и отчего стало мне так больно и так спокойно, словно в одно мгновение обрушились сверху вечность и благодать: не поднять и не унести, а только лишь принять, осознать и пропустить через себя. Та самая тишина, которая всегда есть внутри нас и которая кочует с нами вне времени и пространства.

Мы прошли один круг вокруг ступы, покрутили молитвенные барабаны, окурили себя благовониями и выдвинулись в дорогу.

В Непале сейчас топливный кризис, и общественный транспорт переполнен настолько, что салоны автобусов забиты до отказа. Потому мы решили ехать на крыше. Никогда бы не могла подумать, что на крыше автобуса может уместиться столько людей! Причём толпа размещается вперемешку с маленькими детьми, сумками и самым немыслимым скарбом. И никто не жалуется: люди теснятся, хохочут, срывают на ходу листья с деревьев, дружно наклоняются под электропроводами, болтают и даже дремлют на ветру. Самое забавное, что на автобусных остановках большими неоновыми буквами светится надпись: «Запрещено ездить на крыше автобуса». На полном ходу по разухабистой деревенской дороге из окна на крышу залазит кондуктор с полной пачкой денег в руке, ловко передвигается между пассажирами и исчезает в другом окне – высший пилотаж!

Дорога на крыше автобуса была моим первым знакомством с настоящим Непалом – наполненным неописуемой красотой пейзажей; бедностью деревушек; многоцветными одеждами женщин; бесчисленными лавочками; огромными бамбуковыми качелями; любопытными детьми; связками сушёной кукурузы на стенах домов; стогами рисового сена, укрепленного на высоченных палках среди залитых солнцем террас; плюющимися и поющими мужчинами; банановыми зарослями; огромной статуей Шивы, возвышающейся над Катманду среди джунглей; серпантиновой дорогой, на которую лучше не смотреть с крыши качающегося переполненного автобуса; долинами горных рек, что сверкают серебром на палящих полуденных лучах; и горами, горами, горами – куда ни кинь взгляд везде горы, поросшие буйной тропической зеленью, изрезанные селями, водопадами, тропами, камнепадами, полосками рисовых плантаций, утыканные деревенскими домиками и сарайчиками, украшенные молитвенными ступами и разноцветными флажками.

Автобус привёз нас к остановке возле большого моста, откуда и началось наше восхождение в гору. Идти оказалось очень сложно – это было первым открытием. Ноги задрожали, лёгкие затрепетали, пот полился градом, и все красоты вокруг померкли и стали незначительными. Только через час подъёма организм вдруг адаптировался и задышал ровно в такт с шагами. Здесь я оглянулась и заметила, что тропа уводит нас ближе к небу. Позади остаются деревушки, люди становятся плавающими внизу точечками, рисовые плантации превращаются в полосатые жёлто-зелёные заплатки, а впереди надвигаются бесконечные джунгли Гималаев. По пути нам повсеместно встречались разрушенные землетрясением домики и ступы. Навстречу выбегали и попрошайничали дети. Местные жители, улыбаясь, приветствовали и смиренно провожали нас взглядом.

Мы поднимались весь день. Большую часть пути в моей голове вертелись приблизительно такие мысли: иду-иду-малинка – иду-иду-облачко – иду-иду-лес. В какой-то момент у меня побежали слёзы от обиды на собственное тело, которое меня совсем не слушается – ноги были как каменные, лёгкие горели, я бесконечно пила и не могла нормально дышать, было полное ощущение, что за спиной не полупустой рюкзак, а тяжеленные кирпичи. В голове тукал один вопрос: зачем всё это надо? И идея-фикс: я не могу.

На этом отрезке пути я впервые узнала, что такое «расхлопнулись лёгкие», что воздух и вода в горах особенно вкусные, что страдание – есть ожидание, а спокойный ум, отсутствие мыслей и видимой цели – основа для умиротворенного и наполненного впечатлениями путешествия. В горах важно просто идти… идти, не думая о конечной точке пути: только тогда можно перенести внимание изнутри вовне и впустить это «вне» снова внутрь – вот тогда поход приобретает свой истинный смысл, наполняется ощущением «быть здесь и сейчас».

Только на привалах я замечала, что лес в Гималаях сказочный, нереальный: рододендроны с кривыми стволами и переплетенными ветками, ковры сочно-зелёных мхов, причудливые грибы, тонкие орхидеи и громадные папоротники, гигантские дубы с искривлёнными верхушками. Между деревьями ползут холодные пушистые облака. Громко стрекочут цикады. Слышатся песни птиц и грозный лай кабарги. Над вершинками парят орлы и вороны.

К нашей первой остановке мы добрались только к ночи. Это оказался уютный горный гест, который содержит буддийский лама. Мы расположились в столовой со цветными подушками, алтарём, сувенирами и деревянными скамейками, чтобы отогреться у большой жаркой печки. Хозяин угостил нас вкусными лепешками и горячим ароматным супом.

Ночью мы поднялись на смотровую площадку на высоте 3200 метров. И вот здесь я, наконец, поняла, зачем люди ходят в горы. Как описать это словами? В своём блокноте я записала: «Наверное, так себя чувствуют Боги – холодно, тихо, спокойно и одиноко». Ты сидишь на вершине, со всех сторон которой горы обрываются и уходят склонами в темноту.

Ты наблюдаешь, как внизу в лунном сиянии плывут облака сплошной пеленой. И ты перестаешь быть собой, перестаешь быть человеком с проблемами, целями и задачами. Ты вдруг осознаешь, что всё в твоей жизни мимолётная суета, а горы и небо – вечны. Ты на их фоне даже не песчинка, ты просто космическая пыль, которая завтра канет в лету. Я заплакала, осознав эту мимолётность жизни в непостижимой вечности – ничего не успеть, можно лишь быть здесь и сейчас, наслаждаться моментом и ничего не ждать от будущего.

Ведь в рамках этой раскинувшейся перед глазами вечности нет у нас никакого будущего и прошлого, а есть только одно мгновение, которое мы, преувеличивая, называем своей особенной жизнью… Постепенно минута за минутой облака стали растворяться, и вдруг открылись горные хребты. Вершины, запорошённые снегами, отчётливо сияли в лунном свете и казались близкими и почти осязаемыми – только протяни руку и коснёшься их острых краёв.

Я смотрела и смотрела, пытаясь впитать всю эту неизбывную красоту и тишину. И на сердце была лёгкая грусть и чистая радость. Я сидела над облаками в Гималаях! Я прожила один день, ради которого стоило жить…

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления