Программа капитального ремонта в Чите в 2016 году по сути была сорвана, то же самое угрожает ей и в 2017 году. Такое «оптимистичное» заявление прозвучало 19 января на заседании комитета ЖКХ, градостроительства, транспорта и связи гордумы Читы.
Всего за 4 года своего действия поправки о капитальном ремонте многоквартирных жилых домов из всенародно отрицаемых стали шарадой и для жителей этих самых домов, и, судя по всему, для чиновников всевозможных рангов, так или иначе имеющих к этому ремонту хоть какое-то отношение. Капитальную загадку практически каждый регион разгадывает в судах, но до сих пор ни решения этих судов, ни откровенные ляпы Фонда капремонта не стали поводом для того, чтобы ответить на простой вопрос: кто и как должен организовать ремонты и контролировать качество выполненных работ, чтобы это было вовремя?
И пользы нет, и пристрелить жалко
Закон о том, что жители многоквартирных жилых домов должны сами платить за их капитальный ремонт, должен был стать одним из лучших примеров перехода государства на коммерческие рельсы в части регулирования отношений с частной собственностью. Рельсы построили, тележку поставили, подтолкнув показательными решениями судов... Вроде и покатилась, но уж сильно скрипит.
До распада Советского Союза бремя предоставлять жильё и оплачивать этот ремонт отчасти лежало на чиновниках. Отчасти потому, что часть эта касалась скорее организационных моментов, взносы же за капремонт входили в общие платежи граждан за ЖКХ, которые все гнездились в одной платёжке.
Изменениями в законодательной базе в декабре 2012 года эти платежи не только вывели из общих расходов на ЖКХ, но и создали под этот вывод отдельную структуру для каждого региона, которая должна распоряжаться средствами и отвечать за проведение работ – Фонд капитального ремонта многоквартирных жилых домов.
Каждый регион помимо создания фонда должен был определить и тарифы в зависимости от качества домов и срока их износа.
Законом был предусмотрен вариант открытия спецсчетов каждым отдельным домом после создания ТСЖ, но им воспользовались единицы. Остальные же складывали деньги в единый котёл, откуда региональный фонд распределял их на капремонт. Естественно, количество домов оказалось несопоставимо с объёмом собираемых ежегодно средств, поэтому очередь на ремонт растянулась на десятки лет.
Как следствие, новая история капитальных ремонтов в Забайкалье, да и в большинстве других регионов страны, началась с саботажа: люди попросту не понимали, за что им необходимо платить. Нюансов называлось много: от удивления жителей новостроек – копить впрок у нас не привыкли – до вполне разумного возмущения пенсионеров, капремонт в домах которых планирован через 15-20 лет. Как говорится, дай бог, но продолжительность жизни в Забайкалье нынче говорит скорее о том, что отремонтированных жилищ многие из живущих ныне не увидят.
Потом были те самые суды, которые хоть немного растолкали начинавшую заваливаться на бок инициативу. И если люди с грехом пополам начали платить, то ни сами фонды, ни муниципалитеты толком в своих обязанностях – а заключаются они не в перебирании бумаг, а в жёстком контроле за работами на месте – не разобрались. Чего стоит одна история с домом по улице Ленина, 110, в Чите, где каким-то чудным образом работы приняли по поддельным подписям и по сути в 2016 году сорвали ремонт из-за того, что не смогли согласовать с жильцами, захотевшими увидеть объёмы работ в проданных частнику подвальных помещениях, сметы.
Фонд в режиме ЧС
Ремонтная программа 2016 года до сих пор не закрыта, работы не выполнены, недоделок очень много. С этого начал выступление на заседании комитета ЖКХ гордумы Читы заместитель руководителя администрации, председатель комитета городского хозяйства администрации Андрей Галиморданов.
С его слов, в проекте на 2017 год изначально предполагалось отремонтировать 104 дома на 406 миллионов рублей, однако после корректировки министерства территориального развития, которое отдаёт предпочтение домам, собирающим выше 50% платежей, план сократился до 76 домов. На них потребуется 184 миллиона рублей. Это значит, что годовая программа по деньгам была срезана больше, чем наполовину.
«Я боюсь, что повторится ситуация 2016 года», - обронил Галиморданов.
То есть те же «незавершённые объёмы», злые хуже чертей жильцы, которым что-то пообещали и не сделали или сделали, но так, что лучше бы не касались, те же суды и вопросы о том, будет ли возбуждаться в отношении какого-либо участника процесса уголовное дело или пронесёт и на этот раз. Вообще иногда возникает ощущение, что на страже интересов жильцов в первую очередь стоят почему-то не представители фонда и муниципалитетов, а почему-то прокуратура и полиция, у которых помимо прогнивших крыш и труб дел хватает. Но это так, вместо лирического отступления.
Верным выходом, по словам Андрея Галиморданова, является возвращение городу функций технического заказчика, которые были у него в 2015 году. Кто-то из участников заседания комитета тут же заметил, что министр территориального развития Виктор Паздников однозначно настроен оставить эту функцию у края. Так это или нет, говорить пока сложно, однако передача этих полномочий Чите – вопрос непростой.
Спорный техзаказчик
В июле 2015 года администрация Читы и Забайкальский фонд капремонта подписали соглашение о передаче функций техзаказчика администрации. Она взяла на себя функции изготовления сметной документации по объектам, которые должны были подвергнуться ремонтам. После этого и до ноября того же года, как заявляли тогда представители администрации, наладить взаимопонимание партнёрам не удалось. Ближе к завершению ремонтной кампании фонд якобы начал требовать произвести дополнительные работы, при этом не увеличивая их финансирования, что, по данным администрации, могло привести к банкротству некоторых подрядчиков.
За зиму проблема вроде бы стала менее заметной, но весной бои развернулись вновь: депутаты вызывали для разговора возглавлявшую тогда фонд Евгению Кирсанову, та не являлась, гордума бушевала. Депутат Степан Викулов, например, предложил создать в Чите «уважающий думу» фонд капремонта, а председатель думы Анатолий Михалёв обвинил Кирсанову в неуважении к законотворцам.
Впрочем, сама руководитель фонда умело отметала претензии упрёком в том, что обострившееся внимание депутатов связано именно с тем, что в 2016 году город не получил статус технического заказчика, который сулил немало возможностей освоить выделенные по федеральной программе деньги.
«Сейчас мы с подрядными организациями спорим в части объёмов выполненных работ, в части качества и в части предоставления документов. Фонд обратился в суд, поскольку мы не можем оплатить работы ввиду отсутствующих документов. И только после того, как эта информация была широко освещена в СМИ, отреагировал и технический заказчик, и представители подрядных организаций. Документы нам сейчас представлены, но не в полном объёме», - говорила она об итогах кампании 2015 года, подчёркивая, что фонд капремонта – это не фонд по развитию малого предпринимательства, которое могло бы подзаработать на контрактах с ним.
«Я уверена, что сейчас переживания либо комитета ЖКХ, либо в целом городской думы связаны только с передачей функций технического заказчика. Сегодня на заседании Народного фронта представители министерства территориального развития поясняли, что они считают, что все эти действия и все публикации СМИ связаны лишь только с тем, чтобы фонд передал функции техзаказчика городу», — подчеркнула Евгения Кирсанова весной 2016 года.
Она пояснила, что видит в обсуждении этого вопроса конфликт интересов, так как в гордуме Читы работают люди, непосредственно заинтересованные в том, чтобы эти функции фонд передал городу, например Александр Прокопенюк, возглавлявший комитет ЖКХ и руководивший одной из крупных подрядных компаний.
Прыжок в 2017-й
Если смотреть на ситуацию с общероссийским масштабом, поднявшись на какую-нибудь новёхонькую высотку, то окажется, что в 2017 году фонды всех краёв, областей и республик России планируют отремонтировать 51 миллион квадратных метров жилья. Придётся неплохо поднапрячься, потому что в 2016 году обновили в полтора раза меньше, 36 миллионов квадратов.
По данным «Российской газеты», регионами, где собираемость взносов достигает 90% и выше, стали Костромская область, Татарстан и Москва. Почти саботируют капремонты жители Чукотки и Северного Кавказа – взносы они платят хуже всех.
Чтобы понять, как ремонтируется жильё не в цифрах, а на самом деле, нужно слезть с высотки, махнуть рукой на кабинеты и после жалоб жильцов полезть на крышу читинской пятиэтажки, чтобы лично посмотреть, что и как сделано, как поступил, например, замминистра строительства и жилищно-коммунального хозяйства России Андрей Чибис.
К сожалению, на уровне Забайкальского края и Читы чиновники пока лазить по крышам не научились. Проверяют по бумагам. Оттого и суды до сих пор.