Компенсация затрат из бюджета Забайкальского края на пригородные электрички за 2016 год составила лишь 2,1% от необходимой суммы, или 8 миллионов рублей, сообщается в годовом отчёте «Забайкальской пассажирской пригородной компании» (ЗППК), опубликованном 29 июня на сайте компании.
В марте 2017 года замгендиректора ЗППК Вячеслав Жеребцов заявлял, что компенсация составит 2,5% от необходимой суммы — 10 миллионов рублей. При этом он отмечал, что субсидии по долгам предыдущих лет не предусмотрены.
«На начало года в бюджете края на 2016 год было предусмотрено 20 миллионов рублей. После внесения изменений в бюджете на конец года для ЗППК предусмотрена сумма компенсации выпадающих доходов в размере 8 миллионов рублей, которая перечислена в июне 2016 года. Фактические убытки ОАО «ЗППК» в 2016 году составили 373,6 миллионов рублей. Компенсировано из регионального бюджета 8 миллионов или 2,1%», — сообщается в отчёте.
В документе также уточняется, что за период с 2011 по 2016 годы не компенсированные из бюджета региона убытки составили около 2,7 миллиарда рублей. В настоящее время в арбитражном суде края рассматриваются 4 исковых заявления о взыскании убытков, возникших в результате госрегулирования тарифов на пригородные перевозки за 2011-2013 годы. Решений ни по одному судебному делу ещё не вынесено.
Экс-губернатор Забайкальского края Константин Ильковский в июле 2015 года заявил информагентству РБК, что регион должен пригородной пассажирской компании около 400 миллионов рублей за 2015 год и такую же сумму будет должен в 2016 году, если не сокращать количество электричек.
Региональные власти на протяжении нескольких лет ежегодно закладывали на компенсацию электричек более 100 миллионов рублей. Этого не хватало на полную компенсацию, что привело к накоплению долга, который, по данным руководства Забайкальской пассажирской пригородной компании, составил около 2 миллиардов рублей. На 2014 год в бюджете на электрички было заложено 157 миллионов рублей, но до конца года правительство края перечислило только 100 миллионов. Депутаты заксобрания 17 декабря 2014-го приняли бюджет на 2015 год, в котором больше не стали закладывать компенсацию, а с 1 января РСТ ввела предельные максимальные тарифы на пригородные перевозки, что чуть не привело к полной отмене электричек в Забайкалье.
В начале года ЗППК прекратила движение некоторых пригородных поездов. Из-за этого жители сёл в Хилокском районе пригрозили перекрыть Транссиб.
На митинге в середине января гендиректор ЗППК Николай Гаджала озвучил результаты переговоров с правительством края, заверив, что пригородные перевозки отменены не будут. Также он добавил, что край частями выплатит 57 миллионов, оставшиеся за 2014 год. В конце января правительство перечислило первые 10 миллионов рублей.
Константин Ильковский 27 марта 2015 года заявил, что регион не имеет признанных долгов перед ЗППК, но отметил, что 57 миллионов рублей с 2014 года всё-таки перешли в 2015-й как кредиторская задолженность.