Деревня Апрелково Шилкинского района впервые упоминается в дневнике второй камчатской экспедиции в июне 1735-го, то есть в 2019-м населённому пункту будет 284 года. В 1920-х численность населения здесь превышала 600 человек, сейчас зарегистрированы 20, а постоянно живут только девять человек. Из-за того, что их дома оказались над самым богатым участком месторождения золота, власти пытаются расселить апрелковцев в другие поселения. Но местные не намерены бросать родную деревню.
«Покочую куда-то, где вода платная»
«Мы тут родились, мы тут выросли, продолжаем жить, ведём хозяйство, никому не мешаем, – возмущается от настойчивых предложений переехать жительница Апрелково Татьяна Зенковская. – Живём за речкой, зачем нам какие-то проблемы? Почему какие-то приедут и прогоняют нас отсюда? Нет бы сохранить это село, а нас давят. Сейчас у меня столько поголовья, и я покочую куда-то, где вода платная. А у меня тут природа, чистая вода. Никуда я не собираюсь, буду до конца бороться, вплоть до Путина».
Кроме золотодобычи, местное население всегда активно занималось сельским хозяйством. Сеяли рожь, пшеницу, овёс и гречиху. К 1935 году в деревне был создан колхоз «Путь Ленина», в который вступили 66 дворов. После Великой Отечественной войны Апрелково стало приходить в упадок – жители начали разъезжаться из-за неудобного расположения села.
Татьяна Васильевна вместе со своей соседкой недавно была в Чите – относила жалобу в краевую прокуратуру. Жителей особо беспокоит настойчивость Светланы Абрамовой, главы сельского поселения «Мирсановское», к которому относится и Апрелково. Как указано в обращении, Абрамова с 2018 года часто приезжает в деревню и призывает местных согласиться на переезд, обещая помощь в постройке новых домов и получении компенсации.
«Это труднодоступное село, отдалённость в летнее время – 100 километров, – в начале февраля объясняла глава Мирсановского жителям плюсы расселения. – А у вас нет медпункта, магазинов, никакой инфраструктуры. Но тем не менее силовыми методами вопрос решаться не будет».
Также Светлана Абрамова обратила внимание, что каждую зиму деревню начинают топить ручьи, которые пока сдерживают отсыпкой сотрудники рудника. Доводы не помогли – семь из семи присутствующих жителей проголосовали против. «Сами будем окапываться», – сказал на встрече апрелковец Алексей Арсентьев.
Напились из лужи до смерти
В середине апреля в деревню приехала целая делегация, в том числе глава района Сергей Воробьёв, замминистра природных ресурсов региона Елена Филиппова и представители компании «Капитал-Трейд», которая выкупила лицензию на добычу золота в ноябре 2017 года. Жители решили, что фирма уже договорилась с властями о начале работ вопреки решению местного населения.
Золотоносность долины известна с середины XVIII века, к началу XX века золотодобытчики отработали месторождение открытым разрезом. Вторично оно отрабатывалось до 1948 года. С 2003 по 2017 год добычей россыпного золота занимался «Рудник Апрелково». По данным на начало 2019 года, на месторождении осталось более 600 килограммов золота разной категории.
Впрочем, как рассказывает глава района Сергей Воробьёв, насильно расселять Апрелково никто не намерен – во время выездного совещания члены рабочей группы решили, что золотодобытчики просчитают экономическую целесообразность разработки месторождения без посягательств на частные участки. Если дело того не стоит, «Капитал-Трейд» и минприроды края будут решать вопрос с возвратом лицензии на добычу драгоценного металла. Если стоит, предприятие обязуется продолжить добычу с минимальным воздействием на окружающую среду.
К последнему пункту у жителей деревни возникают вопросы, потому что ранее репутацию золотодобытчикам подпортил «Рудник Апрелково» – он несколько лет занимался добычей на участке, пока в июне 2017-го предприятие не признали банкротом. В 2008 году районный суд обязал «Рудник Апрелково» возместить местному жителю более 250 тысяч рублей морального вреда за шесть коров, которые зашли на неогороженную территорию предприятия, напились нитратов из лужи и погибли.
За компанией «Капитал-Трейд», учреждённой в середине 2017 года, подобных историй не числится, однако потенциальная близость работ к деревне не может не напрягать жителей.
Уезжайте из хаты
По информации районной администрации, после личных бесед три апрелковца всё же согласились на переезд, ещё один пока в раздумьях. Осознают скорую гибель села и остальные жители, однако гордость и сильная привязанность к родным землям не позволяют им пойти на попятную и перебраться на новое место. Несмотря на большую отдалённость, отсутствие медпункта и других социальных объектов, люди до последнего держатся за свои участки.
«Я сейчас приеду в чужую деревню, скажу: «Уезжайте из хаты, я здесь буду жить». Что за беспредел?» – говорит раздражённо Татьяна Зенковская. Но прогонять её никто не собирается. Не сегодня-завтра Апрелково исчезнет само, без чужой помощи.