День Победы в этом году прошёл в стране по-особенному - дома. Для кого-то он был в тишине, кто-то присоединился к Бессмертному полку в социальных сетях, кто-то устроил для соседей концерт на балконе, а кто-то тихо под гитару пел «Катюшу» рядом со своими родными. Об этих и других событиях - в разборе редакции ИА «Чита.Ру»
Екатерина Шайтанова: Юра, мы не всё
Я полдня вела онлайн Бессмертного полка на «Чита.Ру», и теперь на меня с рабочего стола смотрят сотни глаз - юных матросов и совсем стареньких дедушек (и в некоторых случаях это одни и те же глаза), радистов и гвардии ефрейторов, водителей, санитарок. И четверых братьев и одной сестры Наделяевых из Чикоя, некоторым из которых пришлось добавить себе лет, чтобы пойти на фронт. И троих братьев Ченских из Татаурово, которые погибли все, и тот, что в морской форме, и тот, что в штрафной роте, а выжил четвёртый, самый младший. И деда Аранина и деда Косякова.
Колек, Серёжек, а также Никифоров и Пантелеймонов, мелких лопоухих мальчишек, и взрослых мужчин в шляпах, и директора моей школы - дарасунской третьей, и совсем крестьянских мужичков, с большей частью которых мы разминулись на земле.
А вчера я стояла во дворе на Июньской, 22, в платье и с голыми впервые после зимы ногами. На торце дома крутили «Офицеров», вокруг притихла немаленькая по меркам ночи в самоизоляции толпа, я вспоминала, как смотрела это кино первый раз с бабушкой, которая была к началу войны двухлетней и не помнила пропавшего без вести где-то под Смоленском своего отца. И ей нечего было особенно мне рассказать после титров.
Но молодой Лановой бежал по вагонам с цветами, и я почему-то чувствовала тихое, но пронзительное счастье - мира, весны, завтрашнего Дня Победы, несмотря на все коронавирусы мира - Дня Победы.
И, казалось мне, вопреки известному грустному ответу Юрию Гагарину, что не всё ещё потеряно, если в Чите подростки проектором на соседнем доме устраивают вечерние кинопоказы военных фильмов. И что можно помнить - без парадов и встреч с живыми ветеранами, хотя с ними, конечно, лучше. И можно гордиться - даже если не знаешь ничего о прадеде. Потому что знаешь же ты про других - Митек, Лёнек и братьев Ченских из Татаурово. Ну и про него немножко, значит.
Екатерина Рахманова: Настоящий праздник взаперти
Чита 9 мая 2020 года была тише обычного. За несколько дней до было даже страшно, что вдруг праздничного настроения не случится - не будет парада и фейерверка не будет. Но люди, запертые в квартирах на самоизоляции, умудрились сделать праздник настоящим. Сами.
Не случилось громких машин с надписью «Мы повторим», не случилось помпезных речей и яркого двадцатиминутного фейерверка всех цветов радуги, после которого на улицах остаются фантики, бумажки, растоптанные флажки и целлофановые пакеты. В этом году празднику словно пришлось пробраться в самое сердце каждому - не расплёскиваться направо и налево пьяными речами, а проникнуть во дворы и квартиры.
Мои соседи слушали «День Победы» и «Катюшу», кто-то вывешивал красные флаги, кто-то - десятки воздушных шаров. Во дворе был вальс, потом - небольшой парад для одного ветерана. Были уютные фильмы прямо на стене дома и домашние концерты для маленького двора. С самого утра День Победы чувствовался, дышал, смотрел, шуршал флагами, звенел медалями, а потом и метрономом. И даже лица героев вновь были в «Бессмертном полку». Сами посмотрите, сколько их у нас на портале.
В этом всём и есть настоящая память, живущая в каждом. Нам, оказывается, не так уж и важны песни и пляски, важнее верность своему долгу - быть в этот день одной семьёй, собравшейся за столом хоть и в разных квартирах. Позже будет большой парад и «Бессмертный полк» пройдёт по улицам. Но то, как у людей получилось сделать это 9 мая, особое удовольствие.
Яна Сазонова: Соцсети тоже помнят
Социальные сети Instagram (запрещённая в России экстремистская организация), «ВКонтакте», «Одноклассники», Facebook (запрещённая в России экстремистская организация) вчера пестрили фотографиями и историями дедов, бабушек, прадедов и прабабушек. Всё это помнят их дети, внуки и правнуки. Они несут эти истории в сердце и дают другим узнать моменты далёкой, тяжёлой войны. Дают ощутить гордость за своих предков. Нашлась и другая категория людей. Для меня они в этот день представляются более мрачными.
Эти люди призывают перестать пополнять соцсети историями прошлого: «Ветераны не сидят в Instagram (запрещённая в России экстремистская организация) и «ВКонтакте», хватит ловить хайп и делать вид, что вы ими гордитесь».
А я горжусь. Читаю чужие истории, иногда немного плачу, и горжусь. Мне кажется, стоит уже осознать, что мы живём в тот век, когда вся информация крутится в интернете. И все эти посты не для того, чтобы порадовать малочисленных ветеранов, а для того, чтобы дальше хранить эту память и делиться с будущими поколениями. Чтобы через 10 лет они могли зайти и прочитать все эти истории. Могли также гордиться своими предками, как мы.
Роман Шадрин: Правила церемонии
Чем дальше весна 45-го, тем больше вокруг специалистов по тому, как именно нужно праздновать День Победы. В газетах, соцсетях и комментариях, в кулуарах и на публичных мероприятиях, за столами и рабочими местами продолжается какой-то уже почти теологический спор — что и как должны делать все вокруг 9 Мая. Дай волю, и люди начнут писать методички с полным, строжайшим регламентом любого околопраздничного движения. И эти методички будут категорически исключать одна другую.
Плакать или громко петь? Тихо поминать или трубить во славу? Фейерверк или салют? Наряжать детей в гимнастёрки или ограждать их от жестоких кадров не только кинохроник, но и художественных фильмов? Что и как дарить оставшимся ветеранам? Какое место во всём этом занимают дети войны? И таких вопросов сотни, и по каждому обязательно сотни авторитетнейших мнений.
По-моему, лучшее, что можно сделать в этом шуме — не создавать шума ещё большего. За гвалтом тысяч реплик у нас просто может не остаться времени ни на минуту молчания, ни на победную песню, ни на тост, ни на салют. Священных скрижалей с описанием «правильного» празднования Дня Победы, к нашему общему счастью, не существует. Но есть сотни книг, стихов, картин, песен, фильмов, созданных теми, кто воевал для этой победы. К кому прислушиваться, как ни к ним?
Егор Захаров: И надпись написали
Читинца, который восстанавливал надпись «Победа» на Титовской сопке возмутила мэрия, которая достаточно однобоко сообщила об этом самом восстановлении.
«7 мая сотрудниками Управления по делам ГО и ЧС города Читы в составе Василия Бородачева, Анатолия Лапердина и Кирилла Людвига был наведён порядок на территории, убран мусор и восставлена надпись, но уже вечером этого дня её вновь повредили, сломав первую букву. Обнаруживший повреждение читинец Алексей Шлёнский восстановил надпись», - говорится на сайте администрации (орфография оригинала - ред.).
При этом для понимания ситуации надо вспомнить, что надпись была разрушена ещё в конце апреля. Минимум неделю сотрудники управления чего-то ждали. А в это время группа читинцев ездила по рекламным фирмам, собирала баннеры, резала их и отвозила на сопку.
«Начали бы делать надпись раньше, но был ветер, поэтому баннеры так там и лежали. Когда мы приехали, увидели, что кто-то начал работу, но сделали немного не так — буквы были непропорциональные, нам показалось, что для галочки трудились. Мы всё переделали по-своему, сегодня с 12 до 16 часов работали, приехали в город, а тут пишут, что сделали всё чиновники», — рассказал участвовавший в восстановлении надписи.
Позже в пресс-службе мэрии пояснили, что не знали про работу этих людей.
Я прекрасно понимаю этого человека. Добрые дела любят тишину, но когда твой труд не замечают, или хуже того - отдают другим, молчать уже неправильно.
Андрей Затирко: Парад безответственности
Режим самоизоляции действует в Забайкальском крае уже полтора месяца. Особенно он строг к людям старше 60 лет, которые находятся в зоне риска. Для их безопасности Общероссийский народный фронт даже организовал всероссийскую акцию «Мы вместе» , чтобы не было повода выходить из дома – около 100 тысяч волонтёров по всей стране разносят пожилым продукты.
По данным американского центра по контролю и профилактике заболеваний, в наиболее пострадавшей от коронавируса стране – США (78 тысяч погибших) – на людей старше 65 лет пришлось 80% смертей. В Китае около 80% смертей из-за коронавируса пришлось на людей старше 60 лет.
Забайкальский ситуационный центр по коронавирусу, замкнувший на себе всю информационную работу по этой теме, также уделяет пристальное внимание профилактике заболеваемости среди пенсионеров. В своём телеграм-канале 5 мая центр выпустил очень жестокое, но, судя по статистике, необходимое видео, в котором смоделировали процесс заражения пожилого человека.
Пустой дедушкин стул из ролика особо не впечатлил даже самих сотрудников пресс-службы правительства региона, которыми руководит тот же самый человек, что отвечает за информационную политику центра по коронавирусу, - Вячеслав Кулаков.
Всего спустя несколько дней в группе пресс-службы правительства в Facebook (запрещённая в России экстремистская организация) появилось другое видео, снятое ГТРК «Чита». Его героем снова стал чей-то дедушка и даже, скорее всего, прадед – последний ветеран Великой Отечественной войны села Домна 95-летний Иван Одиноков.
Сюжет должен был стать торжественным примером того, как забайкальцы в лице военных, односельчан, родственников и журналистов телеканала чтут подвиг ветеранов – устроили персональный парад с десятками военных, окружили любовью и заботой, надарили подарков и наговорили тёплых слов, глядя прямо в глаза. Не хватило только обниманий и поцелуев, всё остальное было в традициях рядового 9 Мая.
Крепкого здоровья вам, Иван Иванович! Вашим родственникам, односельчанам и военным Домны побольше ответственности за вас.
Ну а пресс-службе правительства Забайкальского края и ситуационному центру – последовательности в своей работе!
Андрей Козлов: Тысяча причин не объяснять
Предприниматели за неделю собрали 10 тысяч подписей против электронных пропусков в Забайкальском крае. Подписи продолжают собирать, пиар-блок регионального правительства огрызается заявлениями врачей, в которых пропуска перепутаны с самоизоляцией. Происходящее всё больше напоминает мне костёр во дворе Центробанка, в котором жгут ветхие рубли.
В правительстве Забайкальского края, кажется, не существует ни одного человека, который мог бы нормально объяснить, зачем нам электронные пропуска. В целом всё понятно - электронные пропуска вводят для того, чтобы у людей было больше барьеров, в том числе психологических, для того, чтобы выходить на улицу. Но власть вроде как не может совместить эту необходимость с желанием людей если не знать, то хотя бы примерно понимать, зачем их заставляют рыть отсюда и до обеда.
Чиновники, которые пытаются объяснить необъяснимое, смотрятся откровенно жалко. Попытки привлечения к объяснениям значимых в общественном дискурсе граждан приводят к смешению тёплого с мягким. И даже краевое УВД вряд ли представляет, что именно ему поручено контролировать. А потому, скорее всего, ничего и не контролирует.
Всё это напоминает историю с сухим законом, который действовал в регионе в апреле непонятно зачем. Никто даже не знает, кто именно это придумал. А тот, кто на самом деле придумал, молчит — посыл у него хороший, но идея никак не была сопряжена с реальностью, менталитетом, последствиями, а рядом не было человека, который мог бы если не остановить, то хотя бы помочь советом.
Власть в России не привыкла объяснять большинство своих действий, и все привыкли о настоящих причинах догадываться – это как бы заданная на самом верху парадигма. Но когда решения власти оказываются совершенно иррациональными, даже эта схема «догадывайтесь сами» не помогает, ведь догадаться о причинах происходящего просто невозможно, потому что их, возможно, нет. И тогда становится немного страшно.
Ну а электронные пропуска, дай бог, постепенно забудутся, как забылся первый за 40 лет сухой закон или попытка управлять федеральной и региональной системой образования председателем гордумы Читы.
Юлия Скорнякова: Встали на угли, сами зажгли
Слова давно не помогают, помогает пристальное внимание и контроль. Методичный, неснижаемый, строгий. С пожарами в Забайкалье это показало время на границе между СССР и современной Россией, когда ещё сколько-то лет после распада Союза люди жили с ощущением, что поджоги плановые или окурком на сухую траву - запрещены.
Мы идём ночью по лесочку в степи за Угданом, который погиб сегодня и ещё дымит. Втаптываем огонь у корней тонкой берёзы - может, выживет.
Погибла живность, птицы и их гнёзда, сгорели дачи. Со стороны эти слова кажутся строчкой, на самом деле это страшная смерть - не суметь спастись от огня и дыма.
Дыма тут столько, что всё похоже на огромную устроенную чьими-то руками адскую коптильню. Власти потом скажут, что, скорее всего, был намеренный поджог. Но я бы независимо от того, случайно это или специально, поднимала бы наказание за такое до максимального: до реальных сроков в колониях с работами на лесопосадках и не только, без оплаты от государства.
Чтобы каждый, кому придёт в голову бросить непогасшую спичку, тлеющий костёр или уехать с работы домой, не отремонтировав столб у линии электропередач и не проверив, есть ли нахлёст проводов, понимал: загорится - и с него обязательно спросят. За природу, за сгоревших дачи, за погибшую и изуродованную живность, потому что всё это - родина многих сотен людей, за право гордиться которой он стучит себя в грудь каждый год 9 Мая и хрипло орёт после бутылки пива «Ура» под огнями салюта.