Благотворительный фонд «Доноры Забайкалья» в шестой раз провёл в Чите акцию по поиску доноров костного мозга. В течение двух дней каждый желающий мог сдать кровь и, возможно, стать потенциальным донором. За всё время, что акция проходит у нас, российский регистр доноров пополнился на 800 человек из Забайкалья, а в этот раз к ним прибавились ещё 27. Организаторы считают результат неплохим, потому как лучше 27 осознанных, чем 100 пришедших за компанию и испугавшихся при первом совпадении.
Как ищут доноров
Трансплантация костного мозга обычно требуется при злокачественных болезнях крови, при дефиците иммунитета, заболеваниях метаболизма и аутоиммунных заболеваниях. Фраза про поиск доноров костного мозга пугает, хотя на деле процедура выглядит вполне привычно.
В самом начале добровольцу предлагают заполнить анкету, где он должен рассказать о состоянии своего здоровья. Ограничений тут немного – возраст от 18 до 45 лет, вес больше 50 килограммов и отсутствие серьёзных заболеваний. Кроме того, человек не сможет стать донором, если имеет зрение минус 6 и ниже либо ему удалили какой-то внутренний орган.
Затем донор получает пробирку и проходит в маленький кабинет, где сдаёт кровь из вены. Это первичное типирование крови, определение основ донорского материала. Эту кровь отправят в лабораторию тканевого типирования Национального медицинского исследовательского центра гематологии в Москве. Дальше от человека ничего не зависит. После внесения материалов в донорский банк необходимо ждать, пока найдётся нуждающийся в пересадке человек. Порой это занимает годы.
Если такой человек всё же найдётся, донора попросят сделать расширенное типирование. И если после него совпадение окажется стопроцентным, донору предложат два варианта. Первый — забор стволовых клеток методом сепарирования из вены. Это когда вводят специальный препарат, чтобы стволовые клетки выделились в кровь, затем кровь из вены прогоняют через сепаратор, забирая стволовые клетки, остальную кровь возвращают в русло вены через другую руку. Второй вариант — забор стволовых клеток из тазобедренной кости.
После процедуры донор в тот же день отправляется домой. Реабилитации никакой нет – есть вероятность, что после забора крови человек ощутит недомогание, головные боли, тошноту или боли в костях, но это – нормальная реакция организма на донорство. Длительный постельный режим и уж тем более капельницы не понадобятся.
Спустя несколько месяцев донор может поинтересоваться, прижились ли его клетки. Через 2 года больной узнает, кто ему помог, а донор – кому он помог. Они даже смогут встретиться. Благотворительные фонды периодически организуют такие встречи.
«Не сложно и не страшно»
В последний день шестой акции в Чите к обеду кровь сдали лишь восемь человек. Среди них — ведущий «Радио Сибирь» Сергей Лучкин. Говорит, узнал о донорстве от руководителя организации «Доноры Забайкалья» Юлии Литвиновой. Подумал и решил, что готов помочь.
«В марте Юлия пришла к нам на радио с Мариной (первым донором костного мозга в Забайкалье – ред.), рассказали всю историю. Я ещё подумал, что это не сложно, на самом деле. Ничего страшного, необычного в том, чтобы прийти и сдать кровь, нет. Почему бы не помочь», — говорит Лучкин.
Потом его отведут в кабинет, в пробирку наберут кровь, положат ватку на ранку. Всё очень быстро, что опомниться не успеешь.
А что потом?
Российский регистр доноров за всё время пополнили 800 забайкальцев. Это сравнительно немного. В том же Нижнем Новгороде такие акции проходят, как и у нас, дважды в год, однако сейчас в регистре от города числится 3 тысячи человек и насчитывается порядка 15 трансплантаций.
В Забайкальском крае за всё время донором стал один человек. Хотя предварительных совпадений было семь. Каждый из этих людей сдал повторно кровь на расширенное типирование, но на 100% подошёл лишь один. Такой вот шанс на восемьсот – из восьмисот человек лишь один.
Жительница Читы в начале 2020 года стала донором костного мозга для годовалого малыша. Теперь их встреча возможна только через 2 года, когда будет точно известно, что болезнь побеждена.
Одна из таких акций в Чите однажды привлекла 300 человек, а в этот раз их было 27. Организаторы говорят, что в условиях пандемии это – хороший результат. Хотя предполагают, почему цифра с каждым годом уменьшается.
«Либо те, кто хотел, уже пришли — те, кто это сделал осознанно, и 800 человек – это наш максимум. Дальше остались либо те, кто не могут по физическим ограничениям, либо боятся, либо не видят ту информацию, которую мы распространяем», — предполагает руководитель организации «Доноры Забайкалья» Юлия Литвинова.
При этом организаторы акции считают, что пусть лучше придёт 10 человек, но осознанно. Потому как сдать кровь и забыть не получится, однажды может прозвучать звонок с неожиданным известием о том, что где-то кому-то нужна помощь.
«Думаю, все идут на зов сердца. Был случай, когда пришёл человек за компанию. Когда он совпал предварительно, ему сказали сдать ещё три пробирки, а он сказал: «Не хочу». Но в основном люди приходят, потому что знают, зачем, и хотят», — говорит Литвинова.
Сам же процесс типирования крови недешёвый, а на поиск донора в зарубежном регистре нужно 1,5 миллиона рублей, в российском – 300 тысяч рублей.
Но на кону здоровье и жизни. Оттого такие акции нужны, даже если придёт 27 человек. И кто знает, когда-то их телефон зазвонит с заветным: «Вы готовы?» И они ответят: «Да».