Mемориальная доска народного артиста России Владимира Кнестикова не очень-то заметна. Её оттеняет витрина цветочного магазина с шикарным манекеном внутри. И народ здесь почти постоянно торопится — к светофору или на остановку. Есть в этом факте расхождение с яркой жизнью и громкой трагедией смерти актёра.
ИА «Чита.Ру» в рамках нового проекта «Здесь был Вася» знакомит читателей с примечательными постройками столицы Забайкалья через истории известных людей, которые в них жили или работали.
Кнестиков родился в 1950 году в рабочей семье в Новосибирске. Мечтал о театре с детства. В одном из интервью вспоминал своё первое потрясение от постановки «Кошкин дом». Юношей он играл в народном театре, а после окончания в 1973 году Новосибирского театрального училища работал в новосибирском Театре юного зрителя. Затем он оказался в Приморье и в 70-х осел в Чите. В драмтеатре он проработал почти 25 лет — до конца жизни, сыграв более 70 ролей.
Про Кнестикова выходила передача на ГТРК «Чита» в цикле к 80-летию Забайкальского драмтеатра. Хорошая передача, с советскими архивными съёмками, интеллигентным голосом директора театра Юрия Пояркина в качестве ведущего и трогательными воспоминаниями современников. Мне человеку, далёкому от драматургии, было интересно.
За два года до окончания училища Кнестиков познакомился с Людмилой Лариной – уроженкой Владивостока, которая стала его супругой. Вместе они работали в Приморье и затем, в 1975-м, переехали в Читу. К 1981 году Кнестиков занял ведущее место в труппе театра. Играл любимого многими забайкальцами Васю Кузякина в постановке «Любовь и голуби». Лучшей ролью 80-х считал Скапена в пьесе Мольера. В 1983 году Кнестикову было присвоено звание Заслуженного артиста РСФСР.
Ветеран союза театральных деятелей России Алла Смирнова в передаче ГТРК вспоминала, что во время гастролей после спектакля «Рябиновая ночь» в одном из районов области к Кнестикову подошли местные мужики с предложением поработать у них председателем колхоза – так он убедительно играл.
Актёр, хоть и пользовался большим уважением в масштабах России, не стремился уехать из Читы. Период 90-х годов, со слов Пояркина, был самым ярким. Кнестиков сыграл роль Зиновия Борисыча в «Леди Макбет Мценского уезда». Спектакль был признан лучшей постановкой 1994 года, и его показывали в Московском драматическом театре на Малой Бронной.
Утром 25 мая 1999 года было обнаружено возгорание квартиры Кнестикова. Владимира Васильевича нашли обгоревшим. Нападавшие нанесли ему 17 ударов ножницами и два удара топором. Убийц нашли почти сразу, и к концу года дело передали в суд. Для них требовали сурового наказания. Газета «На боевом посту» в конце года сообщала, что руководство театра обратилось к СМИ с просьбой уделить особое внимание делу об убийстве Кнестикова.
Завершение 59-го театрального сезона было осложнено. Помимо Кнестикова, ушёл из жизни и старейший на тот момент читинский актёр Равиль Жантимирович Аббясов.
Дом, в котором жил и был убит Владимир Кнестиков, ничем особенным не примечателен. Построен он в 60-х без особых архитектурных изысков. По ошибке его иногда называют «Весной», однако исторический магазин, давший название остановке общественного транспорта и району, находился чуть дальше — на Ленина, 53. А в 41-м в здесь некоторое время работал торговый дом «Весна».
Двор кнестиковского дома мне напоминает локацию из фильма «Брат» — тесный проезд, подворотня, серая атмосфера старины. Её усугубляет особнячок, в котором раньше находилась лаборатория по мониторингу загрязнения поверхностных вод. Дом максимально странный во всех отношениях — в него несколько лет назад нелегально пробиралась отважная журналистка Юлия Скорнякова.
Подворотня украшена очень старым граффити — этому рисунку около 20 лет. Хоть он и заклеен, но всё же хорошо сохранился благодаря защите от света и дождя.
Mемориальная доска появилась на углу улиц Ленина и Столярова спустя год после смерти актёра — в мае 2000-го. Распоряжение о её установке подписал мэр Александр Седин. Скорость решения этого вопроса можно считать признанием заслуг Владимира Васильевича.
Раньше доска находилась чуть дальше от угла здания, на специальном барельефе, и была более заметной. Так было, когда в доме находился магазин электроники «Токио» и обувной магазин «Westfalika». Салону цветов «Оазис» потребовалась витрина, из-за которой доску сдвинули. И в этом есть что-то такое: перед изображением актёра теперь всегда находятся цветы.