
Демонстрация в Чите в 1917 году
Известный черно-белый снимок с митинга, посвященного революции, который прошел в Чите 10 марта 1917 года, стал заглавной фотографией моего предыдущего текста о том, кто жил в городе в это время. Фото я выбрала просто потому, что оно касалось нужного мне времени для рассказа о находках из архива. Но после выхода публикации меня неожиданно спросили, знаю ли я об интересной судьбе женщины, которая несет флаг у здания Шумовского дворца. После этого я собрала всё, что известно о террористке и революционерке, недолго пробывшей в Чите.
Женщина несет лозунг партии социалистов-революционеров или эсеров «Земля и воля». Эта партия активно участвовала в политической жизни страны после Февральской революции 1917 года, которой и был посвящен митинг. В это время в город с каторги приехала одна из самых известных эсерок страны — Мария Спиридонова, позже ставшая лидером левых эсеров, устроивших в 1917-м вместе с большевиками уже Октябрьскую революцию. Именно она, вероятно, и попала на известное в определенных кругах фото.
Гимназистка с жаждой справедливости
Мария Александровна родилась в Тамбове 16 (28) октября 1884 года. Уже учась в гимназии, она начала бороться с «несправедливым миром» — преподавателями, которые, по ее мнению, не уважали учеников. После окончания обучения или отчисления (историки в этом вопросе не сходятся) работала в губернском дворянском собрании конторщицей. В это же время примкнула к местной организации эсеров и вступила в боевую дружину.
Девушка воодушевленно участвовала в демонстрациях, а потом поддержала идею о том, что необходимо пролить кровь. В октябре 1905-го тамбовская организация эсеров вынесла смертный приговор советнику губернского правления Гавриилу Луженовскому, который распорядился жестко подавлять все крестьянские волнения. Выполнить задуманное вызвалась Мария.
Она несколько дней следила за жертвой и застрелила чиновника на вокзале в Борисоглебске в Воронежской области, когда он возвращался с казаками с одной из карательных поездок. Выпустив в Луженовского пять пуль, девушка хотела покончить с собой, но не успела — ее задержали.

Спиридонову приговорили к повешению. Но затем заменили казнь на бессрочную каторгу из-за того, что у нее обнаружили туберкулез.
Поездка в Забайкалье
В июне 1906 года Марию Спиридонову вместе с другими женщинами-террористками перевели в Акатуйскую каторжную тюрьму в Забайкалье. Везли их на Нерчинскую каторгу в вагоне, прицепленном к скорому поезду. Мария, несмотря на молодой возраст, в 21 год стала лидером этой группы. В народном сознании в фигуре Спиридоновой видели «народную заступницу» и «страдалицу».
Кандидат исторических наук, краевед Александр Баринов описывал триумфальную в некотором роде поездку в отдельном тексте. Люди встречали поезд на больших станциях и передавали пожертвования: часы, деньги и украшения.
Вольготная каторга
До конца 1906 года режим на каторге был достаточно мягким. Политических преступников отпускали погулять в лес, разрешали носить собственную одежду и читать книги. Семьи заключенных жили неподалеку в деревне — отцов и мужей отпускали туда с ночевкой.

Женщин называли фуриями русской революции
Однако зимой 1907 года поступило распоряжение перевести женщин в Мальцевскую тюрьму, которая тоже находилась на Нерчинской каторге, но условия содержания резко отличались и были крайне тяжелыми.
Дальнейшая судьба и расстрел
После Февральской революции Спиридонову освободили по распоряжению министра юстиции Александра Керенского. 8 марта 1917 года она прибыла в Читу, где и стала почетным участником митинга. Некоторое время она жила в доме Бронштейна на Чкалова, 96. А затем уже отправилась в Москву, где занялась агитацией и пропагандой, писала статьи.
Мария Спиридонова критиковала власть большевиков и призывала к мировой революции. Сначала ее арестовывали и отпускали. Однако в 1919 году обвинили в клевете и антибольшевистской деятельности. Следующие 22 года она провела в ссылках и заключении. Когда Мария Александровна была в ссылке в Уфе, то вышла замуж за левого эсера Илью Майорова. В 1937-м ее перевели в Бутырскую тюрьму, а затем приговорили к 25 годам заключения.
8 сентября 1941 года под Орлом ее вместе с другими 153 заключенными расстреляли. К городу приближались фашистские войска, советская власть решила не эвакуировать осужденных по политическим статьям. В этот же день расстреляли и мужа Марии, которого тоже содержали в Орловской тюрьме. Но супруги не знали, что находились рядом, и умерли в один день.







