Двадцать вторые по счёту летние Олимпийские игры 1980 года, проходившие в Москве, по оценкам экспертов Международного олимпийского комитета, входят в тройку лучших игр современности, а система безопасности и порядка остаётся непревзойдённой до сих пор. Эти соревнования известны тем, что более 50 стран их бойкотировали из-за введения советских войск в Афганистан. Так или иначе, борьба за медали развернулась между спортсменами из 80 государств, ровно столько же золотых медалей тогда завоевали представители СССР.
Мы нашли забайкальцев, которые в те далёкие годы побывали в предолимпийской Москве, сами принимали участие в играх, охраняли покой гостей столицы, а также были обычными зрителями, приехавшими в составе делегации.
Владимир Кибирев. В 1980 году - главный редактор многотиражной газеты «Строитель» Главчитастроя.
- В то время тираж у нашей газеты был 15 тысяч экземпляров. Она казалась, конечно, мелковатой на фоне, скажем, «Забайкальского рабочего», который выходил тиражом 175 тысяч экземпляров, но всё же. Так получилось, что каждый год нас журналистов отправляли во время отпуска или просто в командировку руководителями туристических групп в страны ближнего зарубежья: Польшу, Чехословакию, ГДР. В 1980 году за месяц до открытия Олимпиады мне позвонили из «Интуриста» и попросили возглавить группу, которая направлялась в Румынию и Болгарию, я поехал. По пути на несколько дней мы останавливались в Москве, поселились в гостинице, где нам сказали, что на обратном пути сюда нас больше не заселят, потому что после отъезда туристов гостиница должна будет выстояться две недели, чтобы провести санобработку и уборку.
Когда мы вернулись из-за рубежа, до Олимпиады оставалась всего неделя, я решил на время остановиться у друзей. И вот зашёл в один из магазинов и был страшно поражён. Ещё когда мы ехали за границу, я тоже был в московском магазине, но встретил там только большие очереди, пустые полки, запустение. Но за неделю до Олимпиады полки в этом же маркете просто ломились, было всё, самые немыслимые дефициты. За рубежом такое продавалось только в валютных магазинах, куда, конечно, мы тоже заходили, но у нас валюты не было, и оставалось только исходить слюной.
В Читу я улетел за несколько дней до открытия Олимпиады, нужно было выходить на работу. И снова увидел контраст: в Москве есть всё — в Чите нет ничего. Здесь в Забайкалье за соревнованиями мы, конечно же, следили, тогда, насколько помню, был всего лишь один телеканал. Мои друзья-болельщики смотрели за ходом Олимпиады с утра до вечера, сотрудники нашей редакции просыпали частенько, а потом весь день обсуждали. Мои коллеги Владимир Галактионов и Александр Потяев тоже всё комментировали по-своему, выплёскивая информацию и впечатления на страницах газет, потому что телевидение тогда ещё не во всех сёлах было, а газеты доставлялись повсюду.
Борис Максимов. В 1980 году — председатель комитета по физической культуре и спорту Читинского облисполкома.
- До начала московской Олимпиады Министерством физкультуры и спорта РСФСР была сформирована группа специалистов, руководителей, тренеров, ведущих спортсменов, ветеранов, руководителей спортивных организаций страны. Вот в составе такой группы я был приглашён в Москву. Мы были обеспечены бесплатными билетами, получили отличную возможность хорошенько познакомиться и с ходом соревнований и что не менее интересно понаблюдать за той неповторимой обстановкой в Москве, это было необычайно. Столицу подготовили великолепно — не только спортивные сооружения, но и всё остальное. Царили чистота и порядок. Наверняка вы слышали, что из города были удалены определённые категории населения: попрошайки, тунеядцы, алкоголики. На улицах появились кафе, павильоны, буфетные стойки. Можно было легко и свободно перекусить в любом месте. То, что сейчас называют предприятиями быстрого питания, это как раз впервые в СССР появилось на Олимпиаде.
В городе помимо множества сувенирных лавок установили стенды, где можно было общаться с гостями Олимпиады. В общем, вот это впечатление от гостеприимства Москвы, о котором много лет после говорили и утверждали, что наша столица провела на то время лучшую Олимпиаду, но сейчас говорят одну из лучших, я его полностью поддерживаю.
Ну и сами соревнования, конечно, были организованы безупречно, в чём мы как специалисты могли убедиться.
Пётр Тарасов. В 1980 году - подполковник милиции, заместитель начальника межобластного учебного центра по подготовке младшего и среднего состава.
- Ещё в 1979 году в Читу из Москвы из отдела кадров МВД приезжали сотрудники и искали того, кто возглавит группу забайкальских милиционеров. Предлагали и мне, но я поначалу отказался, но всё же потом принял решение ехать. Надо, значит надо. Начался очень сложный отбор в команду, кто-то подходил, но потом выбывал по болезни, кто-то просто не подходил. С октября я уже практически жил в Москве, проводил подготовку там, занимался вопросами разработки функциональных обязанностей для милиционеров, ведь понятно, что они специалисты, но им предстояло работать и по другом времени, и в другом месте. До старта Олимпиады в Читу я прилетал несколько раз, всё продолжал формировать отряд, подбирал людей, обучал. И вот, в конце июня вся группа из 156 милиционеров, среди которых были сотрудники ОБХСС, ДПС, инспектора уголовного розыска, вылетела из Читы в Москву.
Поселили нас в столице в школе №139, прямо в учебных классах были установлены кровати. Здесь же жили отряды ещё из двух регионов. Задача забайкальцев заключалась в том, чтобы обеспечивать порядок в спортивном комплексе «Олимпийский» на проспекте Мира. Сначала думали, что будем работать внутри, всё обследовали, изучили, но потом нас перевели на наружное обеспечение, что создало немало трудностей. Это был очень сложный объект, нужно было 55 тысяч зрителей запускать и, соответственно, столько же выпускать. В помощь вдобавок к моим бойцам мне давали 430 солдат внутренних войск и 12 милиционеров на лошадях. Сложностей было много, например, все сумки зрители должны были сдавать в камеры хранения, но далеко не все на это соглашались.
Дежуря на улице, я не видел многих соревнований, но мне довелось как обычному гражданину в качестве зрителя побывать на церемонии закрытия Олимпиады-80. Конечно, я видел как улетал мишка, слёзы, действительно, бежали у многих. Прощание было очень грустным, несмотря на то, что мы — милиционеры - свою функцию всё-таки выполнили достойно. В Читу я вернулся в середине августа.
Владимир Ешеев. В 1980 году - член сборной СССР по стрельбе из лука, участник летних Олимпийских игр 1980.
- К Олимпийским играм в Москве мы серьёзно готовились, всей сборной ездили тренироваться в Волгоград. Чувство патриотизма и отношение к соревнованиям было колоссальное. К сожалению, в 1979 году по политическим соображениям мы, как и ещё 11 сборных, пропустили чемпионат мира по стрельбе из лука, который проходил в Берлине. Это, безусловно, получило свой отголосок, ведь всегда хуже, когда спортсмены готовятся, но при этом не выступают на крупных соревнованиях. Всё же капитан нашей сборной на Олимпиаде-80 Кетеван Лосаберидзе завоевала золото в личном первенстве среди женщин, Борис Исаченко и Наталья Бутузова взяли серебро, а я занял пятое место, скажем так, выступил крайне неудачно.
Все мы знаем, что московская Олимпиада проходила на фоне войны в Афганистане, многие страны поддержали бойкот, не выступала сильнейшая команда США, но всё равно игры прошли очень красочно. Помню, в магазинах появились финские салями, всевозможные йогурты, но при этом Москва была как-будто пустая.
Ещё запомнил, что какие-то британцы в олимпийской деревне пытались устроить протест против войны в Афганистане. Подключили огромные колонки, громкоговорители, включили музыку, достали транспаранты. Но выглядело всё как будто праздник с песнями и танцами, поэтому эффект от демонстрации протеста размылся таким образом.
Если сейчас сравнивать недавнюю Олимпиаду в Сочи и московскую Олимпиаду, то в Сочи, конечно, организация была выше: выстроена служба волонтёров, все условия для масс-медиа в том числе. Но это не значит, что Олимпиада-80 была хуже, по тем временам — это был высочайший уровень.