Спорт «Детское» интервью Устюгова

«Детское» интервью Устюгова

Юные воспитанники школы биатлона Забайкальского края спросили двукратного олимпийского чемпиона Евгения Устюгова, надо ли есть кашу и делать зарядку, как справиться с волнением на огневом рубеже и чем занимаются его дети.

Воспитанники школы биатлона Забайкальского края ждали мастер-класс от двукратного олимпийского чемпиона Евгения Устюгова, а получилось коллективное интервью – гость из Красноярска рассказал 8 февраля, почему надо есть кашу, делать утром зарядку, как справиться с волнением на огневом рубеже и чем занимаются его дети. ИА «Чита.Ру» публикует самые интересные ответы титулованного биатлониста на вопросы юных читинских спортсменов, их родителей и тренеров.

- Во сколько лет вы начали заниматься спортом?

- В биатлонную секцию пришёл в 12 лет, была дружная хорошая команда – много детей, как и я 1985 года рождения, занималось. Были и те, кто уже служил в СКА или тренировался после армии, тянулись за ними.

- Сами захотели заниматься биатлоном?

- Да, мы с братом, который на два года меня старше, подошли к родителям и попросили записать нас на биатлон, поскольку бегать по разным секциям стало неинтересно.

- В биографии указано, что вы на лыжах с трёх лет.

- Не знаю, откуда СМИ взяли эту информацию, но в три года в принципе на лыжах стоять невозможно, у меня ребёнок в три года по ступенькам ходит – я опасаюсь. Нет, не стоял, хотя у меня родители - мастера спорта по лыжным гонкам, мы каждые выходные ходили на лыжах, но это было лет с пяти.

- Про три года в «Википедии» написано.

- Надо удалить, внести ясность.

- В каком городе вы начали заниматься?

- Родился в Красноярске, там тренировался и сейчас живу. Первый тренер с города Канска, поэтому там мне дали винтовку, выделяли патроны. Но выступал всегда за Красноярск, позже перешёл к тренеру сборной региона.

- Когда вы первую медаль получили?

- Медаль не помню, но есть грамота за второе или третье место в легкоатлетическом кроссе на километр. Во втором классе получил.

- А я получила медаль и грамоту!

- Молодец!

- Какой был ваш первый разряд?

- Первый разряд (смеётся). Мы отслеживали свои результаты, смотрели, кто за какое время пробежал, но в конце 90-х школа биатлона в Красноярске только восстанавливалась, поэтому ничего за разряды не давали. Сейчас за первый разряд министерство спорта официально выдаёт книжку, значок, а у нас такого не было. Когда выполнил кандидата в мастера спорта, дали какой-то клочок, где написано, что ты КМС. Уже куда-то потерялся. Сейчас же удостоверения дают.

- Когда вас в сборную взяли?

- Попал в молодёжную сборную в 2005 году, спустя 2 года пригласили во взрослую сборную. На этапах Кубка мира начал выступать в январе 2009 года.

- Сколько лет вы занимались биатлоном, прежде чем попасть в сборную?

- Начал в 1997-м, в основную сборную попал в 2007 году.

- Трудно было в национальной сборной включиться в тренировки, вливаться в коллектив?

- Сложно психологически. Приходишь, тебя никто не знает, в команде звёзды. Ребята-то адекватные, но самому тяжело. Легенда какая-то ходит, что в сборной другие тренировки, тяжелее. Хотя на самом деле они не тяжелее, скорее разнообразнее, возможностей больше, чем у себя в регионе. Но поначалу казалось, что это не так - после первого сезона подготовки в сборной я не то чтобы на чемпионат Европы не попал, физически ожил только к апрелю, когда был чемпионат России, где себя проявил. Хотя раньше на международные соревнования спокойно попадал. Хорошо, что тренеры решили ещё на год попробовать взять меня в команду. Тогда я уже с другими мыслями тренировался, и появился результат.

- Чем ещё занимались, кроме биатлона?

- Скалолазанием и горными лыжами. В секции как любителю выдавали лыжи в аренду, и катался. На скалодром ходил 8 месяцев, потом стало неинтересно.

- Был пример для подражания?

- Старался от разных спортсменов брать лучшее. Не скажу, что Бьорндален гуру, но отличный спортсмен. Есть и другие - Сергей Чепиков, Павел Ростовцев.

- Как совмещали тренировки с учёбой?

- Сложно было особенно в институте. Я был уже в сборной, уходил в академический отпуск, переводился на заочную форму, но окончил Сибирский технологический институт по специальности «Лесоинженерное дело». Диплом на «отлично» защитил. Хотя непросто, когда отсутствуешь 10 месяцев в году. Спасибо преподавателям, что шли навстречу.

- Служили в армии?

- Служил в спортроте, филиал ЦСКА ВВС. Всё как у всех – и в казарме жил, и поел солдатской пищи, поняв, что такое шарик масла и насколько он дорог по утрам. Хотя, конечно, чаще на сборы ездил.

- Вы были в команде Антона Шипулина?

- Когда как, иногда и он не бежал.

- Были цели, когда пришли в биатлон?

- Не ставил. Были цели в подготовке – проехать, например, в месяц 300 километров. Надо понимать, зачем их проехал, с какой интенсивностью. Сразу нацеливаться на результат неправильно - будешь хотеть, стремиться, а в итоге ничего.

- Перед стартом у спортсменов возникает мандраж, как бороться?

- У нормального человека мандраж должен быть. Если я был сильно спокойный перед гонкой, то ничего хорошего не получалось – приходилось самому себя держать в тонусе, раззадоривать. Это индивидуально, нужно чувствовать себя и понимать.

- Как справлялись с давлением на последнем рубеже в ответственных гонках?

- Когда как, когда-то и не справлялся (смеётся). Последний рубеж своеобразный. Есть, например, Свендсен – хороший финишёр, бегает за Норвегию в эстафетах последний этап, стреляет чисто на последнем рубеже, а вот в Сочи на Олимпиаде не справился. И ничего не поделаешь - мы люди, а не роботы. Если бы знал ответ – обязательно рассказал бы.

- Какие ощущения были, когда стали олимпийским чемпионом?

- В Ванкувере в 2010 году выиграл масс-старт. Весь сезон был удивительный – были и победы, и разные падения, и винтовка отваливалась. Ощущения не объяснить словами, финишную черту пересёк и не понял, что произошло. Осознание приходит, но уже не раз говорил, что всеми наградами и титулами буду на пенсии хвастаться, а сейчас надо работать.

- После завершения карьеры хотелось заняться биатлоном?

- Нет (смеётся). Вчера третий раз с 2014 года выступал. Насытился спортом. Со временем, конечно, заскучаю, но сейчас даже просто покататься не всегда есть время. Выходные тоже бывают рабочими днями.

- Кем работаете?

- Заместителем председателя регионального общества «Динамо», организовываю соревнования, отвечаю за детский спорт, физическую подготовку.

- Жена ваша тоже спортсмен?

- Мастер спорта по биатлону, год тренировалась в молодёжной сборной страны, я был в национальной команде. Мы поняли, что даже дома перестали видеться – я приезжаю, она уезжает на сборы. Тогда я сказал, что пора завязывать со спортом.

- Ваши дети каким видом спорта занимаются?

- Старшей дочке шесть лет, она ходит на танцы. Пробовали фигурное катание, но, к сожалению, очень часто болела от ледовых дворцов. Перешли в спортзал, ей нравится. Скоро поедет на международные соревнования в Казахстан.

Средней дочке три года, ещё ничем не занимается, но хочет на танцы. Сыну шесть месяцев, поэтому тоже ничем не занимается (смеётся).

- Биатлонист, наверное, будет?

- Сам выберет. Одно наставление сделаю – отдам в дзюдо, потом пусть решает.

- Сергей Устюгов (российский лыжник, победитель многодневной гонки Тур де Ски – ред.) ваш родственник?

- Однофамилец. Я с ним давно знаком. В Сочи не повезло – из-за падения других лыжников остался без медали, хотя шансы были. Поздравил его по sms после Тур де Ски. Звонить не стал – в роуминге он (смеётся).

- Завтра, 9 февраля, начнётся чемпионат мира по биатлону. Будете кому-то звонить?

- Не буду ни звонить, ни писать. Знаю, сколько таких же как я желающих им победы. Если перед стартом сидеть и тыкать в телефон, отвечать всем, ни к чему хорошему не приведёт. Не ответишь - обиды начинаются.

- А поздравлять?

- Конечно, если будет с чем.

- Надо ли спортсмену вести дневник самоконтроля?

- Вёл с первого года тренировок, но, как и все дети, терял, забывал заполнять. Самоконтроль актуален. В сборной заполняли по тренировкам, фиксировали все объёмы, чтобы понимать, почему в феврале одна форма, в марте - другая. До юниорского возраста ещё описывал своё самочувствие, но когда стартов стало больше, уже не успевал.

- Нужно ли делать зарядку?

- Спортсмен-профессионал уровня хотя бы топ-30 на Кубке мира может сам решать - надо или нет. Для каждого индивидуально, зависит ещё от менталитета - европейцы сразу завтракают и уже в 8.30 выходят на тренировку, им зарядка ни к чему. У нас план подготовки с 10.30 был, пока не пробежишься, не проснёшься, завтрак не полезет, а без него идти на тренировку неправильно. Мне нужна была гимнастика, чтобы, выйдя на тренировку, сразу начинать работать.

- Что посоветуете по питанию? Надо ли есть кашу?

- Лучше каши ничего нет – рисовая, овсяная. Это понимаешь со временем. Особенно когда плотный график. А в спорте выйти, не поев кашу, на тренировку – можно не доехать когда-нибудь. Был случай – сидели на завтраке в Норвегии, взял яичницу перед стартом с сосиской. Один из уважаемых людей, не буду говорить фамилию, говорит, что как же так, профессиональный спортсмен так не делает. Я говорю, просто хочу, организм требует. В итоге мы за 1-2-е место боролись со Свендсеном, гонка прошла идеально, не хватило метров 300, чтобы выиграть. Каждый индивидуально должен чувствовать потребности, знать, что не повредит.

- Как заставляли себя идти на тренировку?

- В детстве в радость было всегда. До обеда в школе, забегаешь поесть, взять рюкзак и на автобус с двумя пересадками. По дороге ещё успеваешь поспать, главное не проехать остановку. В сборной биатлон – твоя работа. Просто надо. Есть план и надо его выполнять.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления