Страна и мир Каждый турист – инвестор, каждый рубль – в экономику края

Каждый турист – инвестор, каждый рубль – в экономику края

Благодаря развитию международного туризма наш край мог бы получить в виде инвестиций около 20 миллиардов рублей. Но Забайкалье пока этой возможностью не пользуется.

«Чита должна и может стать воротами России», - так считают более сотни предпринимателей, входящих в состав Забайкальского отделения общероссийской общественной организации «Опора России».

О том, что Чита, благодаря приграничному расположению, могла бы стать главными туристическими воротами страны, говорилось не раз. Члены забайкальской «Опоры России» посчитали, что благодаря развитию международного туризма наш край может получить в виде инвестиций около 20 миллиардов рублей в год. Как считают в «Опоре России», к цифрам нужно относиться не предвзято, а с пониманием: даже миллиард рублей дополнительных инвестиций в год для нашего края будет существенным.

Все цифры, планы и, можно сказать, пошаговые действия, члены «Опоры России» отразили в концепции развития международного туризма в Забайкалье.

Каждый турист - инвестор

Важным направлением экономического развития Читы, как считают члены «Опоры России», может стать «китайский» туризм в наш край. Именно въездному туризму нужно уделять особое внимание, ведь на границе с Россией проживают 250 миллионов китайцев.

«Понятно, что Чите сложно развить производство, способное конкурировать с Иркутском и Красноярском, - из-за дорогой электроэнергии. Также тяжело идёт развитие сельского хозяйства. Развитие месторождений - это долгий процесс, который требует огромных затрат, и ещё не факт, что эти компании не зарегистрируют свою деятельность в оффшорах и не будут за счёт этого снижать своё налогообложение - как чаще всего и поступают крупные инвестиционные корпорации. Въездной туризм - это единственное направление, которое может очень быстро и без особых затрат наполнить экономику края крупными инвестициями», - считают члены «Опоры России».

Например, Маньчжурия за 2009 год приняла 5 миллионов внутренних китайских туристов. Для этого в таком же приграничном городе, как и Чита, были созданы культурно-развлекательные программы. Это и открытие многочисленных памятников, и площадей поющих фонтанов, и матрёшек и многое другое. Часто в Маньчжурию китайцы едут, чтобы увидеть россиян и посмотреть на Россию через границу. На такой своеобразный показ выезжает до 1,5 миллионов китайцев, которые платят за это в среднем по 30 юаней каждый.

«Если мы за год привлечём в Читу миллион китайцев, и каждый оставит за двух- трёхдневный тур по 20 тысяч рублей, то наш город получит 20 миллиардов рублей инвестиций. Эти деньги попадут в экономику края через предприятия сферы услуг, развлечений и туристические фирмы. Поэтому любого китайского туриста нужно рассматривать как инвестора», - считают члены забайкальской «Опоры России».

«Русский туризм» в России

Тем более, уже есть подобный пример. Единственная в Китае русская национальная волость Шивэй, расположенная в приграничном с Забайкальем городе Аргун, развивает русский семейный туризм, за счёт которого семьи зарабатывают более 200 тысяч юаней в год. Потомки русских переселенцев, перебравшихся из Забайкалья с конца XIX века по начало 30-х годов XX века на китайский берег реки Аргун, знакомят туристов с бытом, традициями и обычаями русского народа.

Об этом туризме рассказывалось в одном из репортажей китайского спутникового телеканала «Феникс»: «Культурные традиции русских и их потомков от смешанных браков являются своего рода туристическим брендом, позволяющим ежегодно привлекать множество туристов из внутренних районов Китая. Во многих семьях сохранились настоящие предметы русского быта, потомки забайкальцев готовят блюда русской национальной кухни, поют русские песни и празднуют православные праздники», - сообщалось в репортаже.

Направление «Русский туризм» правительство города Аргун решило развить в 2004 году и добилось в этом значительных результатов. Получается, что китайцы добились успеха в развитии русского туризма в Китае.

В 1860 году забайкальский город Кяхта был признан «Золотыми воротами России» - благодаря торговому трафику из Китая. В то время Кяхта была богатейшим городом Сибири. Постепенно город превратился в центр не только деловой, но и общественной, культурной жизни Забайкалья. Причиной этого, по мнению известного народника Попова, отбывавшего ссылку в Кяхте, следует считать положение города на границе нескольких культур: европейской, русской, китайской, монгольской, а также усложнение торговых операций в связи с ликвидацией менового торга, что потребовало привлечения к занятию торговлей образованных людей.

Этот опыт можно и нужно повторить в Чите. Весь товар из Китая везётся через Забайкальск в Москву, а потом вновь возвращается к нам. Чита может стать не только туристическим центром для китайцев и монголов, но и логистическим центром для московских крупнейших компаний для складирования и распределения товаров по России. Для этого и нужно развивать деловую, гостиничную и развлекательную инфраструктуру города.

Заинтересованность и воля, а не нет туристов – нет проблем

«Опора России» провела встречи с представителями турфирм города, чтобы выяснить причины снижения туризма за последние 10 лет.

«Выяснилось, что для развития этого направления нужна только воля и заинтересованность руководства города и края, чиновников всех уровней, бизнес- сообщества и жителей города. Только консолидированными усилиями мы можем быстро и успешно развить Читу. Мы предлагаем сделать развитие въездного туризма национальной идей нашего края и области и начать работу в этом направлении», - отмечают члены «Опоры России».

Как они уточняют, после встреч выяснилось, что у людей нет желания и понимания важности этого вопроса. Есть и препятствия в развитии туризма.

«Складывается впечатление, что чем меньше у нас турфирм и туристов, тем меньше работы и у чиновников, а, значит, меньше стрессов и проблем», - говорят предприниматели.

Сейчас туристические компании, работающие по межправительственному соглашению между КНР и РФ, находятся под мощным прессингом. За любые ошибки и нарушения фирма может быть лишена права заверять списки своей печатью. Фактически это означает, что фирма будет закрыта.

Все турфирмы края отмечают, что сейчас их организации рассматриваются, как нарушители. Развились предвзятость и чиновничий «экстремизм». Сложилось впечатление, что сейчас позиция чиновников такова: никого не пускать и все турфирмы закрыть, потому что так спокойнее жить. Нет проблем - дольше просидишь в кресле. На деле, закрытие любой маленькой фирмы - это потеря туристов-инвесторов.

«Нужно воспитывать фирмы, делать замечания и предупреждения, а не сразу включать карательные механизмы. Так обычно происходит во всех сферах надзора за бизнесом в России», - отмечают читинские предприниматели.

Из-за проблем на таможне при въезде в Россию начал развиваться туризм в Иркутск. В том числе и потому что культура общения у иркутских таможенников выше. Также необходимо добиться выделения денег для ремонта дороги Чита-Забайкальск у федерального центра. На трассе должны располагаться мотели, множество заправок и СТО, так как по дороге ежедневно едут сотни легковых и грузовых машин транзитом из Китая и в Китай. От железной дороги и федеральных структур нужно добиться восстановления и Забайкальского вокзала.

Всем ясно, что Чита может быть интересна туристам своей природой, потому что на севере Китая нет таких лесов и озёр. Китайцам очень нравится посещение Молоковки - они в восторге от природного молоканского источника.

Но понятно, что для привлечения китайских туристов в Россию, а именно в Забайкальский край, нужно создать определённые условия, провести маркетинговые исследования и рекламные компании на территории Китая. Для этого нужно консолидировать усилия бизнеса и власти на территории края. Это – и развитие общепита хорошего московского и европейского качества, строительство развлекательных и спортивных центров. Нельзя забывать о развитии культурного центра города. Например, стимулировать строительство современных памятников, провести ремонт старинных фасадов зданий, магазинов. Всё это должно выполняться с учётом рекомендаций и под контролем архитектуры города.

«Центр города у нас маленький, поэтому сделать из него «конфетку» можно за один сезон», - считают предприниматели. Их предложение – консолидировать годовой бюджет города, который тратится на все районы города, только на улицу Ленина, как основную туристическую улицу.

Туризм как национальная идея

«Мы предлагаем провести конференцию всех заинтересованных в развитии туризма лиц: чиновников, отвечающих за туризм и международные связи; творческих коллективов, деятельность которых может быть интересна китайцам; владельцев гостиничных, торгово-развлекательных, медицинских комплексов; рекламных фирм города, общепита, перевозчиков и всех туристических компаний», - предлагают члены «Опоры России».

Среди предложений предпринимателей и разработка туристического маршрута. В него, например, могут войти посещение Кафедрального собора, концерт с участием национальных творческих и молодёжных коллективов, посещение общепита с традиционной русской и европейской кухнями, сувенирных магазинов Художественного салона. Программа, по мнению предпринимателей, должна быть не затянута, компактна и рассчитана на два дня.

Итогом конференции, по мнению членов «Опоры России», может стать выпуск совместного туристического буклета о Чите на китайском языке. Деньги на его издание можно заработать на рекламе, которая будет размещена в буклете. Распространить это издание можно в туристических фирмах Маньчжурии, Хайлара и Харбина.

«Также очень важным является договорённость туристических компаний и владельцев читинских гостиниц о совместных крупных скидках на услуги. Высокие и не гибкие цены в гостиницах являются одним из факторов торможения развития туризма. В Китае поселиться в любую гостиницу через турфирму значительно дешевле, чем напрямую, поэтому все туристы и работают только через туристические фирмы. Турфирмы имеют скидки до 50%, а гостинцы с этого имеют большой оборот туристов», - уточнили предприниматели.

Но главной задачей, по мнению всех членов организации, должна стать смена отношения всех заинтересованных сторон к въездному туризму – он должен стать национальной идеей для нашего края.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления