Страна и мир Кому грозят китайские баллистические ракеты «Дунфэн-41»?

Кому грозят китайские баллистические ракеты «Дунфэн-41»?

Есть две великие державы на планете Земля, называются Китай и Америка. Но китайцы будут бить из-под нашей подмышки. Есть две великие державы на планете Земля - Китай и Америка. Но китайцы будут бить из-под нашей подмышки.

23 января газета «Глобал Таймс», входящая в медиа-холдинг созданный органом Центрального комитета Коммунистической партии Китая газетой «Жэньминь Жибао», опубликовало небольшую статью, круги от которой широко разошлись по всему миру. Статья называлась «Дунфэн-41» принесёт Китаю больше уважения».

Коротко смысл статьи можно передать в двух абзацах: «Некоторые средства массовой информации Гонконга и Тайваня сообщили о том, что фотографии баллистической ракеты Дунфэн-41 были опубликованы на «материковых сайтах» Китая. Было определено, что снимки были сделаны в провинции Хэйлунцзян.

Некоторые СМИ утверждали, что китайские военные намеренно раскрыли «Дунфэн-41», приурочив его к инаугурации президента США Дональда Трампа. Они полагают, что это станет реакцией Пекина на провокационные замечания Трампа по Китаю».

Упоминание провинции Хэйлунцзян, внешние границы которой протянулись от Приморья до Забайкалья, вызвало шквал публикаций: от злорадных до нейтральных, от домыслов до добротных аналитических статей.

Например, наши соседи по глобусу с Украины публиковали сообщения об этом под заголовками «Пескову пришлось публично признаться в беспрецедентном позоре разведки РФ: путинская администрация узнала о появлении ядерных установок на границе с Китаем из СМИ», «Китай развернул баллистические ракеты прямо перед носом у Путина», «Этого не может быть! Китай ведь наш друг!» - в России отреагировали на размещение ракет у границ с РФ». Такая тональность и акценты в подаче информации понятны. Нет сейчас ни одного украинского СМИ, которое бы не кормило своих читателей чем-то подобным. Любое событие там трактуют как очередную «зраду», которая произошла у нас.

Но украинскими СМИ дело не ограничилось. В соцсетях в движение пришли представители всего спектра политических воззрений в России.

Появились даже некие объяснения конспирологического характера. Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин считает , что «новость в России была воспринята в основном спокойно: ракета-то межконтинентальная, а значит, предназначена для другого континента. Впрочем, либеральная часть российского общества принялась обсуждать очередной нож в спину со стороны наших китайских партнёров.

Есть основания подозревать, что подобного рода информационные вбросы прямо призваны, с одной стороны, мобилизовать либеральную общественность, а с другой — потренировать её оппозиционные навыки. Причём занимается этим не только западная пресса, но и вполне себе российская провластная: специфически подобранные информационные поводы выводят оппозиционно настроенное либеральное сообщество из формата реальной политики в увлекательный виртуальный мир протеста, заставляя заниматься форменным блохоискательством в поиске очередного провала режима».

27 января аналитическая редакция интернет-издания EADaily подчёркивала: «логика «испугавшихся» в России и внешних «пугателей» от географии пошла дальше, и информационный повод дал возможность порассуждать о необходимости стратегической переориентации России с якобы «враждебного» Китая на «демократические» США и их союзников, тем более, что предложения о равноудалённости РФ от США и КНР уже прозвучали из уст геополитических стратегов Запада.

Особо характерной «невменяемостью» в этом отношении отличился комментарий на германском околоправительственном ресурсе Deutsche Welle ведущего программ телеканала «Дождь» российского журналиста Константина Эггерта. На Deutsche Welle он фигурирует как «von Eggert». Комментарий этого барона «Дождя» озаглавлен «Китайские гвардейцы Кремля».

«Во имя сохранения нынешнего политического режима Москва готова к роли младшего партнёра Пекина», - утверждает Эггерт, выводя вопрос о китайских ракетах из сферы безопасности и внешней политики РФ в сферу политики внутренней. Он полагает, что стоит сменить режим в Москве, и противники станут друзьями, а нынешний стратегический партнёр – противником».

Если обратиться к фактам, то ситуация в общих чертах представляется так: ничего в китайских СМИ, тем более в издании, входящем в партийный медиахолдинг, не публикуется случайно. Каждая публикация несёт в себе определённый посыл конкретному адресату.

В данном случае смысл китайского месседжа и адресат предельно ясны. Относительно того, что Китай как-то должен был продемонстрировать своё недовольство тем, что уже успел сделать и сказать вновь избранный американский президент (включая заявление о том, стоит ли так слепо придерживаться принципа «одного Китая», когда Пекин ведёт себя «нечестно» в двусторонней торговле, а также телефонный звонок президенту «мятежного» Тайваня), ни у кого сомнений не было.

Упоминание межконтинентальной баллистической ракеты «Дунфэн-41» (DF-41) не случайно. Дальность DF-41 может составлять до 14 тысяч километров, что делает её самой дальнобойной среди ракет, стоящих на вооружении НОАК КНР. Масса трёхступенчатой твёрдотопливной DF-41 оценивается примерно в 80 тонн, а её полезная нагрузка достигает 1,5 тонны и, предположительно, включает либо 1-мегатонный моноблок, либо до 10 разделяющихся головных частей индивидуального наведения тротиловым эквивалентом от 20 до 150 килотонн.

К настоящему времени ракетными войсками НОАК развёрнуты три бригады с DF-41 в провинции Хэйлунцзян, в районе города Синьян в провинции Хэнань и в Синьцзян-Уйгурском автономном районе на северо-западе Китая.

Очевидно, для контроля Евразии китайцам не нужны межконтинентальные баллистические ракеты «Дунфэн-41». Самые отдаленные от КНР европейские государства расположены всего в 5-6 тысячах километрах. Кому могут угрожать ракеты «Дунфэн-41»? Вопрос риторический.

Из западных районов Китая или из восточной провинции Хэйлунцзян до Нью-Йорка и Вашингтона – около 10 тыс. км (по маршруту соответственно в западном и восточном направлениях). Западное побережье США ещё ближе, то есть «Дунфэн-41» долетит с большим запасом. Другого потенциального противника на расстоянии 10 тыс. км (и далее) у Китая нет.

Баллистические ракеты с ядерными боевыми частями — самое мощное на сегодня оружие человечества — представляют собой крайне ценные объекты, являющиеся первоочередными целями в случае возможного конфликта. В силу этого их размещение подчиняется ряду требований, среди которых, помимо оптимального положения для стрельбы по выбранной цели (группе целей), значится и максимально возможная защищённость. Дальность межконтинентальных баллистических ракет, а тем более таких, как DF-41, позволяет размещать их практически в любой точке на территории страны, руководствуясь в первую очередь вопросами максимальной защищённости от возможного удара.

Именно так размещались советские и российские стратегические ядерные силы — позиционные районы МБР отделялись от линии соприкосновения с вероятным противником не только географическим расстоянием, но и плотными рубежами ПВО и позициями сухопутных войск. На сегодняшний день этот принцип сохраняется — позиции ракетных дивизий, раскиданных по огромной территории от Тверской области до Иркутска с максимальной их концентрацией в районе от Поволжья до Западной Сибири, могут быть надёжно атакованы только с использованием стратегических вооружений.

Именно этой логике следует размещение бригады «Дунфэн-41» в провинции Хэйлунцзян, вблизи города Дацин. Огромная боевая дальность ракет DF-41 делает абсолютно излишним их размещение в приграничной полосе, в том случае, если истинной целью развёртывания оснащённой ими ракетной бригады является Россия.

С этой точки зрения, значительно более серьёзную потенциальную опасность для нашей страны представляют многочисленные китайские ракеты средней дальности, которые способны держать под ударом наиболее густонаселённые районы центральной России. Симметричный же ответ на эту угрозу невозможен, поскольку Москва связана условиями советско-американского Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности от 1987 года.

Китайцам нужно размещать ракеты, нацеленные на США, чем севернее, тем лучше (ракеты в США будут лететь не строго с запада на восток, а через Аляску), и чем дальше от зоны действия южнокорейской системы ПРО, тем лучше. В Южной Корее американцы строят ПРО как раз для того чтобы обезопасить себя от китайского удара. В этом смысле у нас с китайцами одинаковые проблемы, только у нас ПРО строят в Европе, а у них в Корее. Судя по карте, самая северная часть провинции Хэйлунцзян - идеальное место для запуска ракет в направлении США, а ракеты оттуда смогут долететь до США даже в том случае, если радиус южнокорейской ПРО окажется выше заявленного, причём время подлёта до США из этого нового расположения действительно сокращается.

Накал в соцсетях достиг такой отметки, что пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, обычно не комментирующий интернет-слухи и публикации на форумах, на фоне возникшего ажиотажа выступил 24 января с содержательным комментарием, в котором, не подвергая сомнению данную информацию, отметил, что военное строительство КНР не представляет угрозы для России.

25 января с весьма изощрённым комментарием по теме размещения ракет выступила официальный представитель МИД КНР Хуа Чуньин. Она дала высокую оценку «позитивному» заявлению Пескова и отметила, что сообщения о ракетах – это «всего лишь домыслы, распространяемые в Интернете».

Эксперт в области китайского военного строительства Василий Кашин считает, что «в случае если одна из бригад DF-41 действительно развёрнута в районе города Дацин, то это можно считать свидетельством высочайшего уровня доверия между Россией и КНР в военной сфере. Расположенная в таком месте ракетная бригада будет бесполезна для нанесения ударов по значительной части российской территории из-за имеющейся у межконтинентальных ракет значительной «мёртвой зоны». В то же время позиции этих дорогостоящих и стратегически важных систем будут надёжно просматриваться российскими средствами технической разведки, находясь при этом в зоне действия российской авиации и оперативно-тактических ракет».

Казалось бы, в этом вопросе можно ставить точку. России, у которой с Китаем выстроены отношения стратегического партнёрства, а сами двусторонние отношения переживают наилучший период, надо гордиться оказанным соседней страной «доверием». Но, как в известном анекдоте, «ложечки нашлись, а осадок остался».

Взять хотя бы характер отношений. Число стран мира, с которыми у Китая установлены отношения «партнёрства», по словам министра иностранных дел КНР Ван И, в 2015 году достигло семидесяти.

Российский китаевед, руководитель Центра научной информации и документации ИДВ РАН Евгений Румянцев вспоминает, как однажды в беседе с китайским учёным последний сформулировал суть китайского подхода к проблеме определения «лучшего» периода в развитии отношений между двумя странами следующим образом: «В 1950-е гг. Советский Союз слишком превосходил Китай по комплексной государственной мощи. Нам это не нравилось». Поэтому нынешняя ситуация КНР нравится больше.

Насчёт оказанного «доверия» тоже не всё гладко. Известный журналист и радиоведущий Сергей Доренко так рассуждает на эту тему: «ракета наиболее уязвима во время разгона. Китайская ракета пройдёт разгонный участок над территорией России, а американцы ни за что не осмелятся сбить её над Россией. Хотя, может, и собьют на раз, так что мы даже моргнуть не успеем.

Но прежде чем ударить по Китаю, американцы дважды подумают: а вдруг Россия решит, что стреляют по ней? У китайцев есть такая стратагема «ворон в облаках» (на самом деле стратагемы с таким названием нет). Путай врага. У русских же нет стратагемы. Мы либо любим, либо ненавидим. И никаких пограничных положений переключателя не существует.

Китайцы гораздо глубже нас, в том смысле, что они хитрые. Они говорят: если мы пустим ракету, то она будет разгоняться над Россией и американцы не смогут её сбить, потому что это пошло, наконец, потому что Россия может ответить, у неё там подводные лодки ходят взад-вперёд вдоль берегов, могут разбомбить всё восточное побережье Америки. Китайцы думают: а если Америка запустит ракету по нам, то она будет лететь как бы в Россию. Система предупреждения распознает точку поражения только через 7-8 минут. Первые несколько минут будет просто понятно, что пульнули в Россию. Прежде чем ударить по Китаю, американцы дважды подумают: а вдруг Россия решит, что стреляют по ней? Это игра двух великих держав. Есть две великие державы на планете Земля, называются Китай и Америка. Но китайцы будут бить из-под нашей подмышки.

Уже упоминавшийся Василий Кашин комментируя свою статью в собственном аккаунте в Фейсбук (запрещённая в России экстремистская организация)е пишет: «прятаться за спину России и оттуда грозить врагам — вполне корректное описание российско-китайского партнёрства в сфере международной политики и безопасности в последние 20 лет. Впрочем, выбора у нас нет, наша внешнеполитическая и военная активность это не услуга Китаю, а неизбежная реакция на агрессию со стороны США и ЕС, а китайцы лишь пользуются плодами».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления