Бизнес Узкий и извилистый топливопровод

Узкий и извилистый топливопровод

В связи с дефицитом, по его словам, на АЗС и были введены высокие цены, которые сыграли роль заградительного барьера. Ситуация с того момента была в чём-то анекдотичная: владельцы заправок были рады тому, что люди отказывались от лишних литров бензина.

17 мая Забайкальский край полноценно окунулся в дурно пахнущий топливный кризис. В этот день его наличие официально признали власти – стремительный рост цен после затишья первой половины мая начался несколькими днями ранее.

Вице-премьер краевого правительства Евгений Вишняков сообщил населению через СМИ, что регулярные поставки автомобильного топлива в Забайкальский край прекратились. Тем не менее, Вишняков утешил забайкальцев, сказав, что правительство края имеет договорённость с руководством компании «Роснефть» о поставках ГСМ из Комсомольска-на-Амуре. Однако об итогах этих переговоров до недавнего времени ничего не было известно.

Зато было понятно, что 21 мая бензина в крае ещё толком не было, и около 2 тысяч тонн АИ-92 должны были поступить «в ближайшее время». Об этом глава региона Равиль Гениатулин говорил в эфире программы «Губернаторский час» на ГТРК «Чита».

Со слов губернатора выходило, что виноваты в дефиците только продавцы топлива: «То есть мы договариваемся, пишем письма, просим отправить, где-то выполняем функции, нам не свойственные. И не где-то, а в полной мере несвойственные, потому что все ныне поставщики, продавцы бензина – это всё, в основном, за редким исключением, это компании, акционерные общества, либо даже частные компании. То есть они сами должны работать на предмет заключения договоров, поставки продукции сюда, их реализации и уплаты потом налогов. Мы с ними связываемся только через налоги. Но вот ситуация кризисная, следовательно, мы начинаем работать за всех, и это нормальное явление».

Ценовые заградительные барьеры

Представители читинских нефтесбытовых компаний в ответ на это кивают в сторону бирж, где возникло необъяснимое затишье.

По словам представителя компании«БРК» Павла Персаня, последняя сделка по продаже бензина АИ-92 с Ангарской Нефтехимической компанией на Санкт-Петербургской Международной товарно-сырьевой бирже была совершена 12 апреля. В связи с этим трейдеры были вынуждены приобретать топливо на Уфимской группе НПЗ по высокой цене. «На сегодняшний день на СпбМТСб покупатели запрашивают по 14 тысяч тонн АИ-92 с Ангарской НХК по цене до 33 тысяч рублей за тонну. При такой закупочной цене розничная цена на бензин не изменится. Единственным правильным решением для «Роснефти» было бы производить реализацию нефтепродуктов независимым АЗС через свои сбытовые структуры в регионах. С начала месяца отгрузки топлива начались в адрес «Иркутскнефтепродукт» и «Бурятнефтепродукт», в связи с этим в Иркутской области цена на 92-ой бензин немного снизилась. До Читинского «Востокнефтепродукта» на прошлой неделе этот бензин, очевидно, ещё не дошёл. «Роснефть» даёт какое-то количество топлива из своих запасов забайкальским компаниям. Компания «БРК» в мае и июне от «Востокнефтепродукта» не получила ни литра», поэтому вынуждена производить поставки топлива с Уфимской группы НПЗ, что сказывается на розничной цене на бензин.

Директор процессинговой компании «Эталон-плюс» Андрей Ведерников также говорит, что продажа бензина на бирже остановилась с апреля.

В связи с дефицитом, по его словам, на АЗС и были введены высокие цены, которые сыграли роль заградительного барьера. Ситуация с того момента была в чём-то анекдотичная: владельцы заправок были рады тому, что люди отказывались от лишних литров бензина. В этом случае их запасы, а следовательно, и бизнес сохранились бы на более длительный срок.

«Вообще, дефицит довольно долго не приходил в наш регион только потому, что у продавцов были разные поставщики и нефтетрейдеры, среди которых не было доминанты. И если появится один крупный поставщик, то он, как супермаркет в отдельном микрорайоне зажимает маленькие магазинчики, начнёт диктовать свои условия», - рассказал Ведерников.

Свободную конкуренцию, то есть покупку топлива на бирже без каких-либо препон, он считает шагом к развитию рыночной экономики, а ситуацию с нехваткой бензина сравнивает с болеющим ребёнком: «Хорошие родители будут лечить насморк, давать нужные лекарства. А плохие - только вытирать сопельки платочком. Ручное управление как раз похоже на этот платочек, которые вроде бы убирает симптомы, но не устраняет его причин».

Кризис, стоп

Сегодня, по словам министра промышленности и энергетики региона Олега Полякова, пик топливного кризиса в Забайкальском крае пройден. Если во второй половине мая в регионе наблюдался острый дефицит автомобильного топлива – запасы наиболее популярного бензина АИ-92 составляли норму на 2-3 дня, то сейчас его запасы составляют норму на 7-10 дней.

«Дефицит топлива у нас сохраняется, но уже не критический. Мы внимательно следили за ситуацией с дефицитом топлива в других регионах и начали детальный мониторинг состояния рынка автомобильного топлива в крае ещё в апреле. Сейчас можно сказать, что благодаря введению по сути ручного управления удалось удержать ситуацию на контроле и не допустить отсутствия топлива на АЗС», - процитировали в пресс-службе губернатора слова Полякова.

По словам министра, 28 мая завершился плановый ремонт на Ачинском нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ), который возобновил поставки топлива. Одновременно нефтесбытовые компании края получают поставки из Уфы, Ангарска, Омска. В настоящий момент отгрузка для нефтесбытовых компаний края с заводов Ангарска, Ачинска, Комсомольска-на-Амуре, Уфы, Омска составляет около 4 тысяч тонн. При стабилизации поставок топлива можно будет говорить о снижении цен.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления