Бизнес Вторая жизнь разграбленной железной дороги

Вторая жизнь разграбленной железной дороги

Аплодисменты, неуверенное «Ура», тепловоз с парой вагонов укатился вдаль. А 3,5 года назад на том же месте происходило ровно то же самое.

Пока что станцию Нарын-1 под городом Борзя, от которой начинается железнодорожная линия до Газимурского Завода, иначе как полустанком и не назовёшь. Пара домиков около путей и никакого перрона. Однако факт её появления всё же говорит о том, что многострадальная и пресловутая дорога Нарын — Лугокан, необходимая для освоения месторождений юго-востока Забайкалья, хоть и в сильно урезанном виде, но борется за жизнь. Более того, строителям пришлось сильно постараться, чтобы устранить последствия разграбления путей и выйти на финишную прямую, запустив 15 декабря рабочее движение по недостроенной дороге. Вот только примерно 3,5 года назад на том же месте происходило ровно то же самое.

Открыли и забыли

Проект освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Забайкалья официально начал свой путь после выхода распоряжения правительства РФ в 2006 году. Железную дорогу, названную «Нарын — Лугокан» - по наименованию маленького разъезда Нарын на юге Александрово-Заводского района и несуществующей станции Лугокан, начали строить в 2008-м как плацдарм для развития пяти полиметаллических месторождений. Она должна была связать будущие горно-обогатительные комбинаты с Транссибирской магистралью. Столь крупный и амбициозный проект решено было реализовать на принципах государственно-частного партнёрства. Большую часть денег из Инвестиционного фонда России пообещало правительство страны, остальное — главный инвестор — горно-металлургическая компания «Норильский никель».

Но проект оказался не прост на подъём. Из-за немедленно возникших финансовых проблем из планов пришлось вычеркнуть освоение Култуминского, Лугоканского и Солонеченского месторождений, оставив только Быстринское и Бугдаинское, а дорогу по проекту укоротить на 202 километра. Соответственно изменилась и конечная точка железнодорожной линии — с Лугокана на Газимурский Завод, в районе которого сейчас строится Быстринский горно-обогатительный комбинат. А отправной точкой по документам стала станция Нарын-1.

На тот момент генеральный подрядчик - компания «Инжтрансстрой» - к лету 2012 года, через сопровождавшиеся финансовыми неурядицами годы, заявила, что железнодорожные пути от станции Нарын-1 до Газимурского Завода протяжённостью в 226 километров проложены. На торжественную церемонию закладки «золотого звена» в Борзю тогда был приглашён первый губернатор Забайкальского края Равиль Гениатулин. Он и вколотил то самое «звено», а на дороге было официально запущено рабочее движение, о чём телеграммой был извещён президент России Владимир Путин. Оставалось достроить необходимую железнодорожную инфраструктуру, и один из основных этапов крупного инвестпроекта страны можно было считать реализованным. Но в планы вмешались непреодолимые обстоятельства, в том числе и... Олимпиада в Сочи.

Генподрядчик бросил все свои силы на строительство олимпийских объектов, а потом и вовсе в марте 2014 года объявил себя банкротом. В июле того же года журналисты ГТРК «Чита» сенсационно заявили, что железнодорожная ветка, строительство которой сравнивали чуть ли не со вторым БАМом, пришла в негодность — стальная колея ржавеет, шпалы рассыхаются, насыпь размыло. Постаралось и местное население, часть дороги растащили на металлолом. Дошло до того, что в Борзинском районе даже появилось специализированное преступное сообщество, похитившее с путей одних деталей на 8 миллионов рублей.

К слову, за пару дней до выхода того самого сюжета в эфир Владимир Путин подписал поручение и потребовал завершить первый этап создания транспортной инфраструктуры для освоения месторождений юго-востока Забайкальского края. В названии проекта по-прежнему фигурировал «Нарын — Лугокан», а дорога от станции Нарын-1 (Борзя) до Газимурского Завода аккуратно называлась лишь участком новой железнодорожной линии, но было понятно, что на сегодняшний день это и будет основная линия. Новым подрядчиком взамен разорившегося «Инжтрансстроя» стала компания «Тындатрансстрой». На 15 декабря 2015 года был намечен ввод объекта во временную эксплуатацию. Событие состоялось, от станции Нарын-1 вновь отправился «первый» рабочий тепловоз, правда, первых лиц региона на церемонии, как в 2012 году, не было. Может быть, побоялись сглазить.

Президент в курсе

«Верхние строения пути, искусственные сооружения готовы для приёма во временную эксплуатацию. За этот год строители исправили те недостатки, недоделки, какие-то моменты негативные, которые были на этой дороге», - кратко отрапортовал на церемонии ввода линии во временную эксплуатацию представитель генподрядчика Владимир Богданович, после чего дал разрешение на отправку тепловоза от станции.

1 из 5

Аплодисменты, неуверенное «Ура», тепловоз с парой вагонов укатился вдаль. Все понимают, что работы впереди ещё много, нужно освоить миллиард рублей и не допустить повторения истории.

«Дорога ещё не окончена, требуется обеспечение связью, сигнализацией, электроснабжением, но для перевозки грузов, необходимых для строительства Быстринского ГОКа и создания инфраструктуры на железнодорожной линии всё уже создано. Окончательно строительно-монтажные работы по плану будут завершение в июне 2016 года, после этого начнутся паспортизация, оформление заключения о соответствии Ростехнадзором, передача имущества на баланс заказчикам — государству и ГМК «Норникель». Официальный ввод в эксплуатацию линии произойдёт до конца 2016-го», - подчеркнул руководитель Читинского проекта ПАО ГМК «Норильский никель» Станислав Лучицкий.

На церемонию запуска линии из Москвы приехал и заместитель руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта Евгений Луковников. Агентство с самого начала назначено ответственным за реализацию проекта, ведь деньги государственные выделены не малые — 24 миллиарда рублей, плюс 8 миллиардов вложил инвестор.

«Этот год стал знаменательным, он определили дальнейшее развитие проекта строительства новой линии. В июне мы запустили в постоянную эксплуатацию автомобильный путепровод (мост, построенный через железнодорожные пути в Борзе — авт.). Сегодня вводим во временную эксплуатацию участок от станции Борзя до Газимурского Завода. Мы находимся в парке Нарын, путевое развитие здесь закончено полностью, но в 2016 году во время сезонных работ тут появятся опоры, на станции появится освещение. Также на линии будет возведено ещё четыре станции — как раздельные пункты для организации движения поездов на участке Нарын — Газимурский Завод. Сам проект имеет довольно широкое обозрение не только в субъекте, но и находится под контролем у руководителя нашей страны. Сегодня мы, реализуя один из этапов, докладываем непосредственно президенту, что участок дороги строится, что нет у нас здесь бросовых работ и федеральные средства, которые выделены на развитие, реализуются», - заверил Луковников всех собравшихся в тот день на станции.

Воровать будет нечего

Конечно, хорошо, что поставлены вполне реальные сроки и задачи, но так было и 3,5 года назад. Плачевный результат мы увидели в 2014-м. Поэтому меня волновало несколько вопросов. Где гарантия, что железную дорогу вновь не растащат на запчасти? Получит ли линия своё продолжение до Лугокана, или эти планы уже в прошлом?

На первый ответил представитель «Норникеля» Лучицкий: «Когда дорога эксплуатируется, воровать некому и нечего. Воровство происходит, когда дорога стоит, когда за ней никто не следит».

Не очень-то убедительно.

Ответ на второй вопрос дал Евгений Луковников: «Нельзя сказать, что всё когда-либо будет в прошлом или будущем, это вопрос следующих строек и следующих поколений. Давайте закончим то, что мы сейчас начали, и посвятим максимум усилий, чтобы к октябрю 2017 года запустить Быстринский ГОК в эксплуатацию. Это самое основное. А перспектива есть всегда, тем более мы не останавливаемся на достигнутом. Мы сейчас рассматриваем ещё несколько месторождений, которые находятся гораздо ближе, чем Лугокан, чем Солонеченское. Эти месторождения находятся в районе Бугдаина и они примыкают к этой же железнодорожной инфраструктуре. У них гораздо больше шансов для развития, чем те участки, до которых нужно ещё много чего строить и подводить».

В сухом остатке из гигантского проекта с более чем 400-километровой железной дорогой и пятью горно-обогатительными комбинатами в 2015 году мы имеем укороченную почти в два раза линию, которая запущена только во временную эксплуатацию, и строящийся Быстринский ГОК, чей запуск намечен на 30 октября 2017 года. По крайней мере, два этих объекта уже сегодня можно реально потрогать руками, а также быть уверенным, что, судя по нынешним ценам на медь и железо, продукция комбината будет востребована. Так и хочется сказать, что начало положено, но это было бы не правдой. Начали ещё раз, так вернее.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления