Бизнес Зарплаты ниже, чем в Китае – эксперт об экономике России и Забайкалья

Зарплаты ниже, чем в Китае – эксперт об экономике России и Забайкалья

«По уровню экономической активности мы находимся в 2008 году, мы откатились назад на 8 лет».

«По уровню экономической активности мы находимся в 2008 году, мы откатились назад на 8 лет», - начинает встречу с журналистами управляющий региональным операционным офисом «Читинский» ВТБ24, преподаватель Байкальского государственного университета Станислав Красноярский. Эта активность, объясняет он, - показатель динамики в отраслях экономики. Сегодня потребительский и строительный спрос остаются на низком уровне, поэтому к заявлениям ряда экспертов о появившихся положительных тенденциях в этой сфере он относится осторожно.

Зарплата ниже, чем в Китае

- При номинальном росте средней заработной платы её реальное значение снижается с января 2014 года. В реальном выражении уровень заработной платы в России стал ниже, чем в Китае, хотя до этого по уровню доходов мы выглядели лучше. Это не придаёт оптимизма, потому что тот, кто формирует спрос - а это потребители, домашние хозяйства – уходят в другую поведенческую модель. Если у нас снижается реальный уровень зарплаты, соответственно, у нас снижается и уровень товарооборота.

Вы помните декабрь 2014 года, когда у нас Центральный банк отпустил курс? Практически весь 2015 год весь товарооборот снижался по всем крупным товарам: как по продовольственным, так и не по продовольственным. Люди стали меньше покупать. Незначительное изменение тренда в январе 2016 года вызвано сезонным колебанием, потому что это период новогодних каникул, когда люди кушают и немного путешествуют. Но, если вы посмотрите в реальном соотношении, в приросте, люди даже тут стали экономить.

То же самое происходит и во внешней торговле, которая также не внушает оптимизма. Это связано с политическими процессами, которые произошли в 2014 году. Во второй половине 2014 года начались санкционные мероприятия, внешняя торговля начала тормозиться, и её оборот тоже снижается. Пока Россия ищет рынки, пытается переориентироваться и немного приударилась в импортозамещение, внешняя торговля, которая формирует сальдо торгового баланса, в своём значении снижается.

В итоге, если у нас снижается потребительский спрос и оборот внешней торговли, если у нас нет спроса на продукцию, то у нас снижается и налоговая база для исполнения федерального бюджета.

2009-й, дубль два

- Тренд нашего федерального бюджета - снижение налоговой базы. Расходы остаются на прежнем уровне, и 4 последних квартала бюджет исполняется с дефицитом, который сопоставим с дефицитом 2009 года. Но если в 2010-2011 годах у нас от этого кризисного падения был «отскок», то сейчас «отскока» нет, экономика находится в рецессии. То состояние бюджета, которое сейчас есть, ни о чём хорошем сказать не может. У любого министра финансов при такой картине судороги начинаются. Нужно искать источники пополнения дефицита бюджета.

Определённые структурные изменения происходят по доходам и по расходам бюджета, растёт доля на силовой и административный блок. Это объясняется задачами по модернизации армии. На самом деле ничего плохого в этом нет, потому что это оборонзаказ, который подталкивает экономику к движению, это дополнительные рабочие места, увеличение объёмов промышленного производства. Это двигает технологии.

Причиной дефицита бюджета является общая тенденция. Если вы посмотрите источники поступления, то нужно понимать, что такая структура доходов и расходов связана с отсутствием экономического роста. Его в стране нет.

Проедали то, что качали

- Давайте смотреть в глаза правде: 80% промышленности, которая работает, и бизнеса, который существует – это бизнес, близкий к государству, это наш нефтегазовый и оборонный комплексы. Соответственно, налоговая база формируется именно оттуда, и требуется определённая экономия, оптимизация и повышение производительности труда. Если мы посмотрим на докризисный 2008 год и 2014-й перед скачком, то в долларовом выражении средняя зарплата россиянина в 2008 году составляла порядка $80-85, а к концу 2014 года - $800. Но мы не стали работать в 10 раз лучше, у нас эффективность не повысилась. Соответственно, мы просто проедали то, что получали от природной ренты, то, что качали из недр.

Россияне это ощутили по своим кошелькам и карманам. Если мы посмотрим на доходы населения и модель финансового поведения, то динамика заработной платы ведёт к снижению потребительских расходов, большое влияние на это оказал кредитный бум 2010-2013 года, когда пошёл «отскок» от кризиса 2009 года, и люди начали активно брать долги, ожидая, что всё будет так же хорошо и дальше. Туда наложился выборный политический цикл 2012 года, где прошло повышение зарплаты силовикам, бюджетной сфере, где были майские указы президента. Людям дали оптимизм.

Сейчас домохозяйства рассчитываются по этим долгам. Снижение доходов повлияло на модель поведения населения, мы видим, что она не потребительская, а сберегательная. Люди начали экономить. Они уже не тратят, а откладывают, создают подушку безопасности. Это абсолютно правильная модель поведения, она продиктована теми реалиями, в которых мы на данный момент живём.

Долговая яма

Естественно, большая проблема легла на региональные бюджеты. Исполнение своих социальных обязательств – это их первоочередная задача, но, как оказалось, доходной базы на исполнение этих обязательств не хватает, региональные бюджеты начали занимать деньги на рынке, в минфине и у банков. Если вы посмотрите динамику задолженности региональных бюджетов, вы увидите достаточно серьёзный рост, при этом очень серьёзно выросли задолженности по банковским кредитам, а это достаточно дорогой ресурс. Там ставки, конечно, меньше, чем рыночные, но это всё равно расходы на обслуживание долга достаточно серьёзные. Даже если это 10-12% годовых, то вы же понимаете, что расходы по обслуживанию долга напрямую ложатся на налогоплательщиков, которые пополняют региональный бюджет.

Если мы посмотрим бюджет Забайкальского края, то исполнение бюджетных обязательств привело к накопленному дефициту, который покрывается заимствованиями. Таким образом, Забайкальский край накопил задолженность в 26,5 миллиарда рублей, это почти 65% доходов консолидированного бюджета. Фактически это долговая яма. Какие решения будет принимать наш политический истеблишмент здесь, в регионе, мы пока не понимаем, потому что мы выходим в выборный цикл, но единственный, на мой взгляд, выход – искать хороших, крупных налогоплательщиков и заводить их сюда. Больше вариантов нет. Получится это или нет – уже вопрос управленческого ресурса и той привлекательности, которую регион может показать. Задача достаточно серьёзная, будем надеяться, что всё удастся.

Есть ещё один нюанс. В Забайкальском крае из крупных компаний присутствуют только Российские железные дороги. Это основной работодатель, где трудится около 40 тысяч человек. Если у нас экономически активного населения, занятого в экономике, 490 тысяч, то каждый десятый – это работник железных дорог. Есть энергетика, есть немножко промышленность, есть Краснокаменск, но это немного. А есть бизнес, который кормится от этого: малый, средний. Если он не будет чувствовать уверенности, он просто будет отсюда уходить. И мы наблюдаем в последние 2-3 года очень активный уход малого и среднего бизнеса. Он уходит не в тень, он в принципе уходит из региона. Это сказывается на консолидированном финансовом результате.

100 млрд долгов краевого бизнеса

- Оптимизм, который был в 2010-2012 годах: корпоративный бизнес занимал, занимал активно, - привёл к тому, что все тренды пошли вниз, и у предприятий, организаций, у отраслей экономики в регионе накопились серьёзные долги. Если мы посмотрим на финансовый результат предприятий в динамике, то фактически общая задолженность отраслей и финансовая задолженность только по 2014 году составили 100 миллиардов рублей. За год с 2013 по 2014 год она выросла практически на 10 миллиардов рублей. Для нашей экономики это много.

Эти долги отягощаются процентами, это влияет на финансовый результат. В 2013 году все предприятия, которые находятся в Забайкальском крае, показали 2,5 миллиарда убытков, в 2014 году – 12,5 миллиарда рублей: 10 миллиардов убытков дополнительно приросло. Вся наша промышленность находится в сложном пике. Такая ситуация сказывается и на настроениях населения.

Сократили каждого третьего

- Если мы посмотрим на данные Росстата по занятости, каждый третий уволившийся из отраслей человек попал под сокращение, 33% в нашем регионе уволены не по собственному желанию. Сами понимаете, люди особо будущего не видят. Если мы посмотрим демографическую структуру по трудоспособному населению, у нас растёт число пенсионеров и молодых, а число трудоспособных – тех, кто даёт профит экономике, - сокращается. Это сокращение не покрывается теми, кто рождается.

За 8 лет из региона уехало 70 тысяч трудоспособных человек, фактически город Краснокаменск уехал. Для региона это достаточно серьёзный сигнал. Здесь опять же надо подумать, что нужно сделать, чтобы край стал привлекательным для жизни.

У нас есть стратегия экономического развития, принятая в 2013 году и утверждённая правительством Забайкальского края. Там написаны правильные вещи, но, если мы начинаем сравнивать то, что написано в стратегии с тем, что происходит в реальности, фактически стратегия не выполняется. Механизмов удержания населения пока нет. На тактическом уровне проработки стратегии социально-экономического развития до 2020 года, к великому сожалению, мы не видим. Сейчас нужно просто собираться и что-то делать.

Люди ищут лучшей доли и уезжают. Такая немного печальная картина, но она подтверждена цифрами, именно таким мы видим состояние экономики страны и региона.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления