Криминал «Мой сын не воровал». Мать осужденного экс-полицейского из Забайкалья не согласилась с приговором

«Мой сын не воровал». Мать осужденного экс-полицейского из Забайкалья не согласилась с приговором

Она считает, сын поплатился за отказ свидетельствовать против бывшего шефа Андрея Москвитина

По словам Татьяны Оленчук, у нее начались проблемы со здоровьем на фоне того, что произошло с сыном

Подполковник полиции на пенсии Руслан Оленчук из города Краснокаменска в молодости долгие годы вместе с коллегами занимался борьбой с организованной преступностью в Забайкалье. Результатом работы стало множество раскрытых преступлений, в том числе практически полная ликвидация известной в регионе группировки, связанной с преступным сообществом «Осиновские», некоторые участники и лидеры которого по сей день отбывают наказания в местах лишения свободы. Но так вышло, что в 2023 году сам Оленчук отправился в колонию по обвинению в грабеже. «Чита.Ру» писало об этой истории по официальным релизам, но теперь нам удалось поговорить с матерью экс-полицейского Татьяной, чтобы услышать ее точку зрения и стороны защиты, сравнив сказанное с приговором суда.

«Руслан, это очень опасно!»

Зал в квартире Татьяны Оленчук в Краснокаменске отдаленно напоминает какой-то архив. На столе, полках и даже диване разложены кипы бумаг, записок и документов.

— Мы же [с сестрой] ведем теперь свое расследование, потому что точно знаем: наш Руслан преступления, в котором его обвинили, не совершал. Это я поначалу не понимала, что происходит. Но теперь изучила множество дел, в том числе тех людей, кто выступил потерпевшими и свидетелями по делу моего сына, — у них же у многих криминальное прошлое, — объясняет женщина. Ее глаза красные, набухшие и полны слёз. Она не может найти себе места с момента, как экс-полицейский оказался под следствием. Сражается за него, как сделала бы, наверное, любая мать.

Женщина изучила множество дел и документов, отыскивая несостыковки и новые факты

Руслану было 3 месяца, когда его семья перебралась с Украины в Краснокаменск, где в 70-е можно было рассчитывать на получение жилья при трудоустройстве. В роду у мальчика было немало военных, поэтому он после школы стремился попасть в армию, хоть этому и мешало заболевание почек. Но парень схитрил и без ведома матери через знакомого семьи в военкомате умудрился призваться, причем в ВДВ. После армии решил пойти на работу в милицию. На щуплого Руслана там посмотрели с ухмылкой, но вскоре он всё же стал участковым, начал качаться. За время работы в органах он получит профильное образование в школе милиции, окончит юридический институт, академию МВД. В Краснокаменске участковым Оленчук проработал недолго, быстро рос по карьерной лестнице. Занимался выявлением экономических преступлений, а затем перевелся в отдел по борьбе с организованной преступностью.

Руслан Оленчук служил в Воздушно-десантных войсках

— Я его предупреждала, говорила: «Руслан, это очень опасно!» Потому что те, с кем он боролся, имели большие связи. Лидеры группировок, орудовавших в на тот момент Читинской области, и в Краснокаменске часто бывали. Мы с сестрой работали в кафе «Забайкалье» — сейчас это кафе «Альфа». Бандиты, о приговорах которым потом будут много писать в СМИ, его облюбовали, дела здесь решали, деньгами сорили. Мы их обслуживали, видели, что происходит. Но работать нужно было, Руслан только женился, денег не хватало, я еще и в казино устроилась в том же здании. Сын о своей службе сильно не рассказывал, но, когда ему было тяжело, делился. Понятно было, что он и коллеги всегда по лезвию ножа ходили, — вспоминает Татьяна Оленчук.

Оленчук отучился в Академии управления МВД России

Руслан Оленчук в своем отделе курировал Забайкальский район. Именно там и произошел случай, который более чем через 10 лет привел экс-полицейского на скамью подсудимых.

Позиция обвинения

Дело Руслана Оленчука по статье 162 УК РФ («Разбой») поступило в Забайкальский районный суд 29 октября 2022 года. Из обвинения следовало, что в 2010 году при расследовании уголовного дела у некоего подозреваемого милиционеры изъяли грузовик с дорогими шубами и направили его на базу для хранения материальных ценностей. А позже Оленчук вместе с группой подельников, зная о том, что фура с дорогим грузом находится на охраняемой стоянке, совершил нападение на базу и похитил шубы. Вину экс-полицейский в суде не признал. Ранее об этом же писала газета «Вечорка», по информации которой Оленчук в те годы курировал борьбу с организованной преступностью на территории Краснокаменского и Забайкальского районов.

Позже краевая прокуратура расследование уголовного дела в отношении Руслана Оленчука подтвердила, отметив, что на момент задержания мужчина сотрудником полиции уже не был. В ведомстве пояснили, что дело завели спустя столько лет, потому что «ранее лица, причастные к совершению преступления, не были установлены».

А в апреле 2023 года пресс-служба УФСБ России по Забайкальскому краю сообщила, что Руслана Оленчука приговорили к 10 годам лишения свободы. Уточнялось, что экс-полицейский, воспользовавшись служебным положением, похитил вещественные доказательства, проходящие по одному из уголовных дел. При этом в истории фигурировали и другие сотрудники органов внутренних дел, но в отношении них, по данным ФСБ, расследование продолжалось.

В приговоре, который опубликован на сайте Забайкальского районного суда, говорится, что Руслан Оленчук виновен в «грабеже, совершённом группой лиц по предварительному сговору с незаконным проникновением в иное хранилище, в особо крупном размере». То есть в суд дело поступило по статье о разбое (162 УК РФ), но преступление было переквалифицировано и приговор вынесен уже по статье 161 УК РФ, то есть речь о грабеже. Дело в том, что, по показаниям свидетелей, преступление Оленчук с подельниками совершали, демонстрируя кобуру с табельным оружием, но пистолеты не доставали. Обвинение считало, что даже в таком случае была угроза применения насилия, опасного для жизни и здоровья. Однако суд с такими доводами не согласился.

— Каких-либо доказательств, свидетельствующих, что наличие кобуры угрожало его [потерпевшего — сторожа базы] жизни и здоровью, стороной обвинения не приведено. Нет также подтверждения того, что при изъятии имущества из грузового автомобиля подсудимый и иные лица иным способом угрожали его жизни и здоровью, — говорится в приговоре.

Грабеж совершается без применения насилия либо с применением насилия, которое не представляет опасности для здоровья и жизни потерпевшего. Разбой, напротив, подразумевает собой нападение с применением насилия, которое представляет опасность для здоровья и жизни потерпевшего, либо с угрозой его применения.

Суд установил, что при расследовании одного из уголовных дел следователь в Забайкальске изъял автомобиль марки Isuzu с будкой, в котором, помимо прочего, находились 576 норковых шуб, средняя рыночная стоимость которых по ценам на момент суда была оценена в 53 миллиона рублей. Машину с грузом поместили для хранения на базу на территории поселка. Спустя время старший оперуполномоченный отдела по борьбе с организованной преступностью и незаконным оборотом наркотиков Оленчук с группой лиц, уголовное дело в отношении которых было выделено в отдельное производство, открыто проникли на базу и похитили эти норковые шубы, перегрузили в свой автомобиль, а похищенным распорядились по собственному усмотрению. Приговор — 10 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Позже краевой суд пересмотрит приговор и уменьшит срок на 6 месяцев, всё равно признав вину Руслана Оленчука доказанной.

Версия матери

По словам Татьяны Оленчук, машина, о которой идет речь в уголовном деле, действительно была. Ее вместе с грузом баулов изъяли у лидера структурного звена организованного преступного сообщества (ОПС) «Осиновские». Это подразделение группировки в Забайкальске курировало местный рынок и промышляло тем, что, по сути, подмяло под себя весь трафик грузов, следующих из Китая в Россию через пункт пропуска в поселке. У граждан КНР, занимающихся торговлей, не оставалось выбора — они были обязаны пользоваться только услугами бандитов для перевозки товара по стране. Одну из партий такого груза и задержали силовики, что помогло установить потерпевших по этому делу, так как на баулах значились имена их владельцев. Позже собственник машины и его племянники получили сроки за противоправную деятельность.

«Осиновские» — одна из мощнейших банд, орудовавших в Забайкалье в 1990-е и начале 2000-х под руководством Игоря Осинцева. На «Чита.Ру» выходил текст об истории этого преступного сообщества. Боевым крылом «осиновцев» была организованная преступная группировка (ОПГ) «Меценатовские» Дмитрия Ведерникова, который сейчас отбывает срок, а недавно обратился к губернатору Забайкалья с просьбой помочь с отправкой на СВО. В одном из видеоинтервью Ведерников упоминал и Руслана Оленчука, рассказывая об исчезновении норковых шуб в Забайкальске. Осужденный дал понять, что товар этот был дорог и ему лично, упомянув еще и следователя, который подписал документы «о конфискации у нас товара на 40 миллионов рублей».

На задержание груза из Читы в Забайкальск приехал следователь, присутствовали сотрудники ФСБ и оперативники из Краснокаменска, в том числе Руслан Оленчук. Баулы, что были в машине, посчитали, взвесили, но появился вопрос: «Куда поставить машину на время следствия?» После долгих раздумий, чтобы точно обеспечить безопасность груза — насчитали 51 баул, решили везти авто на базу к бывшему сотруднику МВД, который занимался в Забайкальске бизнесом и пережил покушение — в него до этого стреляли «Осиновские», поэтому мужчина находился под госзащитой. Территория базы была под видеонаблюдением, а ее владельца охраняли силовики с оружием. Было решено, что там груз точно останется в сохранности. По данным матери, Оленчук сопроводил изъятый вещдок на эту площадку, взял расписку с владельца базы о том, что передал машину, и на этом история, как казалось, была окончена.

Но вскоре стало известно, что кто-то вскрыл машину и украл часть груза — семь баулов. Вновь прибывший на место Руслан Оленчук достаточно быстро установил, что кражу совершил местный сторож, охранявший базу. Он там, к слову, проработал всего несколько дней. Воришку вычислили по камерам, а потом нашли по месту жительства. Часть товара, среди которого норковых шуб не было, что установлено официально, он продал, а деньги пропил. В итоге неудавшийся сторож получил срок и отправился в колонию.

После того как владельцу грузовика был вынесен приговор, оставшиеся в авто вещи вернули владельцам — предпринимателям из КНР, под расписку, речь ещё о 20 баулах, что установлено в суде. Находясь в колонии, участник преступной группы, у которого изымали автомобиль, попросил родственников забрать машину с базы. Тогда они и обнаружили, что груза там не осталось вообще, то есть 24 баула тоже исчезли. Хотя, по словам владельца грузовика, должны были остаться 23 баула с норковыми шубами, которые китайцам не принадлежали, а были его собственностью. С тех пор мужчина начал писать одно за другим заявления в полицию и прокуратуру об исчезновении шуб, но больше десятка лет ни одна из проверок не смогла установить, куда они делись и были ли вообще. Пока в конце 2022 года не появилось дело в отношении Руслана Оленчука.

— Человек, которого помогал изловить мой Руслан, спустя 13 лет вдруг стал потерпевшим. А другим потерпевшим стал тот самый сторож, который сам же и украл часть груза, за что понес наказание. Он заявил, что Руслан с коллегами ночью приехал на базу, что у них были видны пистолеты в кобуре, поэтому он им не препятствовал. А затем приехавшие якобы перегрузили часть баулов и уехали. Другой ключевой свидетель по делу — бывший милиционер из Забайкальска, который, по его словам, видел всё происходящее со стороны, потому что его якобы позвал на помощь Руслан, но сам в этом не участвовал. Чуть позже после истории с грузовиком этого милиционера, кстати, посадили за разбойное нападение на магазин, — рассказала Татьяна Оленчук, добавив, что на суде выяснилось: сторож и тот милиционер, что стал в деле Руслана свидетелем, ранее были знакомы.

По словам женщины, одним из главных доказательств, что столь огромная партия норковых шуб всё-таки была в той злосчастной машине, стали записи в блокноте жены владельца автомобиля, где якобы велся письменный учет товара. Сторону защиты Руслана Оленчука смутил тот факт, что записи в блокноте начинаются с 2015 года, а заметка про шубы на страницах книжицы будто вписана уже потом на одной из страниц в уголке. Защита настаивала на проведении экспертизы, чтобы достоверно установить, когда была сделана запись, ставшая уликой в деле, но получила отказ судьи, который посчитал, что экспертиза может повредить вещдок.

— Зато нам удалось провести другую экспертизу, согласно которой эксперт установил примерный вес всех шуб, о которых заявил потерпевший. Если, как он утверждает, норковые шубы находились в 23 баулах, то и весить они должны были более 50 килограммов каждый. Но в описи, которую составлял следователь при изъятии груза, был указан вес каждого из 51 баулов, что были в грузовике. И там, что следует из официального документа, двух десятков баулов такого веса даже и близко нет. Но суд эти доводы не учел, — привела пример Татьяна Оленчук.

К слову, сторону защиты Руслана Оленчука удивляет еще и то, что потерпевший — владелец шуб — не потребовал взыскать с осужденного экс-полицейского компенсацию за понесенный ущерб. А речь, напомним, о более чем 50 миллионах рублей. Теперь же дело Руслана Оленчука должен рассмотреть кассационный суд в Кемерове.

Перед выходом на пенсию Руслан Оленчук работал в Чите

При чём здесь Москвитин?

Уголовное дело в отношении Руслана Оленчука примерно совпало по времени с другим громким расследованием, фигурантом которого стал экс-начальник бывшего опера Андрей Москвитин, осужденный в 2023 году за взяточничество. Оленчук в Краснокаменске был его подчиненным, вместе они и противостояли организованной преступности. Про историю с изъятым грузом у представителя группировки «Осиновские» Москвитин, конечно же, тоже был в курсе. После Краснокаменска пути Оленчука с бывшим шефом разошлись, а заканчивал службу Руслан уже в Чите. После ухода на пенсию в звании подполковника Оленчук с семьей перебрались в подмосковную Электросталь. Там он устроился на железную дорогу ведущим инженером, где и трудился, пока за ним не приехали силовики из Забайкалья в конце 2022 года.

— Руслану объяснили, что ему нужно дать показания против Москвитина, быть свидетелем в деле о взяточничестве. Он категорически отказался. Тогда его повезли в Читу, где и появилось уголовное дело, а мой сын стал уже подозреваемым. Причем статья, по которой обвинили моего сына, менялась буквально на глазах — изначально просто похищение шуб выросло в итоге до разбоя, то есть до тяжкого преступления, по которому срок привлечения к ответственности еще не вышел. Дело Андрея Москвитина, а затем и дело Руслана взаимосвязаны и, на мой взгляд, не что иное как месть бандитов, которым они много лет назад перешли дорогу. Эти ребята до сих пор имеют связи и влияние, и вот результат, — считает Татьяна Оленчук.

Бывшего замначальника регионального УМВД Михаила Поливина и заместителя начальника полиции Башкирии Андрея Москвитина, возглавлявшего ранее уголовный розыск в Забайкалье, задержали 29 июля 2022 года. По версии обвинения, Поливин общался с предпринимателем Ли Цзянь Цзюнем, который попросил найти ему покровителя из правоохранительных органов. Тогда он якобы договорился о «крышевании» с Москвитиным взамен на квартиру. Центральный районный суд Читы приговорил экс-начальника уголовного розыска края Москвитина к 11 годам колонии строгого режима. Его бывший коллега Михаил Поливин, которого обвиняли в посредничестве при передаче взятки, был оштрафован на 2,5 миллиона рублей и освобожден в зале суда. Позже краевой суд оставил Москвитину тот же срок, что и суд первой инстанции.

Андрей Москвитин так и не признал обвинения в свой адрес

Недавно Татьяна Оленчук съездила в Москву, где обратилась к уполномоченному по правам человека в РФ Татьяне Москальковой и в Генпрокуратуру РФ. Женщина намерена продолжать бороться за освобождение сына, пока хватает сил и денег, что удается зарабатывать.

— Я продолжаю работать и еще мою полы, чтобы иметь возможность отправлять Руслану передачки и дальше отстаивать его честное имя. Если бы он был виновен, я бы сказала: «Сынок, натворил, отвечай». Но он гол как сокол. Всю жизнь я и сватья помогали им. Он же из кредитов не вылазил, что, кстати, тоже было доведено до сведения суда. А видели бы вы обстановку в его квартире в Электростали. И это подполковник на пенсии, но живет в такой скромности. Я буду бороться за своего сына, я знаю, что он не виновен, никаких преступлений не совершал. Я буду драться за Руслана до последнего. Сколько я уже переболела, но я буду драться. Потому что мой сын не воровал. Если бы мой сын воровал, мы бы что, так жили? Я скопила денег — всё отдала на адвоката. Ездила сейчас в Москву, потому что дело просто так не оставлю. Пусть честно разбираются. Буду до конца жизни доказывать, что мой сын не вор, — эмоционально резюмировала Татьяна Оленчук.

Сейчас Руслан Оленчук отбывает наказание в специализированной колонии в Рязани — для осужденных силовиков. На жизнь за решеткой не жалуется, рассказывает матери, что кормят его хорошо, но бывшие коллеги 49-летнего экс-полицейского уверены, что мужчина сейчас морально сильно подавлен. Его они характеризуют как человека интеллигентного, который в американском фильме был бы тем самым «хорошим» полицейским, что противопоставляется «плохому копу». При этом районный и краевой суды, исследовав все представленные им доказательства, вину Оленчука признали, но точка в этой истории, как видно, пока не поставлена. Впереди кассация, а также какой-либо результат от действий матери Руслана.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления