Читая на афише слова «Государственный академический Сибирский русский народный хор», представляешь себе нечто внушительное, с большим количеством лиц, номеров и регалий. Но когда собственными глазами видишь у здания филармонии два огромных автобуса с названием коллектива на бортах, уровень интереса к предстоящему концерту просто взлетает в небо. Как минимум любопытно, как на сцене будут одновременно взаимодействовать балет, оркестр и собственно хор, всего около 80 человек. Действительно, на сцене артистам было немного тесновато. Нет, никакого особенного дискомфорта не чувствовалось, но иногда танцоры порхали в опасной близости от своих коллег. Впрочем, обо всём по порядку.
4-й концерт фестиваля «Жизнь в гармонии» собрал абсолютно полный зал, и даже чуть больше. Гостеприимные работники филармонии вынуждены были выставить в зал целую армию стульев, чтобы рассадить всех желающих увидеть концерт. И когда последние опоздавшие угнездились на своих местах, когда шорох и шёпот сошли на нет, а молчание зала выражало полную готовность внимать искусству, зазвучали звуки вступления к номеру «Во сибирской стороне». Занавес начал разъезжаться в стороны, показались ударные, бас-балалайка, баяны, и тут случилось страшное. Крылья занавеса прекратили свой полёт к порталам, оставив между залом и музыкантами просвет всего в несколько метров. Артисты, зрители, журналисты, операторы, администраторы – все смотрели на занавес, пытаясь разглядеть хоть какие-нибудь признаки движения. Только сибирская выдержка и сила воли позволили зрителям не хихикать, музыкантам – проиграть по кругу своё вступление множество раз, а организаторам концерта – совладать с ситуацией и открыть, наконец, взорам весь коллектив музыкантов, завернув крылья занавеса на французский манер. Организационная заминка благополучно закончилась и быстро забылась, уступив место культурному действию.
Представленная концертная программа называлась «Ямщицкий сказ» и оказалась большим исследованием и попыткой понять характер сибиряков по их традиционным песням и танцам. В концерте из двух отделений было одинаково много и первого, и второго. Звуки хора наполняли и сгущали пространство, в то время как артисты балета легко и с улыбкой рисовали масштабные картины жизни сибиряков. Оркестр тоже не ограничивался аккомпанементом, а представлял собственные виртуозные номера. 4 домры, 4 балалайки, включая басовую, и 4 баяна дополняли ударные, придающие порой общему русскому звучанию джазовые оттенки. На протяжении всего долгого, но чрезвычайно приятного путешествия к истокам русской сибирской культуры зрителя сопровождал образ ямщика. Особенных восторгов заслуживают костюмы, созданные дизайнером Виктором Феоктистовым. Лишённые пошлой вычурности, добротно сделанные, они не были похожи на лоскутные одеяла, а аккуратно цитировали наряды сибиряков нескольких последних веков.
Программа в двух отделениях включает в себя 25 номеров, но в Чите артисты позволили себе небольшое отступление от сценария. Специально для забайкальцев в самом начале второго отделения была исполнена песня «По диким степям Забайкалья», очень благосклонно принятая жителями края, где золото роют в горах. Едва ли не слёзы радости вызвала у многих и песня Юлия Кима «Думы окаянные». Вообще, после каждого номера зал аплодировал традиционно для фестивальных концертов, громко и долго, с оттяжкой, но некоторые были отмечены особенно бурной реакцией. Таким номером, например, была вокально-хореографическая композиция «Подгорная», содержащая в себе даже такие элементы сибирских единоборств, как шутливый щелчок носком сапога по носу. В ней с большим обаянием и юмором рисуется картинка молодёжных гуляний, здорового соперничества и дружбы. Таких, которые достойны отражения и памяти в текстах, мелодиях и танцах.