Новый проект ИА «Чита.Ру» «История одного шедевра» - это один большой разговор о том, чем мы восхищаемся, когда есть время отбросить рутину, не считать минуты и быть самим собой. Это истории о связанных с Забайкальем и забайкальцами картинах, шедеврах архитектуры, музыки, поэзии и прозы – обо всём том, что помогает чувствовать прекрасное и понимать, что оно – рядом. Важно только на секунду остановиться и заметить его.
Наверное, у картин тоже есть свои ангелы-хранители, иначе как объяснить те случайности, благодаря которым некоторые полотна спасаются от забвения самым невероятным образом. Так было с картиной «Дом» известнейшего советского художника Фёдора Решетникова, которую совершенно случайно однажды в 1988 году обнаружили на стене… Читинского торгово-кулинарного училища.
Тайна старой картины
Сколько картина провисела неузнанной, не знают даже эксперты. Считается, что её в числе других картин в 1970-х - начале 1980-х отправили в Забайкалье в партии картин для оформления стен кулинарного техникума, руководствуясь лозунгом «Искусство – в массы!», но достоверно о том, как произведение искусства мирового уровня попало в Читу, вряд ли кто сегодня может рассказать. После того, как сотрудники тогда ещё Читинского художественного музея опознали в настенных декорациях картины знаменитейших мастеров, по договорённости около десятка работ были переданы из техникума в музей. Совпадение, но картина была найдена ценителями искусства за несколько месяцев до смерти художника.
- Эта картина сегодня находится на выставке, в экспозиции, посвящённой 70-летию победы в Великой Отечественной войне. Создана она в 1943 году в грозное военное время. Это работа одного из самых известных советских художников. Он является одним из самых ярких представителей социалистического реализма, — с мягкой улыбкой в глазах рассказывает о картине научный сотрудник музейно-выставочного центра Марина Вагина. — Он работал военным корреспондентом. Примерно в то время, когда была написана картина, Фёдор Решетников работал в Севастополе, делал плакаты. Именно в это время он решил написать картину, в которой был бы такой сюжет, о котором мечтали люди в этот момент – об окончании войны и о том, чтобы вернуться.
- Вообще тема возвращения – она в искусстве не нова, но она по-разному раскрывает особенности чувств. Художник был мастер академического бытового жанра, он умел передать ощущения людей. Здесь мы видим как он обыгрывает сцену, которую он мог наблюдать или спокойно представить: моряк возвратился домой. Мы видим радость детей и мать, которая на пороге до конца не может осознать, что вернулся сын. Здесь столько эмоций, и всё полотно выполнено с искренностью и теплотой, — Марина Вагина кивает в сторону полотна, сама в который уже раз вглядываясь в холст, как кажется, переполненный не только счастьем, но и летней деревенской высотой и воздухом.
Авантюрист-романтик
История сохранила для нас его таким: серьёзным, сосредоточенным, где-то даже строгим. На самом деле жизнь художника Решетникова – замечательный повод для приключенческого романа.
Фёдор Решетников родился в 1906 году в селе Сурско-Литовском Екатеринославской губернии Российской империи, сегодня это Днепропетровская область Украины.
- С самого детства художник чувствовал себя причастным к искусству, помогал брату писать иконы, потом стал оформлять клубы. Фёдор растирал краски ещё в детстве. Затем уехал в Москву, у него не было среднего образования, и он пошёл на художественный факультет на рабфаке, а после закончил Всесоюзный художественный технический институт, — с увлечением рассказывает Марина Вагина. — Учился он у Герасимова и Моора, у очень известных авторов. На его творчество повлияли известные «Кукрыниксы», и он приобщился к сатирической графике, стал выдающимся карикатуристом, шаржистом. Занимался живописью, графикой и скульптурой.
Ещё в молодости он участвовал в двух полярных экспедициях, в том числе на «Челюскине», когда вместе с моряками он был спасён с дрейфующей льдины, а его зарисовки с этой экспедиции имели шумный успех. Через некоторое время он написал большое полотно «Гибель Челюскина».
Но особое место в творчестве Фёдора Решетникова занимают дети – трогательные, робкие, звеняще-радостные или просящие мира. Такими их видел он, такими их узнали зрители.
Его картины можно найти в учебниках по литературе, в Третьяковской галерее, в государственном Историческом музее и в частных зарубежных коллекциях. Общий тираж открыток с изображением его картины «Прибыл на каникулы» — 13 миллионов экземпляров. Это больше, чем тираж какой-либо другой картины советского художника.
Эту картину можно увидеть в выставке, посвящённой 70-летию побед СССР В Великой Отечественной войне, которая открыта в Забайкальском музейно-выставочном центре по адресу: Чита, улица Чкалова, 120, а.