В этом году состоится уже десятый, юбилейный Забайкальский международный кинофестиваль. Мы решили вспомнить лучшие фильмы минувших фестивалей — картины, которые обязательны к просмотру. Подборку победителей, покоривших сердца зрителей, составила программный директор ЗМКФ Мария Безенкова.
- Юрий Грымов, «Чужие» (18+)
- Даниэле Лукетти, «Наша жизнь» (16+)
- «Сибирь. Монамур» (18+) и «Дом» (16+)
- Александр Корпеловский, «Частное пионерское» (6+)
- Юрий Быков, «Дурак» (16+)
- Карен Геворкян, «Вся наша надежда» (12+)
- Роман Жигалов, «Лес» (18+)
- Каспар Мунк, «Чародейка» (12+)
- Мангеш Джоши, «Странствия пепла» (18+)
Юрий Грымов, «Чужие» (18+)
На первом фестивале главный приз получила картина Юрия Грымова «Чужие». Сегодня этот фильм кажется очень актуальным и правильным. Наверное, это та картина, которую можно смело охарактеризовать как патриотическая драма. Рассказ идет о некоем абстрактном конфликте, за которым угадываются вполне конкретные истории на Ближнем Востоке.
Почему этот фильм получил приз на Забайкальском фестивале? Да потому что он напрямую обращен к зрителю. В нем прослеживается то уважительное отношение к героям, как с российской, так и с американской стороны, которое является гарантом интереса, конфликта и внятно продуманной истории. Фильм «Чужие» показывает, как легко человеку превратиться в нелюдя, просто из-за того, что он не сильно разбирается в политике и обществе, а следует за какими-то навязанными шаблонными стандартами этого самого общества. И сегодня, когда мы видим подобного рода историю уже в расширенном интернет-пространстве, эта картина кажется настоящим откровением. С удовольствием ее пересмотрела.
Даниэле Лукетти, «Наша жизнь» (16+)
На втором кинофестивале главный приз получила картина «Наша жизнь». Режиссер этого фильма Даниэле Лукетти в свое время за этот же фильм получил приз на Каннском фестивале. Фильм был премирован за лучшую мужскую роль, за роль главного героя. Это история о рабочем Клаудио, который живет в трущобах Рима где-то за кольцевой дорогой. И все его мысли направлены на то, чтобы сделать лучше своей семье. Это близко и понятно, такая производственная драма, сделанная в духе итальянского неореализма — знаменитого направления в итальянском киноискусстве еще 50-х годов.
В этой картине забайкальцам понравилась как раз очень понятная история сохранения семейных ценностей и борьбы за них в условиях жестких капиталистических требований общества. Денег всё время не хватает, жена ждет третьего ребенка, социальная несправедливость процветает. В общем, это всё те слова, которые общество вполне себе может произносить в любом десятилетии, что в 50-е годы XX века, что уже в начале XXI века. В этой картине достаточно плотный ритм повествования, всё время случаются неприятные ситуации с главным героем. Очень подробно показывается быт этой семьи, очень узнаваемый и привычный. Сегодня эта картина кажется таким настоящим фестивальным выбором жюри.
«Сибирь. Монамур» (18+) и «Дом» (16+)
На третьем кинофестивале я бы хотела отметить сразу два фильма. Один из них получил приз за лучший фильм фестиваля — это картина Славы Росса «Сибирь. Монамур». И вторая картина — это фильм «Дом» Олега Погодина, который получил приз зрительских симпатий. Эти две картины на момент их премьеры на Забайкальском фестивале представляли собой два полюса российского кино. С одной стороны, такая фестивальная, очень красивая и очень режиссерская лента выпускника ВГИКа, рассказывающая историю мальчика в Сибири, показывающая определенную идеалистическую красоту сибирских просторов.
А с другой стороны, плотная, почти документальная, достоверная драма Олега Погодина, в которой идет рассказ о семейных взаимоотношениях, о конфликтах внутри семьи, о том, что происходит с семьей, когда она начинает распадаться, и как важно сохранить семью. И эти вот два полюса: фестивальное пространство красивого идеалистичного кино и плотная психологическая драма с погружением в достоверный материал — это то, что было актуально для мирового кинематографа в целом и российского в частности в 2013 году, когда эти фильмы были представлены на Забайкальском фестивале.
Александр Корпеловский, «Частное пионерское» (6+)
На четвертом кинофестивале я бы хотела отметить картину «Частное пионерское» Александра Корпеловского. Этот фильм победил в конкурсе «Новый взгляд». И эта картина заявила очень важный, очень нужный тренд в российском кинематографе, который сейчас уже максимально широко представлен, — это тема детского семейного кино. А Корпеловский был, наверное, одним из первых, кто попытался вернуть в жизнь зрителей и кинотеатров такое понятие, как игровой полнометражный семейный фильм. Фильм, на который ходят школьники с родителями. Фильм, на который можно ходить и с друзьями, и с семьей. Фильм, в котором рассказываются в комедийном ключе истории взросления, история начала коммуникаций между людьми.
Это та самая просветительская часть кинематографа, которая подается легко и живо и у которой очень глубокие корни в советском кино. Собственно, «Частное пионерское» — прекрасная история о жизни ребят в конце Советского Союза, о том, как важна дружба, как важно говорить правду, любить животных. Эта картина учит самым интересным и нужным ценностям в нашей жизни.
Юрий Быков, «Дурак» (16+)
На пятом кинофестивале я бы хотела отметить драму Юрия Быкова «Дурак». На самом деле уже к пятому фестивалю стала очевидна тенденция в выборе тех фильмов, которые получали призы Забайкальского фестиваля, призы зрительских симпатий и призы жюри. По большей части зритель и жюри выбирали достаточно серьезные драмы, которые трогали за живое и апеллировали именно к жизненному опыту тех людей, которые смотрят эти фильмы.
Картина Быкова — очень резонансный, очень значимый для российского кинематографа фильм. Он рассказывает о неравнодушии человека и о том, как важно оставаться гражданско-активным человеком, личностью, даже если кажется, что это никому не нужно. История о том, как один простой сантехник попытался спасти несколько сотен человек из разрушающегося дома, что ему пришлось пройти и каким образом это действительно стало таким показательным и знаковым элементом для истории нашей страны. Этот фильм действительно трогал людей по всей России и поэтому абсолютно заслуженно получил главный приз V Забайкальского кинофестиваля.
Карен Геворкян, «Вся наша надежда» (12+)
На шестом кинофестивале я бы хотела отметить картину, получившую приз зрительских симпатий, это фильм Карена Геворкяна «Вся наша надежда». Надо сказать, что это тоже драма. И эта драма про рабочий класс. Здесь опять-таки зрители Забайкалья очень четко выделили для себя близкую, понятную тему. Кино про шахтеров, кино про рабочих людей, которые обладают очень сильным ощущением собственных корней и очень четко понимают, как и зачем они живут в этом мире. Вот это понимание того, как и зачем живут люди на земле, — это, наверное, главное послевкусие от картины Геворкяна.
Снова и снова мы слышим в новостных сводках о проблемах шахтерской отрасли, как кто-то погибает, шахты затапливаются. А вот фильм Геворкяна рассказывает о том, как живут эти шахтеры, о чём они думают. Фильм снят очень просто, в нем мало каких-то отвлеченных рассуждений, но здесь очень много человеческого отношения к героям и того самого неравнодушия, гражданской позиции художника, которых так не хватало в наших фильмах постперестроечной эпохи.
Роман Жигалов, «Лес» (18+)
Картина Романа Жигалова «Лес» стала победителем седьмого кинофестиваля. В этом фильме главное — это разнообразие эмоций и череда каких-то странных обстоятельств, которые ведут героев, двух мужчин и одну женщину, по дороге к пропасти. Картина очень интересно снята, в ней абсолютно блестящая операторская работа, она выглядит красиво и стильно даже сегодня. Нет ощущения того, что ей уже 5 лет.
И в этом фильме прекрасная режиссерская работа, все переживания героев показаны с той внимательностью, монтажной мягкостью, которая гарантирует зрительское внимание. Когда зрителю объясняют, зачем он думает над той или иной сценой, зачем эта сцена длится, что там происходит. В фильме много необычных сюжетных перипетий. Да и сама история о том, как отец и сын влюбляются в одну и ту же женщину, обладает определенной червоточинкой, которая решается режиссером очень мягко и корректно. Картина трогает эмоционально, и, мне кажется, именно из-за этого она получила главный приз седьмого кинофестиваля.
Каспар Мунк, «Чародейка» (12+)
На VIII Забайкальском кинофестивале я бы хотела отметить датскую картину «Чародейка», которая получила главный приз в конкурсе «Новый взгляд», потому что это тот формат яркого и зрелищного семейного кино, который хотелось бы видеть на наших экранах всё чаще и чаще. Этот фильм открывает череду зрелищных семейных картин, в которых опять-таки рассказывается про внутрисемейные ценности, про то, как важно оставаться человеком, даже если у тебя есть какие-то волшебные способности.
И в этом фильме очень тонко и ненавязчиво говорится о том, как важно быть собой и как не надо бояться быть белой вороной. Вот этот фильм, наверное, один из немногих того года, который одинаково понравился и взрослым, и детям. И я помню, как на просмотрах конкурса «Новый взгляд» обсуждение этого фильма было во всех возрастных сегментах аудитории.
Мангеш Джоши, «Странствия пепла» (18+)
Ну и на девятом кинофестивале главный приз и признание жюри по всем показателям завоевала картина «Странствия пепла». Это индийский фильм, который опять-таки говорит о том, как важно быть собой, как важно сохранять семейные ценности. Там это показано даже в физическом воплощении, потому что весь фильм герои не расстаются с прахом умершего корешка семьи. И эта необходимость сохранять прах для того, чтобы жить дальше, это очень интересная образная метафора, которую предлагает нам индийский режиссер и которая откликается зрителю из любой страны.
Картина универсальная, это не обычное индийское кино, там четко простроены сюжетные линии, там очень понятные семейные перипетии. Картина и веселая, и грустная, это трагикомедия, в ней очень много классного наблюдения за жизнью современной Индии, за тем, какие запреты и какие возможности дает индийское общество. И эта вот панорама впечатлений, которую ты получаешь в течение всего фильма, поражает воображение. Картина абсолютно прекрасно смотрится, и надеюсь, что жители Забайкалья ее помнят.