«Озеро детства» (12+) снимали в селе Елизаветино Читинского района и на озере Болван в районе Арахлея, а также на улицах Читы и в аэропорту. Но этот фильм стал по-настоящему забайкальским не только по месту съемок, но и из-за того, что одну из главных ролей там исполнил самый, пожалуй, известный актер из нашего края — Александр Михайлов. Кроме того, там снялись Дмитрий Харатьян, который чуть было не отслужил срочку в Забайкалье, но его обменяли на два огнетушителя, и Евгения Короткевич, чей отец служил в Дровяной, а в Чите встретил свою будущую жену. Срежиссировал и написал сценарий к этому фильму тоже немного наш, хотя и архангелогородец Андрей Карасов. О том, как проходили съемки «Озера детства» и почему ему так легко работалось с Михайловым, Карасов рассказал в интервью редактору «Чита.Ру» Андрею Козлову.
Ниже приводится отредактированная расшифровка «Редколлегии» от 2 июня.
— Живете вы в Архангельске. Никогда не хотелось уехать?
— Я уезжал, и не один раз уезжал из Архангельска. Но два года назад я окончательно понял, почему [возвращаюсь]. Я помор в девятом поколении. Я свою родословную знаю до 1574 года. Поэтому Север меня не отпускает, потому что там корни. По большому счету о корнях и фильм наш «Озеро детства».
— Вы презентовали этот фильм на прошедшем X Забайкальском кинофестивале (16+). В нем снялся самый известный забайкальский актер Александр Михайлов, актриса Евгения Короткевич, которая неожиданно, по-моему, стала забайкалкой немного…
— Как неожиданно? У нее же мама из Забайкалья. Она корнями-то отсюда.
— И Дмитрий Харатьян, всероссийской известности актер. Когда я читал интервью с Женей Короткевич, статьи про сам фильм и про вас, у меня сложилось такое небольшое ощущение, что вы как будто немножко забайкалец. Как вы вообще оказались связаны с нашим регионом?
— Вы знаете, какая-то мистическая штука происходит. На самом деле я приехал просто в прошлом году на фестиваль как участник с фильмом «Мятный пряник» (12+), релиз которого мы уже три раза переносили — очень надеюсь, что всё-таки сейчас все юридические и деловые процедуры заканчиваются и мы всё-таки его запустим в прокат. IX Забайкальский международный кинофестиваль был вторым или третьим для «Мятного пряника». После него потом еще поехали и стали собирать уже призы. У нас в общей сложности 15 фестивалей позади.
И тогда на самом ЗМКФ мы почувствовали вашу атмосферу: здесь люди достаточно открытые, мягкие, по крайней мере те, с кем я встречался, хоть и говорят, что Забайкальский край суровый, ничего подобного. Климат очень похож на наш Архангельск.
— У вас, наверное, влажнее?
— Да, единственное, у нас влажность, здесь у вас сухо. У нас есть поговорка в Архангельске: выходя из дома утром на пляж, не забудьте захватить с собой шубу. В принципе, у вас то же самое. Утром на пикник выезжаешь, не забудь с собой прихватить теплую одежду, потому что ночью может к нулю приблизиться.
И когда в прошлом году на эмоциях получал приз зрительских симпатий — это доверие же людей, забайкальцев, читинцев, я со сцены прямо почувствовал, хотя мы в тот момент еще не знали, что мы будем кино снимать, и сказал: «У меня есть ощущение, что я сюда скоро вернусь. Не знаю зачем, но скоро вернусь». Потом еще Александр Яковлевич [Михайлов], с которым мы дружим уже давно, лет, наверное, 7–8, [говорил]: «Андрюха, возвращайся!» Я на видео потом просмотрел.
Я не знал, зачем, почему. Но потом так получилось, что мне предложили рассказ. История фильма же вообще очень такая, сумбурная, с одной стороны, а с другой стороны, мистическая.
Есть местные ваши ребята с центра «Открытый мир», где глухонемые детишки, с которыми Женя [Короткевич] сейчас поет активно. Есть такой Виталий Соколовский, бывший офицер, занимается с ребятами и возит их каждый год на фестиваль «Волжские встречи» (12+). Он попросил меня помочь им снять кино: «Мы хотим кино. У нас есть рассказ, замечательный местный автор».
У них аудиоспектакль был по этому рассказу. Он мне дал послушать. Я послушал, почитал, говорю: «Ну, я не знаю, чем я вам смогу помочь. Сценарий-то сам есть вообще?» Он говорит: «Сценария нет, есть рассказ. Андрей, помоги со сценарием». Я им написал короткий метр сначала, такой небольшой.
Он [снова просит помощи]. Я к Александру Яковлевичу [Михайлову]: «Давай как-нибудь, может, попробуем, сдвинем это с мертвой точки, ребятам поможем чем сможем». Он спросил, почему я сам не хочу взяться. Я говорю: «Ну короткий метр, далеко так и так далее. Покурирую ребят, по съемкам помогу чем смогу». А он предложил мне писать самому до полного метра.
В тот момент, это был конец июня — начало июля того года, я закрылся на две недели на даче от родных, написал сценарий, вроде и небольшой, но в то же время насыщенный. Отправил Александру Яковлевичу. «Слушай, а мне очень нравится. Бомба. Давай делать».
Дальше отправили уже сюда, в Министерство [культуры], и, так как следующий ЗМКФ [в 2023 году] был юбилейный, предложили снять кино. Я сначала подразумевал, что мы съемки начнем только этим летом, но в министерстве предложили снять уже к юбилейному кинофестивалю. Оказалось, 15 лет Забайкальскому краю, 370 лет Чите, X Забайкальский [кинофестиваль] — три такие даты. Ну и малыми силами, но большой кровью как-то так получилось, что завертелось всё. И Александр Яковлевич поддержал, и Дима согласился, Дмитрий Вадимович Харатьян, Женя [Короткевич] тут.
— Сколько снимали?
— Полные метры за столько не снимают. Вообще, на подготовку такого фильма надо хотя бы полгода, потом неспешные съемки — смен 20 хотя бы. Я боюсь, коллеги потом заклюют, скажут, что так нельзя работать. У нас было девять смен здесь и четыре смены в Москве. Итого у нас получается 13–14 смен на полный метр. Вообще, это нонсенс, конечно.
— Помогал-то кто? Я так понял, Минкультуры местное помогало.
— Министерство культуры помогало с точки зрения организационных вопросов и, конечно, пробивания финансирования. Финансировал нас Фонд развития Забайкальского края при поддержке губернатора Александра Михайловича Осипова. Спасибо ему огромное. Но ни для кого не секрет, фонд — это как бы наши основные большие игроки в экономике по Забайкальскому краю, это «Норникель», это Быстринский ГОК. Огромнейшее спасибо и Александру Николаевичу Попову, и Алексею Васильевичу Бургучёву (топ-менеджеры Быстры. — Прим. ред.), что они поддержали. Они были удивлены, конечно, нашей финансовой скромности, мы сразу сказали, что рвачеством заниматься не будем, мы сделаем хорошее кино. И в кино каждый вложил какую-то дольку души.
А еще почему всё-таки мистика? Полюбился Забайкальский край природой, людьми. И вот эти отношения Митьки, мальчика, который у нас главный герой, и деда Пантелея, главного героя, которого Михайлов играет, прямо как у меня с дедом. Я, честно говоря, посвящаю фильм своему дедушке Александру Павловичу Шишкину. На последнем титре это я обозначаю. И тут я пересекся с огромным количеством людей по фамилии Шишкин, с местностью под названием Шишкино и так далее. У меня такое ощущение, что у меня дедушка откуда-то оттуда сверху слегка так помогал.
У меня что с «Мятным пряником», что с «Озером детства» мистика какая-то случается, потому что от души идет. Сейчас на постпродакшне над фильмом работали мужики лет 40, под полтинник, за полтинник. И каждый: «У меня свое озеро было», «У меня точно такое же было». Там кто-то сидит, даже слезу утирает во время монтажа или цветокоррекции. Вложили частичку души все абсолютно, кто делал кино.
— Я еще хотел спросить про работу с Михайловым Александром Яковлевичем. Он для забайкальцев такой сакральный актер, наверное, не просто знаменитый человек, а человек-легенда. Как вообще на самом деле — тяжело, легко, сложно, ответственно — работать с Михайловым?
— С Александром Яковлевичем к началу работы над фильмом, как я уже признался, меня объединяли долгие дружеские отношения. С ним мне легко было в плане понимания друг друга и материала. Были моменты, когда группа из-за значимости актера чувствовала себя немножко скованно.
А еще график был слишком напряженный. Если бы не график, Александр Яковлевич у нас ого-го еще, и человечище он такой душевный. Но когда идет 13-й или 14-й час съемки, молодые-то все не выдерживают. И когда посреди ночи мы говорим, что нужно вот сейчас выйти, постоять и так далее, а человек уже уставший очень сильно, понятно, что в этот момент все в напряжении, дерганье таком. Но ни одного каприза, ни одного взбрыкивания, ни одного звездного какого-то «идите все на фиг» близко не было. Александр Яковлевич — человечище, без него бы этого кино не было, конечно, не получилось бы. Низкий поклон ему за это, душевная благодарность.
— Расскажите, как строится судьба таких фильмов. На открытии ЗМКФ прошла его презентация, потом вы его показали в Чите. А что дальше? Он как-то дальше едет по городам?
— Во-первых, нам надо его доделать. На ЗМКФ мы привезли так называемый режиссерский вариант. Там еще начальные титры заставки не поставлены, еще половина людей в титры не внесена. Мы сейчас еще попросим посмотреть, кого мы успели внести, кого не успели, потому что помогали, без преувеличения, пол-Читы и поселок Елизаветино чуть ли не всем скопом.
Я думаю, что мы к осени получим прокатное удостоверение, и у нас есть замечательный Shkulev Media Holding, который является нашим партнером по фильму. И мы очень надеемся, что у нас получится классная пиар-кампания, и по осени мы хотим запустить его в прокат.
Да, он небольшой, даже полутора часов нет, 1 час 15 минут длится всего. Но он получился легкий, душевный, хороший фильм, на который, мне кажется, пойдут и родители, и детей поведут, и детям самим интересно будет, потому что там все поколения зацеплены: отношения отцов, детей и внуков и любовь к краю. Мы показываем на примере Забайкальского края. Но это будет понятно и в Екатеринбурге, и в Перми, и в Архангельске, и в Мурманске, и в Крыму. Это о родине и о любви к корням — то, с чего мы начали разговор.