Цены на бензин в России начали стремительно расти еще в начале августа, до Забайкалья эта лихорадка в полном объеме добралась к сентябрю. За первый квартал стоимость практически всего топлива подскочила в среднем на 5 рублей, это если не говорить об отдаленных районах, в некоторых АИ-92 может стоить за 60 рублей и отдаваться исключительно по талонам. Что всё-таки происходит с ценами на топливо?
Мировой заговор или проблемы с головой у региональных властей?
Впервые о росте цен масштабно заговорили в августе прямо перед выборами в Законодательное собрание Забайкальского края. Некоторые кандидаты использовали это в своих избирательных кампаниях. «Требуем заморозить цены на бензин!» — говорили, к примеру, ЛДПР. «Справедливая Россия» на баннерах в качестве лозунга тоже использовала эту тему: «За честные цены на бензин». Тогда рост составлял всего 1,8%.
В тот момент заправочные станции нефтегазовой корпорации «Роснефть» перестали работать в Шилкинском районе из-за реконструкции, а топливо на заправках «Нефтемаркета» начали выдавать по талонам. В районе из-за этого цена топлива поднялась до 58,90 рубля за литр АИ-92.
Председатель Забайкальского краевого отделения Независимого топливного союза России Павел Сорокин прокомментировал подорожание бензина в регионе за неделю в августе. Он заявлял, что это связано в первую очередь с повышением цены топлива на бирже, местные поставщики не могут влиять на эту цену, но вынуждены устанавливать стоимость в зависимости от нее. Что повлияло на рост цен на бирже, тогда прокомментировать он не смог.
Выборы прошли, спустя полтора месяца на некоторых заправках литр АИ-92 в Шилкинском районе стоит порядка 65 рублей. По сообщениям в соцсетях, в райцентре на некоторых заправках он вообще отсутствует, но получить комментарий в администрации района по этому поводу не удалось.
Министерство экономического развития Забайкалья в начале сентября заявило, что вся проблема в дефиците топлива — именно из-за него и растет цена. Сам дефицит образовался из-за того, что два нефтеперерабатывающих завода перестали работать.
По итогам оперативного совещания, посвященного росту цен на топливо, было направлено обращение в адрес Минэнерго России. По словам вице-премьера краевого правительства Александра Бардалеева, цитата которого приводилась на сайте Минэконома 8 сентября, в ответе федерального ведомства говорится, что Сургутский и Астраханский нефтеперерабатывающие заводы возобновят поставки топлива на оптовый рынок уже до 17 сентября. Это значит, что дефицита бензина и дизтоплива в Забайкалье больше не будет и цены не вырастут. Однако рост всё еще не остановился.
Депутат Государственной думы Андрей Гурулев в ответ на это высказывание в своем телеграм-канале записал видеообращение, в котором открыто заявил, что в росте цен на бензин виновата ни судьба, ни биржа, ни приостановка двух нефтеперерабатывающих заводов, а власти Забайкальского края, не сделавшие ничего, чтобы «разрушить монополизм» на топливном рынке.
— Две недели отработал по Забайкалью, один из самых серьезных вопросов — цена топлива. Люди правильно приводят в сравнение соседние регионы, а жители Петровск-Забайкальского района ездят заправляться в Бурятию на заправки «Роснефти». Когда сегодня глава регионального Минэкономразвития рассказывает, что два завода не работают, из-за этого проблемы, я бы посоветовал начинать с себя, проблемы бывают с головой в первую очередь. Проблема цены топлива из-за наличия монополиста в лице «Нефтемаркета» на территории края. Правительство и Минэкономразвития палец о палец не ударили, чтобы этот монополизм разрушить. Говорят, мол, нужна «Роснефть». Да нужно что угодно, чтобы составить конкуренцию, это оптовая база ГСМ, соответственно, сеть заправок, которые будут питаться, в том числе и не брендовых, тогда совершенно иначе всё заиграет, дело не в Роснефти, — говорится в публикации, появившейся в канале 8 сентября.
Он также отметил, что министр экономического развития Александр Бардалеев возражает против открытия дискаунтеров в отдаленных селах, так как это разорит местных предпринимателей. Гурулев же считает, что для власти важнее обеспечение людей, в том числе для того чтобы остановить отток населения из районов.
А есть ли монополия?
В середине сентября стало известно, что масштабное повышение цен на нефтепродукты начало проверять управление Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю.
— Мы еще до масштабного роста цен, когда повышение было на уровне 1–2%, начали проверку. Результаты покажут. Если всё-таки будут моменты, которые нас не устраивают по ценообразованию, будем принимать меры, — сказал руководитель управления Михаил Гойгов.
Тем временем в Забайкалье был зафиксирован резкий рост цен на нефтепродукты. За день, например, в Карымском районе, по словам местной жительницы, цена на АИ-92 выросла сразу на 3 рубля — до 62 рублей за литр.
Глава Минэконома Александр Бардалеев в свою очередь открестился от версии, что бензин подорожал из-за неработающих двух нефтеперерабатывающих заводов и высказал другую:
— Действующим законодательством страны не предусмотрено государственное регулирование цен на нефтепродукты. Цены на указанный товар формируются на рыночной основе. Добавлю, что в нашем регионе причинами роста цен также являются ослабление курса рубля, сезонный спрос, ремонты и профилактические работы на нефтеперерабатывающих заводах, сложности с перевозкой нефтеналивных грузов железнодорожным транспортом.
А для стабилизации цен и исключения дефицита топлива Министерство экономического развития Забайкальского края совместно с Минэнерго России прорабатывает вопрос об увеличении объемов реализации нефтепродуктов с ближайших к Забайкальскому краю нефтеперерабатывающих заводов через биржевые торги. Этот вопрос, по данным Минэконома, находится на уровне правительства России.
Председатель топливного союза Павел Сорокин 18 сентября назвал еще две причины, по которым стоимость бензина ползет вверх. Выяснилось, что в России в целом появился дефицит бензина, вызван он, конечно, не неработающими нефтеперерабатывающими заводами, а «серыми» продавцами, которые продают за рубеж то, что раньше доставалось внутреннему рынку.
— У нас в России с 1 сентября уменьшена демпферная составляющая, то есть демпфер (регулирующая мера со стороны государства, которая позволяет контролировать стоимость конкретной продукции на внутреннем рынке. — Прим. ред.) между альтернативной ценой на мировом рынке и внутренним рынком изменился на 50%. Поэтому сейчас топливные компании вынуждены цены компенсировать, повышать. Плюс сейчас те продажи — объем, который продавался на внутренний рынок, — еще был продан «серыми» продавцами за рубеж. Поэтому объемов на внутреннем рынке не хватало и спрос существенно возрос. Это еще один фактор, который повлиял на рост цены. Сейчас правительство страны предпринимает меры, чтобы запретить «серые» продажи за рубеж, — рассказал Павел Сорокин.
Он объяснил, что государство обязало нефтедобывающие компании в среднем порядка 13% топлива продавать на внутреннем рынке через биржу. Однако некоторые организации решили скупать внутренние объемы и продавать за рубеж, так как это выгоднее. По словам Сорокина, сейчас готовится документ, который позволит реализовывать нефтепродукты на внешнем рынке только уполномоченным продавцам. Тем самым будет закрыт «серый» экспорт, чтобы обеспечить внутренний рынок достаточным количеством нефтепродуктов, чтобы 13%, которые выделяются на биржу, продавались только для потребностей внутреннего рынка. Так правительство надеется стабилизировать рост цены.
— В любом случае звучат заявления, что цена будет приближаться к экспортной, то есть к ценам мирового рынка. Сейчас на бирже цена растет в связи с вышеперечисленными факторами, и мы вынуждены поднимать цены на автозаправочных станциях. АЗС — это не законодатель мод цен, мы всего лишь дублируем оптовый рынок. К сожалению, условия оптового и розничного рынков разные. У нас есть АЗС «Роснефти», «Газпрома» — вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), которым правительство сказало повышать цены не быстрее, чем растет инфляция в стране. Поэтому они сами недовольны положением, но цены в рознице поднять не могут. А независимые продавцы — у них нет такой возможности и сил, чтобы как-то сдерживать розничные цены. Покупают на бирже, делают наценку с учетом своих затрат и продают. Поэтому цена на независимых поднимается быстрее, — подчеркнул Сорокин.
Председатель топливного союза отметил, что условия на рынке для ВИНКов и независимых компаний отличаются. Крупные компании могут торговать топливом дешевле, а им затем демпфером возмещают эти убытки, они получают свою прибыль. Независимым же никто не платит, они «живут в голом рынке», получается разница в ценах.
— У нас весь край закрыт полностью АЗС независимых компаний, их 220 с лишним. Расположены они и в деревнях, где маленькая проходимость. Большие компании могут обеспечить только центральные трассы края. <...> Правительство РФ пытается выровнять ситуацию, но пока цены растут очень стремительно. Если сейчас будут меры приняты, про которые я сказал, — на рынок поступит достаточное количество нефтепродуктов — возможно, цены всё-таки подравняются, но меньше, не знаю, будут они вряд ли, — резюмировал Павел Сорокин.
Федеральные власти пообещали радикальные шаги
Финальный гвоздь в крышку гроба топливной сферы забил другой Павел Сорокин — заместитель министра энергетики РФ. Он выступил во время заседания Государственной думы 20 сентября и отметил, что цена бензина в России начала ползти вверх из-за общего дефицита топлива в мире.
— Половина производимых нефтепродуктов идет на экспорт. Речь не только про бензин, дизель, но и темные нефтепродукты — полуфабрикаты, формирующие экономику заводов. На нефть тоже влияет курс, и налоги, формирующие 40% федерального бюджета, тоже привязаны к долларовой цене на нефть, — заявил замминистра энергетики.
При этом Сорокин отметил, что нефтегазовые доходы сейчас «восстановились на уровне прошлого года и даже начали его немножко превышать».
— В мире дефицит дизеля, особенно в Европе, что тоже подтолкнуло цены вверх за последние пару месяцев. ФАС вместе с нефтегазовыми компаниями предпринимают все усилия, чтобы максимизировать поставки на внутренний рынок и создать искусственный переизбыток товара на бирже, — сообщил замминистра энергетики.
По словам Сорокина, еще одна причина повышения цен — «серый» экспорт, при котором недобросовестные участники покупают товар на внутреннем рынке и вывозят за рубеж.
— Разница между внутренней ценой и экспортной альтернативой очень существенная — даже сейчас превышает 20 тысяч рублей на тонну, — объяснил Павел Сорокин. — В ближайшие дни предпримем радикальные шаги, чтобы прикрыть эту возможность, будут приняты и системные меры.
Также замминистра энергетики отметил, что за последние несколько дней цены на топливо на бирже упали, и в ведомстве рассчитывают на продолжение этой тенденции. Проблемы по локальному дефициту топлива в регионах Минэнергетики отрабатывает совместно с Минсельхозом.
— Вместе с РЖД договорились о переорганизации движения поездов на юге России, чтобы больше дизеля поставить на внутренний рынок. Известны все нефтебазы, с которых сельхозпроизводители могут забирать товар, организован подвоз туда, — добавил Сорокин.
Российское правительство 21 сентября ввело временное ограничение на экспорт автомобильного бензина и дизельного топлива. Ожидается, что это должно помочь стабилизировать внутренний рынок, а, соответственно, устранить дефицит и нормализовать цены.
— Эта мера предусмотрена любой экономической теорией: если появляется дефицит товара, то ограничивается экспорт, и этот товар выходит на внутренний рынок, — объяснил работающий директором Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.
Но экономист также уточнил, что ограничение экспорта будет работать только как временная мера. В противном случае это решение может пойти во вред.
Георгий Остапкович также добавил, что ограничение на экспорт не поможет, если рост цен связан не с дефицитом для внутреннего потребления, а с другими проблемами:
— Решение правильное: если дефицита не будет, то цены не будут подниматься. Но в дефиците ли проблема? Ведь сейчас мы производим топлива даже больше, чем в прошлом году. А в чем тогда причина роста цен? Нужно изучить все причины: может, проблема в логистике и топливо не доезжает по линии транспорта, может, есть другие проблемы. Нужно изучить причины проблемы, и тогда будет понятно, какие меры будут работать.
Хоть на бирже и рост цен остановился, в Забайкалье он продолжается, за последнюю неделю стоимость АИ-92 выросла до 58–63 рублей. Поможет ли решение властей или сделает всё только хуже?