Образование Васильева обсудила АУЕ за чашкой чая

Васильева обсудила АУЕ за чашкой чая

Подростковый криминал, сёла и студотряды — «Чита.Ру» публикует расшифровку закрытой части беседы министра образования и студентов ЗабГУ.

Министр образования России Ольга Васильева утром 6 марта побеседовала за чаем со студентами-активистами Забайкальского государственного университета. Часть чаепития - около 15 минут - организаторы закрыли для приглашённых журналистов. За дверью оказались даже представители университетской прессы. «Чита.Ру» получило и публикует расшифровку закрытой части беседы, в которой министр расспросила студентов о проблеме криминализации забайкальских школьников и узнала, что делают активисты для её решения.

(Неразборчиво.)

Ольга Васильева: Получается, что дети себя не находят ни в школе, ни после школы. Правильно понимаю?

Наталья Вовк, комиссар Забайкальского краевого студенческого отряда, экс-командир педагогического отряда «Щербет»: Конечно, есть единицы детей…

ОВ: ...которые и будут как раз вашими помощниками. А сколько таких ребят? Вот есть такая сеть ребят? Есть люди, известные вам, которые будут помогать?

НВ: Именно в Забайкальском крае?

ОВ: Конечно, сейчас про это говорим.

Наталья Вовк

НВ: Когда мы выезжали с профориентацией, мы находили таких школьников. То есть, даже не через учителей, а через общение мы приходим в школу. Знакомимся с ребятами и по первым минутам общения, упражнениям, интерактивам уже ясно, и порой наши студенты делают акцент как раз-таки, на трудных случаях. Знаете, был такой случай из жизни, когда как раз АУЕ цитировали, потом заинтересовались и…

ОВ: Они представились, что они [последователи субкультуры] АУЕ или вам было известно, что они поддерживают её?

НВ: По стереотипному, так скажем, поведению...

ОВ: Вопрос ко всем - Наташа, секундочку - вы много сталкивались с представителями этого направления - АУЕ - в крае?

Юрий Скоробогатов, руководитель молодёжного движения «Зарница»: Позвольте? По теме АУЕ, как раз… По большей части эта тематика, именно подростковой преступности, была в своё время очень хорошо распиарена через средства массовой информации. Процентов 80 детей, которые на улице выкрикивают ту самую фразу, которую мы обсудили, до конца не понимают, что это такое.

В конце 90-х в 2000-х года, когда даже я был школьником, то очевидно видел, что детская преступность была развита, именно вот это движение. На данный момент, учитывая объём работы со школьниками именно в Чите, у них того понимания, как выглядело АУЕ - собирать деньги, отправлять в тюрьму, взаимодействовать с преступными группировками. В Чите на данный момент это не распространено. В крае, да, есть у детей такая тенденция. Исходя из чего - у них нет альтернативы.

(Люди в аудитории зашептались.)

ОВ: А почему нет альтернативы?

ЮС: На мой взгляд, на местах нет инициативных граждан, инициативных, кто может предложить им эту альтернативу в виде даже спортивных каких-то событий крупных, тренировок регулярных. Есть, конечно, местечково люди… к примеру, в Макавеево есть общественный деятель, который сам с друзьями строит горки огромные, привлекает ребят к трудовой деятельности. Они отвлекают их от этой тематики, привлекают к православной церкви…

ОВ: Сразу вопрос: а что мешает вам в Чите, где всё более или менее благополучно, сделать так, чтобы помочь тем самым ребятам из районов?

ЮС: Основная проблема в чём - отдалённость населённых пунктов от Читы.

ОВ: Сколько примерно - чтобы понять, о чём вы говорите?

ЮС: Например, [расположенный у границы с Бурятией посёлок] Могзон - 600 километров. Достаточно отдалённый. Возможности регулярно выезжать и проводить работу ребятам, с которыми мы сегодня собрались… то есть, выезжать каждый месяц возможности нет. Тем не менее, очень многие ребята сами проявляют инициативу. Очень многие ведь, как раз переехали в город учиться из этих [отдалённых] населённых пунктов. Поэтому работа ведётся, про ребят никто не забывает.

На примере своего движения «Зарница» скажу, что мы в прошлом году только отработали с Нерчинском, с Борзей, с Краснокаменском, с маленькими сёлами.

ОВ: А что получилось у вас?

ЮС: Есть такое военно-патриотическое движение «Юнармия», вы прекрасно знаете. Моё движение занимается тем же, но основной акцент делаем на молодёжь. На данный момент мы немножко спустили планку - дошли до школьников. Многим клубам, именно военно-патриотическим объединениям, нравится больше наша программа, нежели «Юнармии», потому что она более эффективна у нас.

ОВ: А ваша программа чем отличается от юнармейской?

ЮС: Простым языком: «Юнармия» на территории Забайкалья и очень многих регионов, как показал слёт в Москве, зацикливается на проведении квестов, выступлении на сцене и историческом воспитании. Это конечно хорошо. Но ребятам, опять возвращаясь к тем, кто состоит в преступной среде, более интересна практика - то есть, туристско-спортивные мероприятия, походы, военно-прикладные виды спорта. [...] Те ребята, что были у нас на первой «Зарнице», сейчас попали в ФСБ, Росгвардию, МВД, силовые структуры. Мы предлагаем им хорошую альтернативу. Они для себя определяют цели, которые хотят видеть. Многие уходят в крупные компании, в бизнес. Мы не зацикливаемся, что разобрал-собрал автомат и ушёл, сначала мы выявляем у ребят способности и развиваем в направлениях, которые им интересны. [...] Планируем открыть своё первое представительство в Краснокаменске. Вот 20-го числа к нам приезжают ребята, мы объясним им наши интересы более детально, потом поедем к ним.

ОВ: Здесь ключевое, что есть инициативная группа, которая работает на местах, и вы, так сказать, отходите от сценической работы, а занимаетесь практической деятельностью. Конечно, без истории тоже плоховато, но это можно исправить для себя.

ЮС: Да.

ОВ: Хорошо. Главное - инициатива, которая должна быть. Наташа, а [всероссийская гуманитарная акция, в которой студенты работают со школьниками в сёлах] «Снежный десант» у вас когда будет?

НВ: Получается, в конце ноября. Вы наверняка знаете, что по условиям конкурса, он до конца декабря должен быть реализован. Он ведь снежный - снега в Забайкалье очень мало, - но работы будет много. В любом случае конкурс будет, независимо от снега. Пять дней в конце ноября…

ОВ: У кого-то есть карта - сколько всего подростков в Забайкалье? Вашего возраста, школьников - сколько людей нужно вовлечь в интересную жизнь?

НВ: Конкретной карты нет. Мы будем общаться через правительство края, узнаем, какие районы нас примут, чтобы нас ждали. Точечно будем выявлять. В сентябре будем точно знать, куда мы едем, сколько там человек, какую программу везти.

ОВ: Спасибо.

Татьяна Латыпова, председатель Открытой ассоциации волонтёрских отрядов ЗабГУ: Вопрос, тоже связанный больше со школьниками. Ко мне в последнее время часто обращаются школы с просьбой помочь в создании волонтёрского объединения. У меня вопрос: будут ли какие-то дополнительные баллы школьникам при поступлении за…

ОВ: Не будет. Сразу хочу сказать, волонтёры - это движение души и сердца. Какие баллы, Тань, какие баллы? Нужно баллы ставить за всё, да? Не будет этого. Нельзя за доброту ставить баллы.

Участник чаепития: А зачем тогда волонтёрская книжка? (Документ, предназначенный для учёта волонтёрской деятельности, «стажа» волонтёра. Выдаётся региональными органами власти после регистрации на сайте добровольцыроссии.рф - ВБ)

ОВ: Нужна эта книжка или не нужна - можете и не заниматься ей. Если вы делаете добро, зачем вам книжка? Баллов не будет. Волонтёрство - это желание делать добро. Ставить баллы - это уже бюрократизация. Когда я слышу, что молодые люди начинают говорить таким [бюрократическим] языком, от которого начинают волосы шевелиться, меня начинает трясти - не могут молодые люди так говорить о своих делах. Кто ещё конкретно может мне рассказать, что он делает или не делает?

Ксения Воронина, руководитель забайкальского отделения Российский студенческих отрядов: В этом году Забайкальскому краевому студенческому отряду - 5 лет. За это время много сделано…

ОВ: Какие есть проблемы, и где работаете летом?

КВ: В 2017 году наши ребята работали на выезде: Краснодарский края - сельскохозяйственные отряды, самый крупный наш студенческий отряд проводников - работают на Забайкальской железной дороге, ездят по направлениям Чита - Москва, Чита - Адлер, Чита - Приаргунск, Чита - Забайкальск. [...] Потихонечку развиваем студенческий медицинский отряд.

ОВ: У вас есть проблемы с работодателями?

КВ: Вот со строительными отрядами. Достаточно сложно договариваться с подрядчиками, особенно на территории нашего края… Допустим, я прихожу на переговоры к руководителю крупной строительной фирмы, и он говорит: знаешь, мне проще взять 10 китайцев, которые всё сделают за полтора месяца. Может, они будут подороже стоить, но они квалифицированные работники. И с ним сложно поспорить, потому что мои ребята проходят обучение, но студенты есть студенты - неквалифицированная рабочая сила. Здесь есть проблема.

В остальных направлениях не скажу, что есть большие проблемы с работодателями. Самое востребованное - педагогические отряды: детских лагерей очень много.

ОВ: У вас педотряды - это студенты педагогических отделений?

КВ: Необязательно. У нас вообще нет разграничений. Да, из педагогических много ребят, но есть вожатые юристы, экономисты, строители, для которых это просто желание души.

Шорохи. В аудиторию вновь пустили журналистов. Беседа министра и активистов продолжилась в положительном ключе.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления