Субподрядчик строительства школы в селе Сохондо Читинского района Забайкалья Спартак Мкоян 21 июня заявил корреспонденту «Чита.Ру», что во время работы на объекте в 2018 году заметил дыры и строительный мусор в ребрах жесткости фундамента. По его словам, здание нужно сносить и нельзя туда пускать детей.
— Нельзя туда детей пускать, сносить надо. Ребра жесткости залиты со строительным мусором, колонны сломаны, — сказал он.
Школу в Сохондо начали строить в 2014 году — пресс-служба губернатора Константина Ильковского обещала к 1 сентября того же года сдать образовательный комплекс с детским садом на 75 мест и начальной школой на 50 мест. Затем сроки неоднократно сдвигались, и частично недостроенный объект был заброшен. После прямой линии с президентом Владимиром Путиным врио краевого министра образования Андрей Томских заявил, что строительство школы «стопроцентно» завершится к 1 сентября 2016 года.
Вскоре при обследовании здания были обнаружены трещины, просадка фундамента и другие повреждения, из-за которых открытие снова сдвинулось на неопределенный срок. Губернатор Забайкальского края Наталья Жданова поручала до конца 2018 года достроить школу.
Администрация Читинского района в июле 2016-го объявила режим ЧС из-за аварийного состояния школы в Сохондо. Это позволило выкупить недостроенное здание за 27,5 миллиона рублей без торгов. Позже УФАС выявило нарушение закона при покупке здания без торгов, так как его аварийное состояние было вызвано не воздействием природного или техногенного процесса, а несвоевременным принятием мер по капитальному ремонту.
Затем в апреле 2018 года аукцион на реконструкцию школы в селе Сохондо выиграла компания «ДорСтрой». Строительство продолжалось до начала 2019 года, а летом в офисе подрядчика прошли обыски. Контрольно-счетная палата Забайкалья выявила, что 51,1 миллиона рублей администрация района заплатила за фактически невыполненные работы.
Минстрой Забайкалья в сентябре 2020 года не смог назвать сроки постройки школы, позднее оказалось, что неясно, когда ее вообще сдадут в эксплуатацию.
В ноябре 2021 года и. о. вице-премьера правительства Забайкалья Алексей Кошелев сообщил, что экспертиза выявила нарушения в здании, в частности, просадку фундамента. Он заявил, что конкурс на обследование действующего здания, проектирование и доработку объявят в 2021 году.
Затем депутат Госдумы Андрей Гурулев обещал, что школу введут в эксплуатацию в 2022 году.
По данным сервиса «Контур.Фокус», владельцем и директором компании «ДорСтрой» является Лусине Варжапетян, владеющая еще двумя компаниями: строительной «Стройинвест плюс» и ООО «Перспектив» (грузовые перевозки). Выручка фирмы «ДорСтрой» на конец 2021 года составила 1,5 миллиарда рублей, а чистая прибыль — 36,9 миллиона рублей.
По данным с «Контур.Фокуса», компания ООО «ЧАРМС» была зарегистрирована в 2004 году в Чите. В учредителях числятся Владимир Кондратьев, Вагинаг Данданян и Арам Данданян. В 2022 году началась процедура банкротства организации. Имеются задолженности по налоговым сборам. По данным на конец 2019 года, чистая прибыль организации была 887 тысяч рублей.
В истории с проблемной школой также обвиняется предприниматель Грачик Аракелян. Тексты про проблемную школу выходили у нас в 2016 году и в 2022-м. Кроме того, в январе 2021 года главред Катя Шайтанова и редактор Андрей Козлов съездили в Сохондо и записали выпуск «Редколлегии», чтобы разобраться, как так вышло, что дети учатся в старой неблагоустроенной школе и смотрят на новую из окон.
Сейчас в Центральном районном суде Читы рассматривают иск в отношении строивших школу предприятий, а именно подрядчика «ДорСтрой» в лице Грачика Аракеляна и компании «ЧАРМС» в лице Вагинага Данданяна. Прокуратура намерена взыскать с них 195 миллионов рублей. Эксперт «Читагражданпроекта» во время суда заявил, что школу можно капитально отремонтировать, нужно просто укрепить фундамент и бетонные колонны. Сейчас здание не аварийное, его можно использовать, но не по назначению.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.