СЕЙЧАС +9°С
Все новости
Все новости

Кино и немцы: рамки мирового киноискусства сузились с распадом Союза

На какие уступки для забайкальцев готов идти «Двадцатый век Фокс», как в 1985 году каждый житель ходил в кино 14 раз в год и под какой перестройкой погребли киноустановки – в интервью с директором Читинской кинокомпании Николаем Приваловым.

На прошлой неделе в кинотеатре Краснокаменска демонстрировали «Иронию судьбы-2», а борзинцы, после пятилетнего перерыва, смогут посмотреть «Любовь-Морковь-3» на большом экране.

О том, на какие уступки для забайкальцев готов идти «Двадцатый век Фокс», и как в 1985 году каждый житель умудрялся сходить в кинотеатр 14 раз в год и под какой перестройкой погребли киноустановки – в интервью ИА «Чита.Ру» с генеральным директором Читинской государственной кинокомпании Николаем Приваловым.

14 посещений в год против двух

- Какая система кинопроката у нас существует?

- В буквальном смысле от той киносети, которая была в 90-е годы, осталось около 10%. Понятно, что этого мало. Но и нельзя сравнивать то время и сегодняшнее по информационной составляющей, когда интернет дошёл не только до районных центров, но и в сёла. Тогда кинотеатры были единственным источником представления кинофильма, а сегодня так не скажешь. Сейчас подход должен быть совершенно другим. Оставшиеся киноустановки должны быть на уровень выше, чтобы человек, сопоставляя возможности компьютера, видеомагнитофона, телевизора, выбирал кинотеатр.

И по уровню посещаемости восторга не должно быть. Допустим, в 1985 году в крае было 17 миллионов посещений. Получается, что на каждого жителя было 14 посещений в год. Это средняя цифра – кто-то ходил и 40, и 50 раз, а кто-то и вовсе не ходил. Сейчас у нас нет такого уровня. Сеть сократилась и в селе, и в городе. В том же 1985 году только в городе было восемь кинотеатров. Плюс кино показывали в Домах культуры – охват был больше. Хотя количество посещений максимальное было не в городе, а в селе. Потому что в городе билет был дороже, а в селе стоил копейки.

- А сколько раз ходят в кинотеатр сегодня?

- В среднем – два посещения в год. Если говорить про население Читы, тут не очень высокая посещаемость. Доходы кинотеатров больше из-за более высокой цены на билеты. А так, около 400 тысяч посещений в «Удокане» и по 100 тысяч в «Бригантине» и «Центавре» по данным бюллетеня кинопрокатчика за 2009 год. В таком городе, как Краснокаменск, если учитывать население в 50 тысяч человек, - то же самое. Рывка никакого нет.

Я думаю, что мы уже никогда не достигнем такого высокого уровня посещений, потому что время другое. Сейчас перед нами иная задача – сделать так, чтобы посещение кино было семейным мероприятием, такого уровня, как выход в театр. От нас требуется многое – это и новые технологии, и улучшение качества, и достойные места для кинопоказа. Задача сложная.

В нашей киносети осталось 10 кинотеатров. По 131 федеральному закону мы основную массу киноустановок передали в муниципальную собственность. Передача проходила в сложное время. В большинстве населённых пунктов, районных центрах, очень жаль, но ничего не сохранилось. Я понимаю, что они не в состоянии были содержать киносеть. Отдали муниципалитету полномочия, а денег нет. Можно сказать, что под этой перестройкой погребли киноустановки.

- Во всех районах?

- Если говорить про сельские клубы, то разрушений не произошло, сохранились киноустановки. На балансе отделов культуры остались три кинотеатра. Первый - в Ононском районе. Его мы построили в 1991 году. Кинотеатр такой, как читинская «Бригантина», - двухзальный. Только там, в малом зале, мы выровняли полы для занятий 50 танцевальных пар. У района был старый, деревянный дом культуры, который сразу же разрушили после запуска кинотеатра. Вся методическая служба переехала в новое здание. С передачей это стал районный Дом культуры. Такая же ситуация сложилась в Улётах. Там закрыли районный Дом культуры и переехали в наш кинотеатр «Ингода», который мы построили в 1984 году. Похожая ситуация сложилась в Калганском районе. В этих двух учреждениях демонстрируют кинофильмы.

Так, к сожалению, не везде. В Могоче, например, кинотеатр сгорел. В Сретенске кинотеатр переделывали под рынок, пенсионный фонд. Не сохранился хороший кинотеатр, который мы делали по типовому проекту, в Чернышевске. Где-то были очень старые кинотеатры, как в Газимуро-Заводском районе. В Приаргунском районе мы передали кинотеатр «Энергетик». В нём сделали спортивный зал. Там есть хороший Дом культуры, где можно демонстрировать фильмы.

У нас остались кинотеатры - «Экран» в Карымской, «Россия» в Первомайском, «Нерча» в Нерчинске, «Авангард» в Кокуе, «Кристалл» в Вершино-Дарасунском, «Космос» в Балее, «Восток» в Борзе и «Бригантина» в Чите. Сейчас мы готовим документы для ремонта кинотеатра в Балее. Там обнаружили много дефектов по нормам противопожарной безопасности. Думаю, если в этом году не сделаем всё полностью, то начнём и выполним большую часть работ. Нуждается в ремонте кинотеатр «Россия» в Первомайском. Мы поменяли там отопление, окна, двери, но капитально приступить к работам пока не получается. Из-за строительства «Бригантины», когда нам пришлось брать кредит на завершение работ, затянули ремонт в Борзе. Соответственно, сдвинулись сроки по другим кинотеатрам. Дело в том, что государственных вложений для таких целей нет. Нам, единственное, помог бюджет края в прошлом году, выделив 500 тысяч рублей на приобретение кресел для кинотеатра в Борзе. Все остальные ремонты мы делаем за счёт внебюджетных источников – доходов от продажи билетов. В год на ремонты есть около 3-3,5 миллиона рублей. Нужно раза в три больше. Необходимо увеличивать доходы от продажи кинобилетов.

«Иногда киностудии идут навстречу»

- Получается, что у большинства районных кинотеатров хорошая материальная база?

- За последние пять-семь лет удалось значительно поправить материальную базу. Но ситуация складывается сложная вот в чём: мы работали, развивались, а сегодня вновь оказались в начале пути. Сейчас нам предстоит перейти от плёночного кинематографа к цифровому. Можно было бы подождать какое-то время, вкладывая средства в ремонт кинотеатров, но нас поджимает рынок. Около трети крупных кинотеатров России уже перешли на цифровой кинопоказ. Соответственно, киностудии, чтобы сократить затраты, подталкивают нас как можно быстрее перейти на цифру.

В этом году по программе «Культура Забайкальского края» из бюджета края нам выделяют 3 миллиона рублей, и ещё три миллиона мы добавляем сами, чтобы дополнительно установить цифровой кинопроектор в «Бригантине». Так сделано в «Удокане», чтобы можно было работать, использовать и плёнку, и цифру для кинопоказа. Соответственно, как только мы переоснастим «Бригантину», нам нужно будет сразу проводить такую работу в остальных кинотеатрах.

Но есть такая проблема. Дело в том, что для «Бригантины» нужно шесть миллионов. «Удокан» потратил больше, потому что там площадь экрана больше в два раза. Естественно, мощность источника света, кинопроектора должна быть больше. У нас есть ещё один большой по размерам кинозал – «Нерча» в Нерчинске. Там зал на 400 мест. В остальных кинотеатрах размеры экранов от восьми до 10 метров шириной. Там, соответственно, будут меньше затраты. Но во всех случаях в основе воспроизведения – сервер, цена на который не зависит от размеров кинотеатра. Как быстро нам удастся? Я думаю, что года три понадобится. Если будут другие решения, вливания. Но даже по программе «Культура Забайкалья» только 3 миллиона. Больше пока нет. Нет и технического решения, что делать с Домами культуры, клубами. Эту проблему нам придётся решать совместно с муниципалитетами.

- Вы намеренно идёте на снижение цен на билеты в районах?

- Да. Там доходы у людей меньше. Они не могут себе позволить такие траты. Мы, откровенно говоря, не устанавливаем цены для дирекции киносети. Они должны ориентироваться на социальное положение населения. Предположим, Кокуй. Единственное градообразующее предприятие – это судостроительный завод. Он сегодня не имеет заказов. Откуда у них могут быть деньги? Поэтому там хорошие фильмы стоят едва 50 рублей. А так – 25-35 рублей. Однако, не все так однозначно. Если сравнивать, к примеру, посёлки Вершино-Дарасунский и Карымское - доходы в кинотеатре «Кристалл» выше. Работникам кинотеатра «Экран» в Карымской есть над чем подумать.

Районы мы считаем вторичным рынком для проката. Если бы мы работали с кинотеатрами синхронно, например, начался показ в «Бригантине» или «Удокане», мы тут же показываем этот фильм в районах – это один подход. А получается так: показывает город, мы собираем все три копии и увозим в районы. Там идёт смена фильмов раз в неделю по четвергам. Иногда завозим два фильма. Бывает, что заказывают фильмы к мероприятиям для школьников. Например, сейчас проводим фестиваль к юбилею образования казачьего войска. Набираем программу по казакам. Получается, что в одном районе фильм находится неделю. Последняя киноустановка в Вершино-Дарасунском. Проходит почти полтора месяца, когда фильм поступает туда. Но если программ набирается много, то мы стараемся сократить разрыв. Например, увозим фильм в Карымское и в Нерчинск. Если бы мы перешли на цифру, то могли бы показывать фильмы синхронно. Иногда нам навстречу идёт киностудия «Двадцатый век Фокс». Они дают не три копии на край, а четыре. Тогда мы одновременно начинаем показ в Чите, Краснокаменске или Агинском. Сейчас появилась возможность показывать в Борзе. То есть в крупных населённых пунктах, где выше посещаемость, лучше техника.

- Как киностудии относятся к показам фильмов в районах, где трудно ожидать высоких сборов?

- Да, сборы минимальные. Но, в основном, киностудии не догоняют больших доходов в сельской местности. Город отрабатывает полностью. Но некоторые зарубежные студии не понимают, что такое сельская местность. Относятся по-разному. Вообще, есть два варианта проката фильмов. Есть с процентов: мы показываем фильм и отчисляем 50%. А есть твёрдая ставка. В основном, это касается российских фильмов. Наши, отечественные, дистрибьюторы действуют и по такому принципу: если фильм стоящий, и они видят, что могут получить доход, то собирают отчисления с прокатов. Например, такой фильм, как «Адмирал». То же самое пытался сделать Михалков с фильмом «Противостояние». А большая часть старается продать по фиксированной цене – до 100 тысяч рублей. Есть прокатная студия «Панорама кино», которая, в основном, продаёт отечественные фильмы. Они продают по твёрдой цене. Мы покупаем фильм, и он остаётся у нас в фонде на длительное время. Мы можем его показывать. А американским киностудиям после проката мы возвращаем копию, и они её уничтожают. Такая схема действует не только в России, но и во всём мире. Хотя мне жалко. Я знаю, что «Двадцатый век Фокс» уничтожает копии на Алтае. У плёнки сейчас очень большой срок службы – до тысячи показов. У нас она едва отрабатывает 500.

О лучших фильмах

- Как вы познакомились с кинотеатром, почему кино стало вашей профессией?

- Мой дядя, Иван Александрович Юрченко, работал киномехаником. Тогда многие ребятишки, не только я, интересовались техникой, лезли в киноаппаратную. Он не противился, допускал. У нас в селе, в Брянской области, был большой клуб с хорошей киноаппаратурой. Сёла там большие – восемь, десять тысяч жителей, расположены недалеко друг от друга. Там было так: центральная усадьба, сельский совет, в состав которого входили несколько деревень. В каждом селе был клуб с киноустановками. Когда я немного познакомился с плёнкой, дядя разрешал ездить в эти сёла и самостоятельно показывать кинофильмы.

В 1967 году я поступил в кинотехникум в городе Советск Калининградской области. По его окончанию служил в Казахстане на границе с Китаем. После службы в армии приехал по направлению работать в Читинскую область. Ещё до приезда сюда я поступил на заочное отделение Ленинградского института киноинженеров. Получается, что у меня одна профессия, связанная с кинематографом.

- Есть у забайкальцев предпочтения в выборе фильма? Или что нужно сделать, чтобы кино имело успех в нашем крае?

- Особенностей – национальных, территориальных нет. Мы стали универсальными людьми. Я про себя отмечаю, что некоторые фильмы, которые не стоят повышенного внимания, продавливают так, что их смотрят все. А есть фильмы, которые, действительно, имеют хорошее содержание, а остаются незамеченными.

Наши продюсеры очень мало внимания уделяют рекламе. Есть хорошие, стоящие фильмы, которые заставляют человека размышлять. Но они потом находят своё место на телевизионном экране, а в кинотеатре не имели успеха.

- Как вы относитесь к фильмам, если можно так сказать, территориальным? Был бы интересен нашему зрителю фильм о Забайкалье?

- Думаю, что да. У нас такие фильмы снимают местные телекомпании, но это кино дальше города не уходит. Что меня огорчает – в кинотеатрах мы видим фильмы России, и то не все, и Америки. Мы практически не смотрим фильмы европейские, итальянские. Вы заметили, их не стало? С одной стороны, в кинематографическом мире происходит такое – крупные американские студии, если увидели в Европе хороший сценарий или перспективного режиссёра, они его покупают на корню. Приходят и говорят: «Ты хочешь, чтобы твой фильм увидел весь мир?» Какой режиссёр не хочет этого? Дают ему деньги – всё зависит от того, на какой стадии они подхватывают – это так называется. В результате фильму они придают своё видение. Где-то автор, режиссёр, продюсер могут свою линию сохранить. Бывает так, что фильм уже снят, его остаётся только озвучить. И они его покупают, компенсируют затраты. А фильм выходит под брендом крупной киностудии. Это одно. Но мы не видим азиатское кино. Совсем нет Индии. А эта страна выпускает по 600 фильмов в год. Около 350 снимает Китай. Кроме «Битвы у Красной скалы» я уже и не помню, что мы видели. Хотя мы с ними соседи. Даже в Улан-Удэ группа ребят сняла хороший фильм.

Рамки мирового кино сузились. Честно говоря, мне это не нравится. Мы начинаем привыкать к каким-то штампам, традициям в кинематографе. Всё исчезло вместе с распадом Советского Союза. Тогда была такая политика – старались поддерживать национальное кино союзных государств. А сейчас каждая страна сама за себя. В той же Франции снимают около 250 фильмов в год. Но там действует другое – если ты прокатываешь американский фильм, то больше отчислений делаешь в фонд поддержки национального кино. Разные меры вырабатываются в разных странах – пытаются защититься от глобализации. К примеру, снижают ставки налогов для национальной кинематографии.

- Вы смотрите все фильмы, которые приходят в наш край?

- Нет, конечно. На квартальных кинорынках в Москве и Санкт-Петербурге выдаётся большая часть фильмов. Бывает, что показ разных фильмов синхронно идёт в двух-трёх залах. Заходишь – посмотрел сюжет, перешёл в следующий зал.

- А у вас есть любимый фильм?

- Нет. В России и Советском Союзе было много хороших фильмов. Нельзя выделять один.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter