Город интервью Главный архитектор Читы: Точечной застройки в городе нет

Главный архитектор Читы: Точечной застройки в городе нет

Структура нашего города заключается в том, что город- то вширь расти не может... Помните, очень много было нареканий в Сосновом Бору: вверху на улице Белорусской строили дом. Говорили: «Точечная застройка, когда это прекратится?

О том, что город застраивается неправильно, — не кричит только ленивый. Каждое лето десятки людей грудью защищают свои придомовые территории, неожиданно ограждённые заборами, где уже вырыты котлованы. Мгновенно три тополя и площадка с ухабами превращаются в сквер, покорёженные качели с поломанными горками — в детскую площадку, лавочка без перил — в единственное место для отдыха горожан. Мэра и главного архитектора возмущённые жители готовы чуть ли не расстрелять, ну, или хотя бы призвать к ответу. Призвали.

Главный архитектор Читы Александр Михайлов в интервью для «Чита.Ру» рассказал о том, почему город задыхается в пробках, когда будет не стыдно за набережную и уличную рекламу, дождётся ли переезда зоопарк, где строят многоуровневые стоянки и какая транспортная развязка будет второй.

Соблюдать права предпринимателей

- Александр Дмитриевич, с приходом лета проблема застройки города вновь обострилась: новые стройки не находят поддержки у населения. С чем это связано?

- Все люди по существу своему творцы. Где-то что-то строят, перестраивают, занимаются перепланировкой, начиная от своих квартир, дачных участков, гаражей. Кому-то это нравится, кому-то не нравится. И это нормально. Враги населения — мэр города и главный архитектор. Мы должны поворачиваться лицом ко всем людям, в том числе и к строителям, и действовать согласно градостроительному законодательству, градостроительным требованиям, в соответствии с техническими регламентами. На территории Читы приняты правила землепользования и застройки города, разработана градостроительная документация, принят генеральный план города. Он чётко регламентирует, что вот здесь будет многоэтажный жилой комплекс, здесь у нас будут производственные территории, а здесь — коммунально-складское хозяйство.

- Небольшой участок на Бутина возле «Багульника» отдали под строительство офисного здания, на Кастринской - Анохина тоже собираются строить офисы. Люди возмущаются. По делу?

- Территория Кастринская, 2 прорабатывалась с 2008 года. Там ещё три года назад был заключён договор аренды. В то время эту территорию отмежевали, это не придомовая территория, поэтому она подлежит застройке. На эту территорию есть определённые градостроительные регламенты: можно офисы строить, магазины, жилые дома. С инициативой вышли предприниматели, которые намерены строить административно-офисные здание с подземными автостоянками. На 2008 год было принято такое решение, размежёвана территория, решение было опубликовано в СМИ. Почему тогда никто не возмущался? Застройщики обратились к нам, мы сказали, что четырёхэтажное здание возвести не получится, уменьшайте этажность, убирайте подземные автопарковки, потому что они большие по размеру и повлекут за собой дополнительный снос зелёных насаждений. Всё делалось так, чтобы максимально не нарушать интересы жителей. Там всё выполнено согласно закону: земля есть, разрешение на использование есть, проект есть, в соответствии с градостроительным кодексом весь пакет документов, необходимых для выдачи разрешения на строительство, подготовлен. Никаких оснований для того, чтобы не выдавать это разрешение — нет. Люди, которые хотят строить, не нарушили закон. Люди, которые живут рядом, не хотят этого, но строительные нормы и правила, противопожарные, санитарные, — не нарушаются. Основания для отказа нет.

- А если бы жильцы в своё время сделали бы территорию придомовой, не было бы таких проблем?

- Конечно. Тогда, если кто-то бы собрался там строить, в соответствии с Жилищным кодексом, статья 44, они бы обратились к собственникам, чтобы провести собрание и 2/3 голосов решали: быть там стройке или нет. В таком случае решение было бы за людьми. Мы сейчас в этом вопросе должны соблюдать права предпринимателей. Интересы жителей заключаются в сохранении благоустройства. По окончанию строительства всё это благоустройство будет восстановлено. В своё время, когда планировали в том же районе к размещению с другой стороны 12-этажного здания пристройку (строительством занималась компания «Строиинвест») - стеклянное здание со скошенными окнами, были точно такие же дебаты. Там была озеленённая территория. Предприниматели выполнили договорённость о восстановлении зелёных насаждений, которые вырубились из-за строительства. Сегодня там стоит красивое здание, а дворовая территория благодаря ему отгорожена от проезжей части улиц Кастринской и Амурской. Здание красивое, эффектное, дворовая территория, благодаря его возведению, преобразовалась.

- Со сквером на Бутина такая же ситуация?

- Что касается территории так называемого сквера на Бутина, там вообще никакого сквера не было. Озеленение существовало по обе стороны тротуара, остальная территория была заасфальтирована. На том месте, где сейчас строится двухэтажное офисное здание, стоял павильон, который использовался для предприятия общественного питания. Павильон был с огромной круглой крышей. По сути дела, двухэтажный объём. В углублении стоит многоквартирный жилой дом, на первом этаже и на половине второго этажа — нежилые помещения. Квартиры начинаются с третьего этажа. Архитекторами разработан проект офисного двухэтажного здания, которое отгородит дом от проезжей части и от того шума, который там до этого был. Все необходимые парковки будут размещены вдоль улицы Бутина перед этим зданием.

Высотки, троллейбусы и часовни

- Когда в Чите на смену точечной застройке придёт комплексная?

- Точечная застройка — строительство, осуществляемое без градостроительной документации. У нас на сегодняшний день есть генеральный план города, прорабатывается градостроительная документация всех районов города. Раньше у нас были проекты детальной планировки, по которым застраивалась и центральная часть города, и периферийная. Проекты детальной планировки предусматривали чёткое разграничение объектов. Сегодня такого понятия — проекты детальных планировок — уже нет. Проектов застройки тоже нет. Проекты планировок предусматривают решение вопросов о разграничении земель общего пользования - дороги, улицы и территорий, подлежащих застройке.

Помните, очень много было нареканий в Сосновом Бору: вверху на улице Белорусской строили дом. Говорили: «Точечная застройка, когда это прекратится?» Этот дом строился в соответствии с проектом планировки. Это не точечная застройка, а часть комплексной, которая в своё время не была выполнена.

У нас в городе имеется ветхое аварийное жильё, большие территории между жилыми домами. Сегодня продолжается застройка этих территорий на основе ранее разработанной градостроительной документации. Люди, проживающие в хибарах в центре города могут в них и остаться, если мы не будем заниматься так называемой точечной застройкой. Идёт процесс: старое уходит в сторону, на его месте появляется новое. Сегодня, в соответствии с проектами планировок, мы изыскиваем территории для строительства детских садов. Мы действуем по закону.

- Троллейбусы в Каштак и на КСК — несбыточная мечта Читы?

- Основное достижение генерального плана Читы — решение вопроса по аэродрому Черёмушки с выносом его за пределы городской черты. Планирование автомобильных связей, которые объединят Центральный, Железнодорожный, Черновский и Ингодинский районы в более удобную схему. В первую очередь нужно изъять южную часть аэродрома Черёмушки с целью прокладки необходимых транспортных связей. Как только это будет организовано, мы сможем говорить о троллейбусном движении на КСК. Сегодня есть проект продления троллейбусной линии в посёлок Каштак. Для этих целей выполняется строительство двухуровневой развязки. Строительство развязки на Каштакском кольце продлится ещё года два. Как только её построят, троллейбусы пойдут в посёлок Каштак. Это поступательное движение.

Организовать троллейбусное движение вдоль существующего маршрута на КСК очень сложно. Там улицы Авиационная, Рахова с резкими поворотами. Без сноса и расширения улиц организовать движение невозможно. Этот вопрос трудный. Сейчас нужно продумывать работы по расширению улиц, наводить порядок в общественном транспорте: не только ограничиться маршрутными такси, но и пускать большие автобусы с графиком движения. Это было бы хорошо.

- Автовокзалу быть в комплексе с железнодорожным?

Автостанция временного типа переехала в юго-восточную часть привокзальной площади. В ближайшее время там будет упорядочена разметка, система транспортного движения привокзальной площади. Проектными организациями прорабатываются предложение: построить автовокзал за счёт территории почты России, возле места, куда перенесли автостанцию, за бетонным забором. Освободив территорию для стоянки автобусов, можно построить здание автовокзала. Но последнее слово будет за проектировщиками: они должны произвести расчёты. Автовокзал рассчитывается на количество жителей Читы и перспективу роста, также важно общее количество пассажиров. Если эти расчёты будут представлены и будет отработаны транспортная схема, чтобы это не было в ущерб транспортному движению города, если проектировщики всё докажут, то тогда автовокзалу быть в пределах железнодорожного. Это было бы правильно. Если нет, то автовокзал будем строить в другом месте.

- Генеральный план города какое место предлагает для автовокзала?

- Генеральный план предлагает расположить его ближе к Каштакскому кольцу. С учётом доступного общественного транспорта: троллейбусы, автобусы, такси. В любом случае, этот вопрос ещё не решён.

- Нравится вам идея строительства двух часовен и памятника Александру Невскому на привокзальной площади?

- Памятник Святому Благоверному Александру Невскому на привокзальной площади возле Кафедрального собора должны установить в сентябре. Он уже в стадии готовности. Сейчас проводятся мероприятия по проведению торгов для благоустройства территории. К концу лета работы эти начнутся. Строительство двух часовен начнётся позже. Располагаться они будут на территории ниже храма через Соборный проезд. Там будет небольшой сквер, памятник Александру Невскому и две небольшие часовни. Пока нет проектов часовен, но если они будут в тех же габаритах, как обозначены в проектном предложении, то я думаю, что они украсят привокзальную площадь. Доминировать будет храм, на втором плане будет стоять памятник Александру Невскому, который будет восприниматься на фоне Кафедрального собора, и третий по величине объект — часовни. Если часовни будут доминировать над памятником, то здесь уже у меня есть сомнения.

Помните, сколько было дебатов, когда строили Казанский собор? Предлагали множество площадок, доказывали, что возле вокзала он быть не должен. А сейчас посмотрите, как он украшает наш город. Приезжающие в Читу первое, что видят — это храм. Это хорошо.

- Шестнадцатиэтажные и выше здания в Чите будут?

- Они уже есть. На улицах Подгорбунского - Богомягкова стоят шестнадцатиэтажные дома. Строится микрорайон Царский, где будут подобные дома. Всё это есть.

Водосток и пруды возле набережной

- Красивая набережная появится в Чите?

- Сейчас идут работы по берегоукреплению дамбы по реке Чита. Предусмотрено четыре очереди строительства этой дамбы. Уже приступили к третьей очереди строительства: начиная от очистных сооружений, пошли вверх до улицы Ковыльной и дальше. Когда будет построена дамба, естественно, прилегающие территории будут обустроены пешеходными дорожками и транспортными путями. Это водный кодекс. Вдоль реки должна быть обустроенная береговая полоса — 20 метров. Это и есть наша набережная. Она будет заасфальтирована, где-то озеленена. Постепенно набережная будет везде красивая. Где-то к ней будут примыкать проезжие части — улица Набережная; где-то это будет более широкое пространство; где-то это пространство превратится в зону отдыха с теми же прудами. Проектирование прудов будет в верховьях выше улицы Ковыльной. Вокруг них будут организованы зоны отдыха с выходом на реку Чита. Всё в работе.

- Городская дума сейчас активно обсуждает проблему уличной рекламы: запретили штендеры, упорядочили по цвету. Улучшит это внешний облик Читы?

- У нас было засилье рекламы. Может быть, это связано с низкой культурой проектирования, может быть, и нашей недоработкой. Размещалась самовольная реклама. Идёт засорение визуальной среды. Поэтому родилось решение думы оградить некоторые части города от отдельных видов рекламы: улица Ленина и другие прилегающие к ней. Там запрещены широкоформатные рекламные конструкции. Там планируется размещать невысокие, небольшие рекламные конструкции может быть даже газонного типа — сити-формат, когда в клумбах стоят тумбы под стеклом. Реклама должны быть украшением города. Вывески теперь не должны быть выше уровня второго этажа. Оставили крышные установки, как правило, они с подсветкой. На гостевых маршрутах не будет мелкой рекламы, здесь представлены теперь больше форматные рекламные конструкции. Решение думы послужит упорядочиванию рекламы. Наведение порядка в рекламе, конечно, будет не сразу. Всё постепенно.

- Есть у нас в городе водосток, а то в ливни перейти проезжую часть без резиновых сапог по колено нельзя?

- Когда прорабатывали генеральный план 1991 года прорабатывали схему инженерной защиты территории города. Часть этих решений есть, и она проработана. Есть водосточные канавы вдоль улицы Балябина, Новобульварная и некоторым другим. Но они заросли песком и травой. Их нужно расчищать. Выполнить продление этих каналов. Они сейчас уходят в район Кузнечных рядов, где частные дома. Через Белика идёт коллектор, входит в квартал, и там сломанные лотки. Сточные ливневые воды выходят на рельеф. Это надо всё делать: чистить и восстанавливать. Улицу Мостовую сделали, там отстойники соответственно выполнены, но вода туда не идёт, потому что есть понижающая часть по улице Ленина. Кузнечики в ливнях тонут. Надо просматривать. Новый генеральный план предусматривает выполнение дополнительных схем лотков, водоотводных канав, подземных ливневых стоков, запроектированных ещё на многие километры. Это нужно постепенно реализовывать. Они должны быть включены в соответствующие программы по ЖКХ.

Надо отметить, что у нас стало меньше этих рек. Раньше по всему городу бежали грязные потоки. Сейчас их меньше и они чище. Потому что верхняя часть города застраивается, обустраивается. Улицу Бутина вверху застроили, заасфальтировали дороги. Раньше она была в плачевном состоянии. Ленинградская расширена, Богомягкова благоустраивается. Есть в лесной зоне перехват ливневых вод, но за этими канавами нужно смотреть. Они полуразрушенные. Вода течёт мимо. По улице Журавлёва также канава разрушена. Там построены самовольные гаражи, сегодня они узакониваются, ниже гаражей строится многоуровневый гараж-стоянка, в проект которых входит благоустройство ливневых стоков.

- Строительство многоуровневых гаражей-стоянок — альтернатива незаконно установленным металлическим гаражам?

- Проблема с гаражами до сих пор есть. Идёт засилие металлических гаражей. В 60-70-е годы была тенденция к тому, чтобы гаражные кооперативы строить за пределами микрорайонов и жилых застроек. Приходилось ходить в гараж за 3-4 километра от своего дома, что, конечно, неудобно. Сегодня эти гаражные кооперативы так и остались, но люди где-то приобретают эти металлические коробки и устанавливают их у себя во дворах. Ответственность за использования жилых территорий находится у собственников помещений. Иногда люди возмущаются: «Когда у нас наведут порядок? Там незаконно установили гаражи!» Сегодня у нас есть ТСЖ, управляющие компании, которые работают от жильцов. Гаражи устанавливают сами жители. Одни ставят, другие против этого борются. Во дворе любого жилого дома можно установить гаражи цивилизованно, в одном стиле, будь то одинаково металлические или в капитальном исполнении. Если земля закреплена за жилым домом, то жители могут сами ей распорядиться. Например, построить гаражи.

- А есть такие примеры?

- Частично такой опыт есть. Но он вывернут наизнанку. Есть предприимчивые люди, которые идут к собственникам жилья, проводят собрание, заручаются поддержкой 2/3 голосов и строят гаражи для своих коммерческих целей. Потом продают эти гаражи посторонним людям. Это неправильный подход. Нужно решать и самим строить. Таким образом, мы упорядочим ситуацию в городе по металлическим гаражам, и люди сами себе помогут. Жители 61-го дома микрорайона Северный выходили с таким предложением. Мы пошли им навстречу.

Пробки, гаражи, стоянки

- Где будут строить многоуровневые стоянки?

По улице Журавлёва внизу возле «Сбербанка» начинали строить многоуровневый гараж-стоянку. Но из-за кризиса там работы встали. Территория сейчас расчищается. На Журавлёва в самом верху идёт строительство двухуровневой стоянки. Улица Баргузинская, ближе к реке, там тоже строят такую стоянку. На улицах Кайдаловская и Проезжая, в районе стадиона СибВО, ближе к Верхоленской, там тоже стоит два многоуровневых гаража. Практика строительства гаражей, на которых сверху ставят спортивную площадку, мне не совсем нравится, но их строят. Возле школы №19 такие гаражи построены, планируется их возведение возле школ №38 и №40. Плохо это или хорошо, - покажет время.

- Почему город задыхается в пробках?

- Старый генеральный план не мог предусмотреть уровень автомобилизации, который у нас вырос в связи с повышением благосостояния населения в начале третьего тысячелетия. Расчёты были: 100 автомобилей на тысячу жителей, а сегодня они возросли до 350 на тысячу жителей. Дороги у нас не были на это рассчитаны. Новый генпллан предполагает расширение улиц, устройство многоуровневых транспортных развязок. У нас в городе, ни в одном такого нет, планируется 39 многоуровневых развязок. Лазо — Ярославского — это вторая развязка, которая будет реализована в городе, подготовлена проектная документация. Года через три должно начаться строительство.

- А концентрация большого количества административных зданий в центре Читы не влияет на пробки?

- Вот это понятие, много или мало, — субъективное. Жизнь требует ровно столько, сколько необходимо на сегодняшний день административных зданий. Идёт процесс жизнедеятельности города. Появляются новые структуры, виды деятельности. Жизнь она диктует свои условия и требования к количественному составу этих административных зданий. Конечно, было бы лучше, чтобы город рос в периферийном плане. Но структура нашего города заключается в том, что город- то вширь расти не может. В восточном направлении - земли военного ведомства; в западном — земли сельскохозяйственного назначения, федеральная трасса, отсутствие инженерных коммуникаций и те природоохранные каркасы, которые служат поддержанию жизни озера Кенон, отработанные горные карьеры, которые не позволяют строить. В южном направлении — река Ингода. Остаётся северное и северо-западное направление. Генеральный план предлагает развивать территорию стрельбища, бывшие территории радиозавода и те территории, которые примыкают к кольцу Маяк, - так называемые, капустные поля. Эти территории будут развиваться под жилищное строительство с общественными центрами. Центральная часть города, как бы мы не хотели ,— деловая часть города, которая будет развиваться в направлении развития административных, офисных зданий. Это административный костяк города. Говорить о том, что при размещении этих зданий у нас усугубляется ситуация с транспортными потоками,— нельзя. У нас есть нормативы по обеспечению этих зданий автопарковочными местами. Транспортные пути к этим объектам сложились и требуют развития. Мэр дал поручение ГИБДД представить схему транспортного движения города и пути ликвидации этих пробок. Где-то будет одностороннее движение, где-то будут расширены улицы, где-то будут устроены многоуровневые развязки. Генеральный план 1991 года рекомендовал улицы Бутина и Ленинградскую сделать односторонними. Бутина — вниз, а Ленинградская — вверх, а между ними завязать улицы: одни в одно направление, другие-в другое. И тогда не требуется расширение улиц. Они будут иметь три полосы движения, и этого будет достаточно, чтобы обеспечить её пропускную способность. Это надо думать, решать, рассчитывать и смотреть. И в первую очередь, транспортным службам.

Зоопарк — в Северный

- Зоопарк давно мечтает о переезде, когда дождётся?

- В 2008 году мэром было дано поручение выполнить схему озеленения Читы с обустройством лесопарковых зон. Было намечено три таких территории — выше микрорайона Северный, район стадиона СибВО, территория микрорайона Сосновый Бор - между объездным шоссе и улицей Кирова. В Северном на части территории предложено размещение зоопарка. Генеральный план тоже предлагает это же место под зоопарк. Место есть, но здесь юридическая сторона вопроса. В городе у нас есть земли лесного фонда. Их использование чётко прописано в лесном законодательстве. Перевод этих территорий в какие-то иные территории — решается через правительство РФ. В своё время планировалось расширение территории центрального кладбища, там тоже земли лесного фонда. Вопрос в правительстве РФ завис, и пришлось от этой идеи отказаться.

- А Москва знает, что мы хотим для зоопарка другое место?

- Конечно, конечно. Генплан Москва и разрабатывала. Были проведены согласования с соответствующими ведомствами. Сегодня на то, чтобы передислоцировать зоопарк, нужны немалые средства: обустройство территории,ограждения, вольеры, инфраструктура, строительство зданий, где могли бы животные зимовать.

Сама же лесопарковая зона будет преобразовываться. В ближайшее время объявим торги на проведение благоустроительных работ выше улицы Коханского, где клиническая больница и территория от перинатального центра до объездного шоссе. Там будут пешеходные дорожки, вечернее освещение, картодром, с мостиками, детские площадки, для отдыха.

- Что будет в лесопарковой зоне возле стадиона СибВО?

- Там планируется строительство этнографического музея в виде деревни, как объекта историко-культурного наследия. Может быть, будут представлены народности, которые есть у нас в Забайкалье. Всё это в планах.

- Планов громадьё, реализуются они?

Конечно. Всё постепенно. Всё будет.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления