В «Новой газете» пенсионер Давыдов очень долго и пространно рассуждает о патриотизме. Поводом для мыслеизлияния послужила передача «Воскресный вечер». «Простой народ тоже не пойдёт защищать свою Родину грудью, как Александр Матросов. Потому что защищать капитализм с его порядкам нет смысла. Жители США пойдут защищать свою страну потому, что они живут лучше всех в мире. Французы — едва ли. У них и сейчас в стране живётся неважно. И вывод о зарождении патриотизма напрашивается сам по себе: патриотами становятся люди тех стран, где всем живётся хорошо», - размышляет Давыдов, обвиняя, как водится, проклятый капитализм.
Читать и искать всё же рациональное зерно
В конце октября по телевидению транслировалась передача под названием «Воскресный вечер» с телеведущим Владимиром Соловьёвым. В ней участвовали видные политологи: Новиков, Злобин, Хакамада, Проханов и другие. Обсуждался вопрос патриотизма. В каком состоянии он, патриотизм в России в настоящее время, что это такое — патриотизм. И как он зарождается в обществе и в каждом человеке.
Высказывания были всякие от содержательных до абсурдных. Я внимательно смотрел и слушал их высказывания и мне, порой, хотелось вступить с ними в диалог. Чтобы я им сказал? Я бы им сказал, что вы, господа учёные и переученные сильно «заболтали» этот вопрос. Дело обстоит проще. Каждый взрослый человек может сказать о себе и о других патриот он или нет. Мерилом патриотизма для всех нагляднее всего является война. Один из политологов, участвующий в этой передаче сказал, что самыми патриотичными являются американцы и французы. В США войны с другими государствами не было никогда, а Францию Гитлер оккупировал за пять дней. Что же французы так быстро сдались? Какие же они патриоты своей страны? Все европейские страны сдались Гитлеру за считанные дни. Какие же патриоты жители этих стран? Советский Союз Гитлер хотел покорить за три месяца. Думаете, что население этой страны такие же «патриоты» как в покоренных им странах Европы?
Мы — очевидцы этого великого сопротивления нашего населения гитлеровскими захватчиками и его помощниками в лице всех Европейских государств, которые свои вооруженные силы двинули на СССР вместе с Гитлером. Об этой «второй Атланте» не говорил ни один из «умных» участников передачи, да и вообще никто никогда, на мой взгляд, об этом не говорил громко и серьёзно при обсуждении Великой Отечественной войны 1941-45 гг. Все говорят — Германия напала на СССР и чуть его не захватила. Да одну-то Германию СССР «усмирил» бы быстро.
Но вернёмся к патриотизму, о чём бы я с ними говорил? А вот о чём. Я бы им сказал, что СССР не покорился Новой Атланте, а выстоял и победил её, благодаря советскому патриотизму населения страны. Население сплотилось, боролось изо всех сил не потому что к этому призывали руководители страны, а потому, что надо было отстоять свою свободу. Не попасть в рабство, защитить ту жизнь, которой начали жить народы СССР.
Была и «пятая колонна». Но и её победил патриотизм большинства людей, населявших СССР. Люди защищали социалистический образ жизни, давший всем равенство и братство.
Население покоренных Гитлером Европейских стран жило при капитализме, где были бедные и богатые, где была безработица и другие безобразия, сопровождающие капитализм. Гитлер заставил всю промышленность и сельское хозяйство покорённых стран работать на войну. Тот дал всем работу, богатых обложил налогом в пользу войны, а их сынков погнал в армию и на фронт, иначе говоря, сгладил кое-какие противоречия в обществах этих стран.
А что у нас сейчас? Картина та же, что у тех Европейских стран того времени. Дикий капитализм, расслоение населения (богатые, бедные, обездоленные), я имею в виду бомжей, бандитов, коррупционеров всех мастей, наркодельцов, наркоманов и прочую нечисть. Не дай, Господь, войны! Кто пойдет защищать Российскую Федерацию? Олигархи — нет, сверхбогачи — нет, просто богачи — нет, бандиты, коррупционеры, наркодельцы и наркоманы, бомжи — нет. Им хорошо и при любом капитализме, будь то американский, германский, японский, африканский или ещё какой.
Простой народ тоже не пойдёт защищать свою Родину грудью, как Александр Матросов. Потому что защищать капитализм с его порядкам нет смысла. Жители США пойдут защищать свою страну потому, что они живут лучше всех в мире. Французы — едва ли. У них и сейчас в стране живётся неважно. И вывод о зарождении патриотизма напрашивается сам по себе: патриотами становятся люди тех стран, где всем живётся хорошо.
Вот с такими суждениями я бы выступил на телепередаче «воскресный вечер» с Владимиром Соловьевым 27 октября 2012 г.
В. Давыдов, пенсионер, «Новая газета», №44Этой тунгуске-чабанке посвящал стихи Георгий Граубин. Красивая легенда о поиске тропы жизни Героя социалистического труда Прасковьи Алтанаевой, как и стихи о ней, опубликована в «Приаргунской заре». «Вся жизнь её прошла на чабанской стоянке. Получилось так, что семью не пришлось создать, не вышла замуж, не нарожала детей. Может, потому, что всё своё время, всю свою привязанность отдала чабанскому делу. Но она не была одинокой. Более десяти лет была бессменным депутатом местного Совета, участвовала в работе женских конференций, её часто приглашали в школу. Были у неё друзья, знакомые, весь совхоз почитал эту скромную труженицу», - говорится в газете.
Читать, как благодаря Прасковье Ивановне появилась новая порода овец
Судьба тунгусской женщины, о которой я хочу рассказать, связана с Забайкальем. Это Прасковья Ивановна Алтанаева. Как писал о ней Георгий Граубин:
Низко кланяюсь тем я,
кто выстрелил в космос ракетой,
Им и песня, и открытое сердце моё.
Но суровой застенчивой
женщине этой
Трижды кланяюсь в ноги
за будничный подвиг её.
Шёл 1903 год. В Забайкалье, в семье кочевника-скотовода родилась девочка Паша. Никто не знал, да и не загадывал тогда, какая судьба ждёт дочь тунгуса-кочевника. Детство у дочери диких степей было таким, как и у всех пастухов В пять лет она уже скакала на лошади, а в девятилетнем возрасте начала помогать родителям ходить за скотом Вместе с дедом пасла овец.
Во время перехода на дальние пастбища, поведал ей дед древнюю легенду: «Была у степняка-кочевника сокровенная мечта — найти тропу счастья.
Каждый раз, уходя на новые пастбища, просил он всевышнего, принося ему в жертву овец, указать тропу, которая ведёт к счастью».
Многие степняки искали эту тропу, искал и дедушка, искал её и отец маленькой Паши. Но так и не смогли найти. Тропинок в степи больше, чем морщин на старческом лице. Попробуй, отыщи её.
- Я не найду, ты обязательно отыщешь эту тропу счастья.
Прасковья запомнила этот наказ на всю жизнь. Много лет водя отары овец по степи, вспоминала о тропе счастья и надеялась её найти.
Кто знает, как бы сложилась судьба Прасковьи Ивановны Алтанаевой, если бы не Великая Октябрьская социалистическая революция. Пришла революция и в Приаргунье. Началось освоение степных просторов. Почти на том месте, где стояли юрты семьи Алтанаевых, разместился совхоз «Пограничный».
С этого времени судьба степнячки Прасковьи Алтанаевой круто изменилась.
Нашла она свою тропу счастья, как было завещано ей дедом. Было ей тогда 27 лет. С первого дня создания совхоза Прасковья стала работать в хозяйстве чабаном. Дело привычное и по душе. Трудолюбивая с детства, она заботливо ухаживала за овцами. Присматривалась, прислушивалась к советам специалистов — зоотехников и ветеринарных врачей. В то время группа учёных начала трудную и кропотливую работу по выведению тонкорунной Забайкальской породы овец. Вместе с учеными взялась за это трудное дело и П.И. Алтанаева. Приходилось работать с раннего утра и до поздней ночи. И так было день за днём, месяц за месяцем, круглый год — в лютую стужу и проливной дождь, в промозглый, продувающий ветер.
Вся жизнь её прошла на чабанской стоянке. Получилось так, что семью не пришлось создать, не вышла замуж, не нарожала детей.
Может потому, что всё своё время, всю свою привязанность отдала чабанскому делу. Но она не была одинокой. Более десяти лет была бессменным депутатом местного Совета, участвовала в работе женских конференций, её часто приглашали в школу. Были у неё друзья, знакомые, весь совхоз почитал эту скромную труженицу.
Маленькая, сухонькая, она была неприметной и простой. И ещё немного суровой, как все степнячки. Но сколько было в ней душевной теплоты и житейской мудрости. Уважали её односельчане и любили, называя «наша Ивановна».
Результатом напряжённой работы ученых-зоотехников стало выведение Забайкальской тонкорунной породы овец. И в этих результатах итог её работы и добросовестного труда.
И как писал в своих стихах Георгий Граубин:
Сорок лет на посту —
Это выстоять может не каждый.
Сорок лет под дождём,
Под ветрами, под жгучей жарой.
Это больше, чем подвиг,
Горячий, порывистый, страстный.
И такой человек,
Много больше, чем просто герой!
Вот за этот добросовестный и самоотверженный труд, за высокие показатели чабанке Прасковье Ивановне Алтанаевой было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Очень счастливой чувствовала себя простая тунгуска-чабанка. И помнился ей в этот час наказ деда: «Найти тропу счастья». И в своих мыслях она обращалась к своему деду:
- Дедушка, я исполнила твоё желание. Я нашла тропу, которая привела меня к лучшим дням в моей жизни.
Л. Фомина, зав. библиотекой п. Пограничный, «Приаргунская заря», №91«Советское Приаргунье» вспоминает сбитую насмерть в Чите год назад десятиклассницу Любу Серебренникову. Библиотекарь М. Боровская перепечатывает в память о девочке стихотворение. «Люба была активной девочкой, всегда улыбалась, незаносчивая. Училась только на хорошо и отлично, часто ходила в библиотеку, много читала. Помогала своим подругам в учёбе. С ней интересно было вести беседу на любую тему. Она всегда хорошо говорила со мной о бабушке с дедушкой, она жила с ними, о маме своей отзывалась с любовью», - вспоминает автор.
Читать
Вот уже год как нет с нами девочки Любы Серебренниковой. Она училась в десятом классе, 27 октября была сбита в Чите автомобилистом, такая короткая у неё оказалась жизнь и такая нелепая смерть. Люба была активной девочкой, всегда улыбалась, незаносчивая. Училась только на хорошо и отлично, часто ходила в библиотеку, много читала. Помогала своим подругам в учёбе. С ней интересно было вести беседу на любую тему. Она всегда хорошо говорила со мной о бабушке с дедушкой, она жила с ними, о маме своей отзывалась с любовью. Какая большая утрата для них, потерять внучку, дочь.
Вечная память, тебе Люба, будем помнить тебя.
Синенькое платьице
Ленточка в косе
Кто не знает Любочку?
Любу знают все
Маленькая Любушка
Любила рисовать
Раскрашивать, выплясывать
И маме помогать
Росла ребёнком умным
Стихи читать любила
И только «пять» - «четыре»
Со школы приносила.
М. Боровская, библиотекарь, стих из газеты «Курсор», «Советское Приаргунье», №45В «Советском Приаргунье», если не брать во внимание выдержки из энциклопедий, вышел отличный текст о буднях села Уровские Ключи, в котором, по словам автора, люди умеют зарабатывать: «Пока другие, отчаявшись найти работу, штурмовали центр занятости, уровцы превращали в реальные деньги результаты своего труда. Каждый в районе знает, что здесь можно всегда купить хороший сруб любого размера и даже под заказ. В летний сезон первыми всегда торгуют грибами, ягодами уровские женщины и ребятишки тянутся за ними, сызмальства приучаясь вносить свою лепту в семейный бюджет. Река Уров богата рыбой и сельчане разных возрастоз не прочь посидеть с удочкой на берегу». Что особенно важно, уровцы – не только промысловики. На территории поселения функционируют предприятия. Например, «Руслес»: «С начала нынешнего года на пустом месте закипела работа по строительству базы. За короткий срок была построена практически вся необходимая инфраструктура – крепкие, пахнущие свежим деревом общежития, баня, офис. На очереди ввод в строй столовой, в которой завершаются отделочные работы. Новые современные тяжеловозы, лесовозная техника, вездеходы – всё говорит о том, что предприятие готовится к серьезной работе надолго».
Читать о добыче золота
Село Уровские Ключи расположено в 60-ти километрах от райцентра. Это один из отдалённых населённых пунктов района. И эта отдаленность накладывает определенный отпечаток на быт живущих в таких местах. Однако по большей части изменения постперестроичных времен казалось бы мало коснулись этого села. Все такие же крепкие ухоженные дома, чистые улицы, не испитые и неизможденные лица людей, живущих здесь. В чём же здесь причина? Дело в том, что большая часть жителей после развала совхоза не растерялась и переориентировалась на использование природных богатств. Пока другие, отчаявшись найти работу, штурмовали центр занятости, уровцы превращали в реальные деньги результаты своего труда. Каждый в районе знает, что здесь можно всегда купить хороший сруб любого размера и даже под заказ. В летний сезон первыми всегда торгуют грибами, ягодами уровские женщины и ребятишки тянутся за ними, сызмальства приучаясь вносить свою лепту в семейный бюджет. Река Уров богата рыбой и сельчане разных возрастоз не прочь посидеть с удочкой на берегу.
Бывающие в этих местах впервые отмечают отсутствие мусора не только в селе но и за его пределами, ухоженность усадьб и размеренный быт жителей, их гостеприимство, ответственность каждого за жизнь в селе. На сходах всегда шумно, многолюдно, все актуальные проблемы решаются сообща и получают достойную оценку. В немалой степени эти положительные моменты относятся к работе главы поселения, от которого зависит наполняемость бюджета сельского поселения, ремонт, функционирование всех объектов инфраструктуры.
С приходом на уровские земли ряда предприятий в бюджет поселения стали отчисляться налоги за недропользование и так называемый налог НДФЛ, отчисляемый от заработной платы работающих людей, прописанных на территории поселения. А таковых в последние годы становится все больше.
«Руслес»
Ближе всего к селу расположилось дерево-перерабатывающее предприятие «Руслес», генеральным директором которого является Иванкин Олег Теофилович. С начала нынешнего года на пустом месте закипела работа по строительству базы. За короткий срок была построена практически вся необходимая инфраструктура – крепкие, пахнущие свежим деревом общежития, баня, офис. На очереди ввод в строй столовой, в которой завершаются отделочные работы. Новые современные тяжеловозы, лесовозная техника, вездеходы – всё говорит о том, что предприятие готовится к серьёзной работе надолго. Немаловажную роль в жизни села и района сыграло его открытие – ведь нашли работу здесь жители Уров-Ключей и сел района. Пока работы по заготовке леса не ведутся, готовится лишь дорога к лесосеке. При выходе предприятия на полную мощность готовый пиломатериал пойдет не только на экспорт, но и позволит значительно удешевить стройматериалы из дерева внутри района. Зарегистрировано предприятие «Руслес» на территории района.
«Уров-Золото»
Золотодобывающее предприятие «Уров-Золото». возглавляемое генеральным директором Батлук Юрием Константиновичем, свою деятельность на уровских землях начало с марта нынешнего года. В десятке километров отсела параллельно с основной задачей –добычей драгоценного металла, в кратчайший срок были построены все необходимые объекты – общежития (балки по-артельски), столовая, баня, отсыпали площадку для ремонта бытовой техники. Не смотря на то что год стал стартовым для предприятия, добыча золота составило 76 килограммов.
Начальник участка Морозов Александр Васильевич рассказал в ходе беседы о работе вверенного ему объекта:
- У нас трудится порядка 80 человек, часть из которых работает вахтовым методом, но рабочие основных профессий, такие как бульдозеристы, экскаваторщики и т.д. работают постоянно. Наступили холода, промывочный сезон закончен. Большая часть работников уже разъехались по домам. К слову сказать - более половины из них жители района. В следующем году планируем увеличить квоту на добычу драгметалла. В рамках социального партнерства мы идем навстречу просьбам руководителей предприятий и учреждений помочь в решении ряда вопросов. Если это в наших силах и компетенции, то помогаем, чем можем. К примеру в нынешнем году сделали спортивную площадку в с.Уров-Ключи. В будущем продолжим сотрудничество в этой области Предприятие так же зарегистрировано на территории района.
«Шахматная»
В глубь тайги ведёт дорога к геологоразведовательной партии «Шахматная». Здесь проводятся разведывательно-поисковые работы по добыче флюоритов. Работы проводятся по инициативе «Читагеологоразведка» и в будущем добыча флюоритов станет на поток. Здесь так же работают жители района.
Флюорит (плавиковый шпат) (трансваальский или южноафриканский изумруд) горняки Саксонии в давние времена называли «эрцблюме» - «рудный цветок». Своё современное имя флюорит - фторид кальция по составу -получил, когда выяснилось, что он не только красив, но и очень полезен. Добавление его к руде сильно облегчает выплавку из неё металла, шлаки становятся текучими и легко удаляются. Вот почему в XVI в. немецкий учёный Георг Бауэр (Агрикола) и назвал минерал флюоритом (от лат. fluor - «текучий»). В палитре этого минерала - все цвета радуги. Очень красивы розовые, красные, золотисто-жёлтые, изумрудно-зелёные, бирюзовые и фиолетовые кристаллы, но есть и многоцветные полосчатые разновидности. Примесь радиоактивных элементов иногда делает флюорит непрозрачным, чёрным. За другие цвета чаще всего отвечают примеси марганца и редкоземельных элементов. Существует и бесцветная, прозрачная разновидность — оптический флюорит, из которого делают оптику для приборов, способных работать не только в диапазоне видимого света, но также в ультрафиолетовом и инфракрасном излучении. В 1670 г. художник Швангард из Нюрнберга обнаружил, что смесь флюорита с серной кислотой оставляет на стекле несмываемый матовый след. Так была получена плавиковая кислота, которая и до настоящего времени используется, в частности, для протравливания рисунков на стекле. Флюорит, несмотря на небольшую твёрдость (4 по шкале Мооса) и прочность, издавна используется как поделочный камень. Уже в античные времена из него вытачивали кубки и вазы. В разных районах Европы в погребениях IX-XIII вв. археологи находили флюоритовые бусы и браслеты. С 1765 г. на Петергофской гранильной фабрике из многоцветного флюорита, добывавшегося в Северной Англии, начали делать удивительные по красоте вазы, столешницы, канделябры, бокалы. Некоторые из них можно увидеть в Павловском дворце под Санкт-Петербургом и в Минералогическом музее имени А. Е. Ферсмана в Москве. Необычное свойство флюорита - свечение под ультрафиолетовым светом, и названо оно по его имени флюоресценцией. Примеси разных элементов, прежде всего редкоземельных, вызывают разнообразные цвета свечения: молочно-белый, оранжево-розовый, таинственно-фиолетовый. Некоторые флюориты светятся и после нагревания (явление термолюминесценции). Флюорит, как правипо, кристаллизуется из горячих растворов - гидротерм. На некоторых месторождениях он образует огромные многотонные скопления и отдельные кристаллы массой от десятков до сотен килограммов. Но есть еще осадочный флюорит – ратовкит, названный по речке Ратовке в Подмосковье. Его порошковатые скопления фиолетового цвета находят в слоях известняков в ряде областей Центральной России.
Лечебные свойства
В народной медицине флюорит чаще всего используется как средство, помогающее при головных болях. Бытует мнение, что этот минерал оказывает положительное действие на сердечно-сосудистую систему и головной мозг, помогает при таких серьезных заболеваниях, как эпилепсия и рассеянный склероз. Некоторые литотерапевты предполагают, что флюорит облегчает состояние метеозависимых людей, тонизирует нервную систему, снимает негативные последствия стрессовых ситуаций, нормализует сон, избавляет от бессонницы и ночных кошмаров. Шары, сделанные из флюорита, используют при общеукрепляющем и тонизирующем массаже лица и тела. Флюорит влияет на теменную и лобную чакры.
Талисманы и амулеты
Флюорит — талисман учёных, творческих людей, практикующих магов и медиумов Талисманом может служить перстень с флюоритом. Он значительно увеличивает умственные и аналитические способности своего хозяина. Небольшой брелок с необработанным камнем является талисманом, приносящим успех в личной жизни.
Еще достаточно много богатств, скрывают недра земли уровской. Эти богатства могут составить процветание всех живущих в этом красивом уголке района. Но самым главным составляющим всегда будут люди которые живут и трудятся на родной земле.
Наш корр., «Советское Приаргунье», №47Очередной материал Ольги Килиной в «Красном знамени» посвящён поездке журналиста к «чингисхановским курганам» по дороге на Дарасун. Там расположено фермерское хозяйство семьи Осадченко. Читать о них – одно удовольствие: «Помню, земля изнывала тогда от зноя — стояла засуха. Хозяин был в поле, а хозяйка управлялась по дому. И дом тот был тесный, тёмный, с подслеповатыми окнами. А теперь у Осадченко хоромы царские: просторно, светло, тепло, по современному красиво — живи, да радуйся! И как бы благословением свыше дому этому - народившиеся в феврале внуки-двойняшки Роман и Данил, один — в деда, другой — в бабушку». Конечно, очевидно, что ко всем достижениям герои публикации шли упорством и трудом: «Двадцать лет прошло, как Осадченко ушли в фермерство. За это время чего только ни было: и с ружьём хозяину приходилось обороняться от непрошенных гостей, зарившихся на его добро, и бескормицу переживать в засушливые времена, и от волков спасаться... Целый роман можно писать. Однако как крестьянствовали Осадченко, так и крестьянствуют: то ли в них дух силён, то ли курганы виноваты — не отпускают, то ли ещё чего».
Читать про огромные деньжища
А там, за курганами, при параллельном движении по проезжей дороге на Дарасун, под эффектом игры света с тенью, то появляется, то скрывается под человеческим взором крестьянско-фермерское хозяйство Осадченко: вот оно в лучах солнца явственно в своих очертаниях, а вот оно в тени кургана — призрачно, словно в морозной дымке тумана...
На мой шутливый намёк о Чингисхане Владимир Иванович и Мария Ивановна реагируют в том же духе:
- Какой тут Чингисхан! Но потом задумываются:
- Знаешь, а старинные вещички кочевников мы находим — стремена, удила, подковы...
- И камни на одном из курганов какие-то странные, - добавляет таинственности Мария Ивановна. А Владимир Иванович подкрепляет святость места реальным фактом:
- Перед тем, как ставить новый дом, к ламе ездили. Тот дал разрешение, сказал, что место наше благоприятное для жилья и ведения хозяйства, духи его охраняют.
Силилась вспомнить, в каком году я была у Осадченко. Помню, земля изнывала тогда от зноя — стояла засуха. Хозяин был в поле, а хозяйка управлялась по дому. И дом тот был тесный, тёмный, с подслеповатыми окнами. А теперь у Осадченко хоромы царские: просторно, светло, тепло, по современному красиво — живи, да радуйся! И как бы благословением свыше дому этому - народившиеся в феврале внуки-двойняшки Роман и Данил, один — в деда, другой — в бабушку. Малыши по очереди в ходунках смело осваивают территорию, «метят» все углы, закрепляя таким образом за собой законное право народной дедовский дом.
... Двадцать лет прошло, как Осадченко ушли в фермерство. За это время чего только ни было: и с ружьём хозяину приходилось обороняться от непрошенных гостей, зарившихся на его добро, и бескормицу переживать в засушливые времена, и от волков спасаться... Целый роман можно писать. Однако как крестьянствовали Осадченко, так и крестьянствуют: то ли в них дух силён, то ли курганы виноваты — не отпускают, то ли ещё чего…
Мужицкий ум Владимира Ивановича смекает, как технику в исправности держать, вовремя урожай убрать, корма заготовить, уход за скотиной осуществлять. А бабий ум Марии Ивановны просчитывает, как выгодно сельхозпродукцию продать, купить необходимое для хозяйства, семью обиходить. Если первый встревожен тем, что механизаторов днем с огнём не сыщешь, то вторая волнуется по поводу рынка сбыта. Так вот, день за днём, в заботах, хлопотах, трудах и идет жизнь.
Осадченко, как нормальные люди, планируют свою работу. Но, бывает, что-нибудь да срывается, приходится тогда оперативно искать другие способы выполнения неотложных дел, а в сельском хозяйстве, они, действительно, неотложные. Вот с посевной нынешней, к примеру: рассчитывали Осадченко на субсидию на солярку, не получилось — претендентов много, везет не всем. Пришлось, как ни жалко было, по «бросовой» цене свиней живьём на мясокомбинат сдавать: время поджимало, сев на носу. На вырученные деньги купили ГСМ. Чуть было и тут не пролетели: хозяин прихворнул, а для вывоза солярки установили срок, просрочил — переоформляй документы по-новому, а это потеря времени, а как его, драгоценное, терять — сеять надо вовремя. Вывернулись из ситуации при помощи начальника сельхозотдела администрации A.M. Бянкина. А эту солярку ещё и вывезти надо. Хорошо, что знакомый водитель бензовоза в Чите есть, а то хоть плачь или деньги большие плати за подвоз соляры. Такие вот «заморочки» фермерские.
Посевную Осадченко провели вовремя, осенью получили хороший урожай: погода благоприятствует в последние годы. Под посевами у Осадченко — 600 га: три культуры — пшеница, овес, ячмень. С одного гектара в этот раз взяли по 15 центнеров. Может быть и больше, Владимир Иванович, скажу вам, осторожничает, чужому глазу до конца ничего не показывает: людей завистливых много, да и похвала собой, известно, до добра не доводит.
Убирал поля в этом году, как всегда, сам хозяин: жатва – это нечто священного ритуала, которого ждешь, как праздника, а потом и надежнее как-то, кого за новый комбайн посадишь — специалистов нет. Правда, старенький комбайн Владимир Иванович нынче все же доверил одному солонцовскому мужику, тот ему и подмог немного.
Новый комбайн – гордость хозяина. Однако он долго не решался его брать: цена пугала, да и привык к старому, который, как пять своих пальцев, знает – своими руками перебрал все узлы, и ни на один раз. Приобрел он комбайн по лизингу, на десять лет в кредит влез, по четыреста тысяч ежегодно теперь за него проплата: четыре с половиной миллиона стоит — такие вот огромные деньжищи!
Владимир Иванович протягивает мне журналы, рекламирующие сельхозтехнику:
- Смотри, какая техника — мощная, с программным управлением! А как ее покупать? Наши крестьяне российские как были с лопатой, так с ней и остались. Деревни разорены, фактически уничтожены. Сильной господдержки развитию сельского хозяйства нет. А вот за рубежом к фермерам внимание особое — по новым технологиям государство строит фермы, даёт технику, устанавливает госзаказы — работай себе спокойно и с удовольствием, без траты нервов. И отдых полноценный у людей есть. А у нас в России фермер в постоянно напряге — как мышц, так и мозгов.
Что тут скажешь. Правда есть правда. А Владимир Иванович после комбайна ещё и сенокосилку новую современную прикупил, в журнале высмотрел. Одобряет её — косить легче и быстрее, в деле её опробовал. Заметно, доверие к новой современной технике у Осадченко растет, жаль, что только вот деньги ему по-прежнему приходится тщательно считать.
- Мария Ивановна, хозяйство у вас большое? - обращаюсь к хозяйке.
- Крупного рогатого скота, всего поголовья – двести голов. Отара овец в четыреста голов. Свиньи-подростки, их около семидесяти.
- И кто за всем этим ходит?
- У нас шестеро работников, - продолжает разговор Владимир Иванович. -Народ пришлый, переменчивый, не особо тяготеющий к труду. Глаз да глаз нужен. Как с кнутом, их подгоняешь.
Вдруг Осадченко меняет тон разговора, со спокойного на возмущённый:
- Что за люди? Выдашь им бельё, одежду, средства гигиены — уволокут тут же на пропой. Деньги дашь – то же самое, тратят на спиртное. Телевизор им поставил, может, не так часто по ночам в Дарасун бегать будут.
Осадченко уже смирились с психологией своих то и дело меняющихся работников, где других найти, но все равно не могут понять, почему люди так низко опускаются; бесцельно живут.
... Даём прощальный круг по фермерскому хозяйству: техника под окнами хозяйского дома — на приколе, пониже — водокачка с поилками, хозпостройки, за которыми пасется скотина, тут же с нею часть свиней копытит снег, а другая — свободно кувыркается в соломе. У овец сегодня ветеринарный осмотр, их на выпасе нет. Вся живность здорова и сыта: вон какие рулонища зеленого, витаминного сена в сенниках, и зерно в виде дроблёнки в достатке, и воды сколько хочешь, и подстилка что надо.
... «Как хорошо, что мы тут, а не в миру, там — такое...», - так обмолвилась Мария Ивановна в ходе разговора. Что она имела виду, «разжевывать» нет необходимости - вся наша жизнь на виду. Мне, если честно, самой всё чаще и чаще хочется куда-нибудь за такие же «чингисхановские» курганы, где обеспечены охрана и защита чистоты мысли и чувств человеческих, где испытываешь мир и покой физического состояния, где свет и тень не противоборствуют друг с другом...
P.S. Осадченко уклонились от фотографирования, взамен предложив иллюстрацию картины читинского художника, запечатлевшего миг стройки дома с Владимиром Ивановичем. Картину они пока не выкупили, но думают приобрести: на память, внукам.
О. Килина, «Красное знамя», №95«Произошло это в конце 50-х годов прошлого века (увы, даже в указании точной даты рассказчики расходились во мнении). Двухмоторный самолёт, на борту которого находилось более 20 пассажиров, в ночи сбился с курса. (Пункт направления и назначения опять же не известен). Заметив огни населённого пункта, которым оказалась Акша, летчик начал кружить над селом и стрелять из ракетницы, пытаясь подать сигнал о бедствии. (По словам некоторых очевидцев, за штурвалом была женщина). Ревущие в ночном небе двигатели самолета и выстрелы ракетницы посеяли панику среди жителей села. Многие подумали, что началась война, люди стали выключать свет в домах и прятаться в подполья», - практически детективную историю рассказывает на страницах «Сельской нови» А. Макаров. Многие, по словам автора, пытались добыть следы крушения самолёта, но сделать это не просто, потому что на месте работали военные. Не обошлось и без грязи.
Читать про мародёра
Впервые я услышал эту историю, когда учился в классе шестом-седьмом, т. е. в середине 70-х годов прошлого века. Кто-то из друзей-сверстников на перемене рассказал, что когда-то над нашим селом разбился пассажирский самолёт, который врезался в сопку, у подножия которой находится кладбище. Новость взбудоражила детское воображение, и на ближайшие выходные наша компания из трёх-четырех пацанов запланировала разведывательную экспедицию на место катастрофы.
В субботу после уроков, наскоро пообедав, мы двинулись в путь. По дороге мы наивно надеялись найти останки самолёта и приборы. Товарищ, который первый сообщил эту информацию, рассказал, что его старший брат с друзьями несколько лет назад якобы нашли винт и какие-то приборы. Мы тоже рассчитывали на свою долю удачи.
Примерно через полчаса мы были на месте. На самой вершине сопки отчётливо просматривалась проплешина этак метров 50 длиной и 20 шириной, по краям которой стояло несколько здоровенных сосен, сломанных пополам неведомой силой. Сомнений не оставалось. Именно здесь упал самолет. Я с друзьями приступил к обследованию.
Однако нас ждало разочарование. Сколько мы ни просматривали густые заросли багульника, которыми уже начала покрываться проплешина, мы не нашли ни одного болтика или заклепки. Домой возвращались с пустыми руками и с сомнением, не была ли вся эта история плодом фантазии друга.
Придя домой, я рассказал о нашем походе родителям. Они подтвердили: действительно, крушение самолета имело место, но подробностей они не знали, а о публикации официальной информации о событиях такого рода в газетах в те годы не могло быть и речи.
* * *
С того времени прошло много-много лет. Я ещё не раз слышал от старожилов рассказы об этом событии. Где-то эти рассказы повторялись, где-то обрастали новыми подробностями и фактами (порой взаимоисключающими друг друга). Из этих крупиц, как из мозаики, сложилась примерно следующая история.
Произошло это в конце 50-х годов прошлого века (увы, даже в указании точной даты рассказчики расходились во мнении). Двухмоторный самолёт, на борту которого находилось более 20 пассажиров, в ночи сбился с курса. (Пункт направления и назначения опять же не известен). Заметив огни населённого пункта, которым оказалась Акша, летчик начал кружить над селом и стрелять из ракетницы, пытаясь подать сигнал о бедствии. (По словам некоторых очевидцев, за штурвалом была женщина). Ревущие в ночном небе двигатели самолета и выстрелы ракетницы посеяли панику среди жителей села. Многие подумали, что началась война, люди стали выключать свет в домах и прятаться в подполья.
По рассказам, один из ветеранов, в годы войны служивший в авиации (называлась даже конкретная фамилия - К. И. Статников), понял, что происходит, и, вскочив на мотоцикл, помчался в сторону аэропорта. Здесь он попытался развести указательные костры, которые указали бы терпящему бедствие самолету посадочную полосу. Однако завершить задуманное он не успел. Подоспевшие сотрудники милиции не позволили ему сделать это из опасения, что в небе враг. В итоге самолет, ждущий помощи с земли, так её и не дождался и при заходе на очередной круг зацепился крылом за деревья и врезался в ту самую злополучную сопку.
По рассказам старожилов, среди наших земляков нашелся один человек, который сумел поиметь выгоду из чужого горя (в этом случае тоже приводится вполне конкретная фамилия, но озвучивать её по понятным причинам я не могу). Сразу же после падения самолета, пока все были в шоке, этот человек быстренько сориентировался и под покровом ночи на мотоцикле примчался к месту катастрофы. Здесь он обобрал погибших, снимая часы и выворачивая карманы, и безнаказанно скрылся. Свидетелем этого якобы была единственная из пассажирок, которая пережила катастрофу, но умерла от полученных травм по дороге в областную больницу. Почему мародёр не понёс заслуженного наказания, можно только предполагать. Или же этот эпизод не более чем людские домыслы, либо же признание этого факта вынудило бы признать и факт авиакатастрофы, а, как известно, «самолёты тогда не падали».
На следующее утро сопка, в которую врезался самолёт, была оцеплена конной милицией, которая не допускала любопытствующих сельчан к месту крушения, а затем приехали военные и спецслужбы зачистили зону катастрофы. После чего напоминанием о трагедии остались лишь эта просека, сломанные деревья и людская молва.
В этой истории, произошедшей более 50-ти лет назад, полным-полно белых пятен. Возможно, кто-то из акшинцев старшего поколения, прочитав этот материал, более подробно расскажет о той трагической ночи. Думаю, это будет интересно не только мне.
А. Макаров, «Сельская новь», №91-92В «Заре» найдёте пример стихотворного творчества Г. Дроздовской. Про церковь «над гладью Нерли».
Читать
И радуюсь первым цветам.
Вдруг дивное чудо, волнуя округу,
Возник белокаменный храм.
Как в сказке волшебной то было.
И будто восстав из земли.
Как лебедь над речкой парила
Та церковь над гладью Нерли.
Любуясь в воде отраженьем,
Купая свой крест золотой,
Века не одно поколенье
Пленила земной красотой.
Народ православный почтенно
Крестясь, голову преклонял,
А варвар жестокий, надменный
Дивился и меч опускал.
Когда-то Андрей Боголюбский
В раздумьях у храма стоял,
Богатый и многолюдный
Построить град стольный мечтал.
Сменялись года, были войны,
Пожары, и вьюги мели
Но гордо стоит непокорный
Наш храм Покрова на Нерли
Здесь наша духовная сила,
И я перед ней преклонюсь.
Истоки и корни России,
Святая великая Русь.
Г. Дроздовская, «Заря», №56