Работе в социальной сфере в Чите она предпочла жизнь в Америке. Поехала в США работать по студенческой программе и осталась. Теперь — там дом, а здесь - «в гости». В «Родом из Забайкалья» Яна Zink (Канашкова).
- Яна, когда появилась мысль уехать из Забайкалья?
- Я родилась и выросла в Чите. Закончила языковую гимназию №4. Кстати, по-английскому у меня всегда была оценка «3». После школы поступила в Забайкальский государственный университет на специальность социальная работа. Моя подруга к этому времени смогла перебраться в Америку, и начала меня звать к себе. После окончание четвёртого курса университета, я подписалась на программу Work and Travel. Уехала на лето. Обычно отправляют с контрактом на работу, но мне контракта не дали. Я прилетела, подруга меня встретила в Чикаго и мы поехали в штат Висконсин. В Америку приехала без знания английского языка и без вариантов работы.
- Быстро нашли работу?
- Первая моя работа была в кафе «Данкин Донатс». Продавала «донатсы» - такие американские булочки, которые во многих фильмах едят американские полицейские. Сразу заметно подтянулся мой английский. Менеджер кафе предложила мне параллельно работать няней, присматривать за её детьми. В дополнение взяла и эту работу.
- Уезжали на лето, а приехали в Читу через три года. Как так получилось?
- Когда мои летние каникулы закончились, я поняла, что не хочу уезжать. Решила остаться и строить свою жизнь в Америке. Здесь качество жизни выше в разы, гораздо больше перспектив и возможностей. Не хотелось это упускать.
- Как ваша семья отнеслась к такому решению — жить в Америке? Не обидно было бросать университет на финише?
- Мне удалось закончить университет в формате «онлайн». Получила диплом. Мама к моему решению отнеслась спокойно, даже с радостью. Она меня отправляла со словами: «Езжай и оставайся». В Чите я бы могла работать в социальной сфере за пять тысяч рублей. Такая перспектива не радовала. Конечно, бабушка и дедушка переживали, уговаривали вернуться.
- Хватало заработанных денег на жизнь в Америке?
- Да. Я устроилась работать на фабрику, где производят сыр для «McDonald's». На заводе стояла на линии, перекладывала сыр, смотрела, чтобы не было никаких дефектов. Испытательный срок был три месяца. Я его успешно прошла и, когда приняли на работу, зарплата стала в разы выше. Этих денег мне хватало, чтобы купить машину, оплачивать аренду за дом, который снимала, ну и, конечно, жить. Работа несложная, но муторная, однообразная, плюс очень шумно.
- Когда «тройка» по английскому превратилась в «пятёрку»?
- Когда познакомилась со своим будущем мужем. Он американец. Работал на этом же заводе. Занимался загрузкой и разгрузкой сыра. Он обратил на меня внимание, мы познакомились, начали дружить, встречаться. С ним я начала подучивать английский язык, потому что другого выхода не было. Хотелось говорить, узнавать друг о друге. Я его сразу попросила, чтобы он меня поправлял, исправлял ошибки в произношении. Американцы в этом плане очень сдержанные. Они могут улыбнуться, если что-то неверно говоришь, насмехаться не будут, но поправлять никто не осмеливается, только с разрешения.
- Свадьбу пышно праздновали?
- Нет, скорее скромно. На Рождество при всех его родственниках он мне сделал предложение, подарил кольцо. В Чикаго мы поженились. Сейчас у нас годовалая дочь — Элизабет - Лиза. Мы специально выбирали такое имя, чтобы был русский аналог. Вообще, в Америке до 30 лет и даже 35 не принято регистрировать отношения. Все живут в гражданских браках, так и рожают детей. Многие не стремятся расписываться, потому что матери-одиночки получают большие социальные выплаты.
- Отношение к детям тоже другие, отличаются от российских?
- Очень. Дети и родители к друг другу не привязаны. То есть там в порядке вещей, что с 16 лет ребёнок начинает жить самостоятельно, отправляется в свободное плавание. Всё с младенчества. Декретный отпуск всего шесть недель, после чего женщина обязана выйти на работу. Детей воспитывают няни, а с полугода ребёнка можно отдавать в садик. Это для меня совершенно неприемлемо. Сразу же теряется связь мать-дитя.
- Вы сейчас ещё в декретном отпуске?
- Нет. С Лизой в декрете просидела полгода и решила выйти на работу, конечно, не с 9.00 до 18.00, график гораздо свободнее и я большую часть своего времени провожу с ребёнком, с мужем. Работаю в огромном развлекательном центре. Муж трудится, по-русски говоря, дальнобойщиком, занимается перевозкой грузов по штатам. Няни у нас нет. Лиза остаётся с бабушкой моего мужа. Они живут в большом доме, у них ферма. С сентября я планирую поступить в колледж, выучиться на бухгалтера. Хочется заниматься чем-то серьёзным, уверена, что всё получится.
- Хорошо вас восприняли родственники мужа?
- Бабушка сначала относилась ко мне с настороженностью. Но потом увидела, что мы очень сильно любим друг друга и счастливы вместе. Сейчас у нас очень хорошие отношения. С мамой моего мужа мы лично не знакомы. Она живёт в Калифорнии, воспитывает девять детей. Но мы почти ежедневно созваниваемся, общаемся очень доброжелательно.
- В России проблемы молодых семей — отсутствие своего жилья, детские сады, цены несоизмеримые с зарплатами. Актуально это для вас?
- В январе мы купили дом, одноэтажный, выглядит, как большая квартира. Своё жильё там купить более, чем реально. Наш дом стоит 22 тысячи долларов, это в районе 600 тысяч рублей. По-моему, в Чите за такую цену нельзя купить однокомнатную квартиру. Цены на продукты, вещи там тоже гораздо ниже. Я прилетела в Читу и пошла купить ребёнку памперсы. Здесь упаковка 54 штуки стоит 34 доллара, в Америке 80 штук — 23 доллара. При этом здесь средняя зарплата не превышает одной тысячи долларов, а там выше. В Америке всё просто и доступно. То есть у меня появилась финансовая независимость в США не потому, что я вышла замуж за богатого человека, совсем нет, а потому что, там всё, как это сказать по-русски, ...доступнее.
- А уже часто бывает такое «как это сказать по-русски»? Дочь должна знать русский язык?
- Бывает. Часто. Особенно как только приехала. Но забыть русский язык невозможно, очень много русскоговорящих в Америке. В нашем городе живут молдаване, украинцы, белорусы. В Чикаго очень много русских. Со многими дружим. Знакомая сказала: «Яна, будет очень хорошо, если твоя дочь сможет понимать русскую речь, говорить вряд ли». Я читаю Лизе русские сказки, разговариваю с ней только по-русски. В Америке она начала уже произносить английские слова, а здесь в России повторяет русские. Английский язык гораздо легче русского.
- Почему муж не поехал познакомиться с Россией?
- Изначально мы собирались приехать втроём. Но я немного побаивалась этого, думала, что он будет себя здесь чувствовать не свободно. Никто не говорит по-английски. Я сказала ему о своих сомнениях и мы решили, что он не поедет. К тому же он сам не хотел ехать, он говорит: «Зачем я поеду туда, если вы все стремитесь к нам, в Америку».
- Значит вы видите своё будущее только в США?
- Однозначно. Чуть позже, возможно, мы переедем в Новую Зеландию. Но у меня ни на секунду не возникает мысли вернуться в Россию, в Читу. Даже наоборот, после первого дня приезда, я себя успокаивала: «Яна, здесь ты побудешь всего месяц и уедешь обратно домой». Я чувствую радость, что удалось вырваться. У меня за три года столько всего произошло. А здесь всё на месте, ничего не меняется. Мне обидно, что здесь у моих друзей нет возможности купить себе квартиру, машину, найти перспективную работу. Хотелось бы всех увезти туда. Бабушка и дедушка, конечно, не полетят. Мама же готовится к переезду, мы сейчас занимаемся оформлением визы.
- Неужели здесь всё так плохо? Неужели ничего не радует?
- Город изменился. Появилось много новых, красивых зданий, где-то даже есть тротуар, но, в целом, впечатления нерадостные. Унылые лица. В аэропорту мне не выдавали сумку, требовали, чтобы я показала все документы. А у меня маленький ребёнок на руках и 21 час перелёта. Очень тяжело. В Америке заходишь в магазин здороваешься, улыбаешься. Здесь на меня смотрят как на сумасшедшую. Люди озлобленные. Отчасти это объясняется неустроенностью жизни.
- Получается, по городу ностальгии не было, а по друзьям скучали?
- Да, конечно. В Америке у меня не так много настоящих друзей. Там отношение к дружбе совершенно другое. Дружба расценивается с позиции выгоды: чем этот человек тебе может быть полезен. Настоящих друзей у меня в Америке немного. Больше знакомых, с которыми у нас общие интересы, но не более. Самые верные друзья в Америке - крёстные дочери, но они, к сожалению, живут в другом городе.
- В чём главное отличие русских мужчин от американских?
- Русские более вежливые и заботливые. Когда мой муж не подавал мне пальто, первым заходил в лифт, у меня это вызывало бурю возмущения. Он меня не понимал. Исправился. Американские мужчины легко обучаемые. Они в этом плане более простые. Мой муж меня учит: «Яна, говори мне всегда всё. Не додумывай того чего нет. Объясняй, что ты хочешь». Русские мужчины более романтичные. Наша проблема с мужем: «Ты почему мне не даришь цветы». Американцы вообще не романтики. Отдельные счета на первом свидании в порядке вещей.
- Часто нас пугают историями о «делёжки» детей в браках с иностранцами. Не пугает вас это?
- Я с такими случаями не сталкивалась. Всё решается в суде, по закону. Во всех штатах законы разные. У нас, в большинстве своём, дети при разводе родителей всегда остаются с мамой. Проблема разделения имущества решает брачный контракт. Его заключают всегда, если миллионер женится на обычной женщине. Мы брачный контракт не заключали, всё имущество оформлено на нас обоих.
- Яна, пожелайте что-нибудь забайкальцам
- Я желаю забайкальцам чаще улыбаться, быть более добрыми. Несмотря на все перипетии, нужно создавать добрую атмосферу. Пусть всё складывается, будет больше возможностей, больше позитива.