Город интервью Александр Леснянский: «Из Читы я не уеду, хочу сделать её лучше»

Александр Леснянский: «Из Читы я не уеду, хочу сделать её лучше»

Среди социальных сетей – Живой Журнал (livejournal), наверное, самое «умная» и серьёзная блогерская площадка для изложения своих мыслей. А Александр Леснянский – долгое время лидер топа самых читаемых пользователей ЖЖ в крае.

Среди социальных сетей – Живой Журнал (livejournal), наверное, самое «умная» и серьёзная блогерская площадка для изложения своих мыслей. Здесь можно написать не только пару строк, а целую статью или рассказ, способный всколыхнуть читателя. И в Забайкалье есть блогеры, известные далеко за пределами региона. Один из них Александр Леснянский – долгое время лидер топа самых читаемых пользователей ЖЖ. И пишет он не только о путешествиях, но и о других важных проблемах вокруг.

- Почему именно блог?

- Всё элементарно – если ты хочешь грамотно излагать свои мысли, а не просто «тусоваться» в соцсетях, хочешь публиковать серьёзные тексты для определённого круга читателей, то альтернативы блогу нет. Это не только моё мнение, многие к этому пришли. Несколько лет тому назад популярность у блогов была заметно выше, сегодня многие пользователи соцсетей перебрались в «Facebook (запрещённая в России экстремистская организация)», но всё равно, только в ЖЖ можно создать развёрнутую статью с подробным материалом и фотографиями любого размера. Текст в блоге равносилен статье в журнале или газете, это не какие-то 140 символов как в «Твиттере», которые потом пропадут среди тысячи таких же записей. Аудитория в «Живом Журнале» достаточно серьёзная, здесь обитают люди, которые хотят писать и читать, более ленивые идут в Фейсбук (запрещённая в России экстремистская организация) или тусуются в Твиттере.

- А как пришли к этой идее – «мне нужно завести блог»?

- Тяга к писательству и к фотографии у меня родилась ещё в детстве. Будучи школьником, увлекался наблюдениями за животными, моим кумиром был Джералд Даррелл - известный английский натуралист – писатель. Пытаясь подражать его стилю, я сочинил несколько рассказиков, отослал их в журнал «Юный натуралист». Там, конечно же, все забраковали… Позже, в студенчестве брался было за рассказы о своих геологических практиках, но не хватило умения, ничего и из этого не вышло, я просто бросил начатое.

А вот первый полноценный текст я осилил в 2007 году. Это был большой, скажем так, полу-литературный отчёт об экспедиции в пустыню Гоби. С друзьями на велосипедах мы проехали за 24 дня 1000 км по самым диким местам южной Гоби. Такого до нас никто не делал. Экспедицию возглавил Сергей Якунин, а всего нас было восемь человек. Так в Забайкалье родилась команда путешественников «Gobike». Гоби – была наша давняя мечта, к путешествию мы готовились целый год – разрабатывали маршрут, комплектовали снаряжение, оснащали велосипеды, изучали условия выживания… И в итоге получился очень экстремальный, успешный поход. Я опубликовал большой отчёт с фотографиями на одном туристическом сайте, и там у меня появились зрители и читатели. А один из снимков без спроса позаимствовала, а точнее сказать, нагло спёрла, «Российская Газета». В общем, читатели были - человек пятьсот за год. И вот, как-то раз один мой друг говорит: «Да бросьте Вы этот сайт, ведь существует ЖЖ - «Живой Журнал» - с нормальной аудиторией, Вы должны там завести блог. Давайте, прямо сейчас зарегистрируемся, и Вы здесь тысячником станете очень быстро». (Тысячниками называют блогеров, у которых более тысячи человек постоянных подписчиков - ред.) Он тут же создал мне профиль, я написал вступительную статью и понемногу начал наполнять журнал. Это был 2009 год.

- И как быстро пришла слава?

- На самом деле, в первый год я даже не знал, как отслеживать ежедневную посещаемость моего аккаунта, и не интересовался этим, но количество подписчиков действительно быстро росло. А потом меня «хорошо заметили». Позвонили из Москвы и предложили поучаствовать в книжном издании «Мир глазами блогеров». В проекте собрали известных авторов из ЖЖ, пишущих о путешествиях. В числе этих приглашённых оказался даже Михаил Задорнов, который, как выяснилось, не только шутит. Всего участвовало около 20 сильных авторов и было очень лестно оказаться в такой приличной компании. Каждый из участников опубликовал рассказ об одном своём путешествии в какую-то из стран. Я написал о велопоходе нашей команды «Gobike» по Тибету. После этого, со многими мы подружились, например, с автором проекта Владимиром Трофимовым. Это было в 2011 году. А через год вышла следующая книга - «Россия глазами блогеров», где я рассказал про нашу Чарскую пустыню на севере Забайкальского края. Намного позже выложил эту же статью в «Живой Журнал», было огромное количество просмотров, перепостов и до сих пор я получаю отзывы.

- Может быть пора переходить на новый уровень и издавать книги, писать в журналах?

- Некоторые мои рассказы из ЖЖ появляются в бумажных изданиях, местная пресса часто берёт мои публикации, иногда более серьёзные российские журналы. Я вижу, как некая читательская аудитория у меня сформировалась, и книгу я в состоянии издать, но пока не чувствую, что она может иметь коммерческий успех.

- Как вы считаете, почему ваш блог вдруг стал таким популярным, в чём изюминка?

- Я надеюсь, потому что там интересно написано. Когда хвалят за фотографии, я уже спокойно к этому отношусь, а вот за уровень писательского мастерства переживаю. Многие говорят, что у меня получается. Но больше, чем похвалу я всегда жду замечаний, потому что писать для меня - это новое увлечение, я постоянно учусь и стараюсь совершенствоваться. Сейчас вот пропал на месяц, и мне иногда на почту приходят письма «Александр, куда Вы исчезли, мы скучаем». А я напишу обязательно, просто пока творческий кризис.

- Кризис? Почему?

- Я сейчас больше чужое читаю, нежели своё пишу. Раньше жалел на это время, теперь наоборот. Фильмы смотрю. Последнее – это сериал «Оттепель» Валерия Тодоровского. Потрясающая работа. Насыщаюсь новыми эмоциями, это необходимо для творчества. Так что я не бросил, я продолжу писать и вести блог.

- Губернатор Забайкальского края Константин Ильковский один ввёл традицию проводить встречи с блогерами. Как думаете, есть ли от них смысл и практическая польза?

- Конечно, есть. Одни люди читают «Забайкальский рабочий», другие в «Твиттере» сидят, а благодаря таким встречам расширяется аудитория. Блог – как ещё один источник информации, хоть у нас он и не считается СМИ.

- Интернет ведь признали средством массовой информации, значи, и блог тоже?

- Признать-то признали, но вот недавно был конкурс журналистов Забайкальского края, меня пригласили в жюри. А я хотел сам поучаствовать, на что мне сказали «вы не журналист». Хотя меня и публикуют, но для конкурса я не гожусь, потому что это всего лишь блог, и к тому же я не числюсь в штате ни одного из изданий. А так я бы мог, есть и фоторепортажи достойные. Например, журнал «Русский пионер» заказал съёмку, и нужно было съездить в Первомайский район, в село Ононское на далёкую чабанскую стоянку, где работал Бабу-Доржи Михайлов, получивший орден «Герой России». А теперь дело отца на стоянке продолжает сын Андрей. Очень интересная получилась история и отличный фоторепортаж. Правда у себя в журнале я так и не опубликовал - очень многое не выпускаю, либо не успеваю, откладываю на потом...а потом поздно уже выкладывать. Я чувствую, порой, из-за этого себя неловко, ведь кто-то ждёт рассказ.

- Всё-таки, возвращаясь к теме, блогер может повлиять на какие-то проблемы в Забайкалье?

- У нас в Забайкалье ни у одного блогера, в том числе и у меня нет такого большого числа читателей, чтобы всерьёз всколыхнуть целое общество. Но у многих популярных блогов аудитория намного больше, чем у регионального СМИ. Интернет успешно соперничает с печатными изданиями, а многие люди вообще всю информацию черпают исключительно из интернета.

- А у нас всерьёз воспринимают мнения блогеров?

- Смотря каких блогеров. Есть солидные, авторитетные, а есть откровенно жёлтые, занимающиеся вбросом провокационной дезинформации. Серьезный блог был у Алексея Навального, он собирал огромную аудиторию, и поэтому-то его и выдавили из ЖЖ.

В ЖЖ нет редакторов, как в СМИ, который может поправить, добавить или вообще запретить публиковать. Тут свобода слова. Но, конечно, не вседозволенность, нельзя нарушать законы, рекламируя, например, наркотики или пропагандируя насилие. Тогда забанят тебя и всё. Ильковский это понимает, поэтому выслушивает мнение авторитетных блогеров, и знает, что его слова они тоже донесут до аудитории.

- Тема развития туризма как сфера бизнеса стала набирать обороты. Как вы думаете, есть ли реальные подвижки, и может ли туризм в Забайкалье стать популярным и приносить доход?

- Этого в ближайшее время не произойдёт, не стоит даже строить иллюзий. Тот туризм, которым занимаюсь я – дикий и неорганизованный, когда люди собираются и идут куда-то в глухомань с рюкзаком на спине. Иностранцу для туризма нужна инфраструктура. В Чите ещё достаточно ресторанов и гостиниц, но мало достопримечательностей, а по области практически нет условий для комфортных путешествий. Нужно строить, строить, строить.

К примеру, страусиная ферма под Читой. Хозяин в прошлом - большой начальник, руководил строительством железнодорожной трассы Чита – Забайкальск. Потом ушёл, всё продал и начал заниматься сельским хозяйством. Купил страусов и других животных и организовал интересные экскурсии по ферме. И эти экскурсии пользуются спросом. Бизнес? Бизнес. Но это же только единичный случай. А таких и разных объектов должно появиться много, чтобы в Читу захотели приехать туристы издалека.

- А тема бренда Забайкалья? Ради чего ехать туристу к нам?

- Я и сам об этом думал. Чингисхан – слишком туманно, багульник – просто, или ещё новая тема – забайкальский динозавр. На самом деле, Церковь декабристов, это, действительно, уникальнейший объект. Существует путеводитель «Lonely planet» - самый авторитетный для иностранных туристов. Есть выпуск и по Забайкалью. Каждые три года книжка переиздаётся, освежается. В прошлом году в Читу приезжал журналист англичанин, курирующий наш регион для издательства. Смотрел новые рестораны, гостиницы и самые лучшие объекты Читы. Я ему показал все что нужно, даже на Арахлей свозил. А вот более всего, оказывается, для иностранцев в Чите интересна Церковь Михаила Архангела, он же музей декабристов. Англичанин очень ясно рассказал мне, что этот музей в Чите – настоящая жемчужина для туристов. А ведь мы сами этот факт недооцениваем. Ещё ему наш художественный салон очень понравился, тоже сказал, что обязательно включит его в путеводитель, и мне было очень приятно (смеётся).

- Кстати о салоне. В 2010 году лавочку, телегу и конструкции около «Художественного салона» демонтировали после судебного разбирательства, которое инициировал жилец дома Павел Пивоваров. Сейчас вы установили новые лавочки, не боитесь, что это напишут новые иски в суд?

- Я не боюсь, хотя такая опасность есть. Заставят если – подчинимся решению суда. Я и тогда до последнего не верил, что возможно такое безумие. Но опять-таки, какие основания сейчас убирать? Тогда Пивоваров пожаловался, что на лавочке пиво вечерами пьют и шумят, а по конструкции могут залезть к нему в окно. Формально никаких нарушений не нашли, но суд принял решение всё убрать «потому что гражданину не нравится». Не нравится, и все тут!

- Обидно было?

- Конечно. Было много людей, которые нас поддерживали, но были некоторые, которым телега не нравилась. Самым невероятным в судебном решении для меня была формулировка жильца, его не устраивало, то, что изменился вид из его окна. Ему это не нравится, поэтому нужно всё убрать! А снег пойдёт или листья опадут, тоже ведь изменится вид, на кого тогда в суд подавать? Мы же не должны ориентироваться на интересы только одного человека, это центральная улица города. Если бы, например, в Маньчжурии при благоустройстве улиц спрашивали мнения каждого жителя, не против ли он того, что изменится вид из его окна… то была бы Маньчжурия сегодня такой красивой и яркой?

- Часть улицы Ленина, где находится Ваш магазин заметно преобразилась. А выходили Вы с инициативой к другим предпринимателям и собственникам, чтобы продолжить и сделать весь квартал в едином стиле? Как думаете, откликнутся ли?

- Мы показали пример. На самом деле, меня возмущает, как многие уезжают из Читы, приговаривая, что тут плохо и ничего не развивается. Так ты сделай, что-нибудь своими руками, чтобы стало лучше! Уезжают-то туда, где всё уже сделано. А я за то, чтобы создать нормальные условия там, где ты живёшь. Если бы каждый постарался, то у нас было бы красивее. Рассчитывать на то, что мэрия сама всё сделает - глупо. Я никуда отсюда не собираюсь уезжать и хочу сделать город лучше.

- И даже путешествуя по другим городам и странам не было соблазна уехать из Забайкалья?

- Я приехал в Читу из Днепропетровска в 1980 году. Чита тогда по сравнению с сегодняшним городом была настоящей «дырой», а Днепропетровск – один из лучших городов Украины с почти миллионным населением. Сейчас там всё пришло в упадок, здания разрушились, деревья засохли. Когда там был в последний раз, вечером заблудился в родных дворах, потому что всё изменилось до неузнаваемости. В Чите теперь гораздо лучше. Да и на что менять!? Меня в Чите всё устраивает, тут и друзья, и бизнес, и наша природа мне очень нравится. Есть куда поехать, я люблю дикие места.

- А что лучше - тайга или пустыня?

- Это как в шутке, что больше – сколько слон груза поднимает или насколько кит глубже ныряет? Это же разные вещи, совсем. Но почему-то многочисленные походы у нас именно по пустыням, где ничего не растёт, никто не живёт. На самом деле пустыня – это очень красиво, но не всем понятна такая красота. Простор, огромное небо, панорамы…В тайге всё наоборот, хотя тоже безлюдно и красиво.

- Ну и вопрос бизнеса. Сложная экономическая ситуация, которая складывается сейчас, обещает показать реальные проблемы в 2015 году. Переживаете ли Вы за свой бизнес? Есть пути отхода, в случае кризиса?

- Мы-то уже 25 лет работаем и пережили кризисов немало. Пока у нас бизнес только растёт, может потому что делаем его лучше - увеличиваем площади магазина, благоустраиваем территории вокруг. Люди всё-таки привыкли к хорошему, предпочитают купить подарки в одном магазине, нежели рыскать по рынкам и мелким торговым точкам. Что-то будет, какое-то ухудшение - это однозначно, но трудно предсказать насколько плохо. Мы тоже импортозависимые и вынуждены повышать цену, потому что поставщики поднимают их. Пришлось брать кредит, чтобы в новом году продавать художественные материалы по старым ценам. Не хочется терять покупателей и работников сокращать. Но, хотя пока всё нормально у нас.

Фото из архива Александра Леснянского

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления