Кто бы как ни относился к той или иной религии, стоит признать - с архитектурной точки зрения они украсили Читу. Религиозные общины в разные годы либо приложили руку к строительству культовых объектов, либо занялись реставрацией предоставленных им в полуразрушенном состоянии зданий. Приглашаю прогуляться по некоторым из них.
Православный собор
Кафедральный Собор Казанской иконы Божьей Матери - первый религиозный объект, который видят приезжие, выходящие из здания читинского вокзала в город.
Кафедральный собор построен на месте советского стадиона «Труд», который городские власти распорядились снести в начале 2000-х. На то, что тут появился именно православный храм, повлияло руководство «Российских железных дорог» - оно было готово выделить деньги на благоустройство территории возле вокзала только при условии возведения собора.
Против такого решения выступили читинские архитекторы, но горадминистрация всё решила без них. В итоге здание вместимостью 2,5 тысячи человек было построено меньше чем за 3 года и освящено в сентябре 2004-го. С тех пор здесь Читинская епархия проводит крупные православные праздники. Обычные богослужения проходят ежедневно утром и вечером.
У Русской православной церкви в Чите есть ещё восемь храмов и три часовни. Очередной храм может появиться в микрорайоне Северный, где недавно прошли слушания на эту тему. Участники инициативу поддержали.
Римско-католический храм
Приход святых апостолов Петра и Павла стоит на улице Мостовой, недалеко от стадиона «Локомотив». Строить тут римско-католический храм начали в 2001 году, а освятили уже в 2002-м.
Внутри храм не отличается от тех, где венчают героев американских фильмов. Деревянные скамьи, алтарь с распятием над ним, изображения Иисуса Христа и Девы Марии в полный рост.
Кроме богослужения, в этом же здании церковь проводит социальную работу: помогает наладить отношения супругов, воспитывает молодёжь и организует встречи для желающих бросить курить. Зимой в храме по воскресеньям кормят бездомных.
Вообще-то, своим зданием римско-католическая церковь обзавелась в Чите ещё в 1870-х годах. Это была небольшая деревянная часовня на перекрёстке улиц, которые сейчас называются Чкалова и 9 Января. По информации «Энциклопедии Забайкалья», с 1898 года объект перестраивали, добавляя колокольню, жилые постройки для настоятеля и ограду. В 1932 году костёл закрыли и приспособили здание под общежитие лесостроительного техникума.
Сегодня там Свято-Воскресенский храм - власти передали здание православной церкви в 1945 году. Католики на объект не претендуют.
Зал Царства
Если пройти от нынешнего католического храма два квартала в сторону центра города, то на Партизанской, 17, можно увидеть малопримечательное одноэтажное здание, которое в навигаторах до сих пор обозначено как религиозное сооружение.
В 2007 году его на средства прихожан построила ныне запрещённая в России религиозная организация «Свидетели Иеговы». Здание называлось Залом Царства и должно было после запрета общины в апреле 2017 года перейти государству. Однако в итоге выяснилось, что объект организация заранее переписала на частное лицо. Сегодня здание закрыто, вывески «Зал Царства» больше нет.
Дом молитвы церкви «Спасение в Иисусе»
Здание на улице Подгорбунского, 60, построено в 1910 году и является архитектурным памятником. Раньше здесь располагалась 2-я пожарная часть добровольного пожарного общества, а с 2000-го - христианская церковь «Спасение в Иисусе», которая на средства прихожан отреставрировала объект и содержит его в прекрасном состоянии.
В зале, где проходит богослужение, минимум деталей, чтобы, как объясняют служители храма, больше сосредотачиваться «не на видимых вещах, а на невидимом Боге и молиться Ему». Для прихожан установлены современные мягкие кресла, а вместо алтаря - сцена с музыкальными инструментами. Служители объясняют это тем, что в Ветхом Завете царь Давид восхвалял Бога через пение, музыку и молитвы.
Здесь же, в храме, прихожане собирают вещи и продукты, раздавая затем их малообеспеченным семьям. Вообще, проблему семьи в церкви считают одной из основных и стремятся научить прихожан выстраивать здоровые отношения с супругом по библейским учениям.
Баптистский храм «Антиохия»
Читинский храм евангельских христиан-баптистов «Антиохия», что на Селенгинской, 7, получил своё название в честь древнесирийского города, где верующих в Иисуса Христа впервые стали называть христианами.
Здание, в котором раньше располагалась гауптвахта, баптистам досталось в 80-х годах и было практически разрушенным. С тех пор церковь при поддержке прихожан строит храм.
«В этом году решением судебных органов оно отдано нам в собственность. Стараемся понемногу своими усилиями восстанавливать. Хочется, чтобы ещё одно красивое здание в Чите было, чтобы и жители города, и гости могли прийти, посмотреть и услышать весть о Спасителе Иисусе Христе», - рассказывает пресвитер церкви Алексей Сарапулов.
Внутреннее убранство здесь тоже не отличается обилием религиозной атрибутики. В частности, в зале нет ни одной иконы. Пресвитер объясняет: «У нас несколько иной подход к пониманию поклонения Богу. Мы в буквальном смысле понимаем слова Иисуса Христа, записанные в Евангелие от Иоанна, что Бог ищет себе поклонников, поклоняющихся в духе и истине. Дух - это что-то невидимое, это общение с живым Богом, и истина - это его слово».
Сцена используется не только для проповедей, но и для выступлений собственной музыкальной группы - периодически она устраивает концерты не только здесь, но и в других учреждениях, в том числе домах престарелых.
На втором этаже расположены классы, в которых детям дают религиозное образование. Стены в коридоре украшены детскими рисунками, на одном из которых - небесный Иерусалим.
Сами баптисты появились в Чите в 1914 году, в советские годы у них отняли три молитвенных дома, и так как документы на них у церкви не сохранились, претендовать на возврат сегодня бесполезно.
Синагога
Лишились своего здания при СССР и читинские иудаисты, до сих пор ожидая, когда им полностью передадут синагогу на улице Ингодинской, 19. Объект, возведённый в 1908 году на средства евреев, в 1930-м заселили беженцами с южных районов из-за конфликта с Китаем. В 1939-м здесь был сельскохозяйственный банк, в годы Великой Отечественной войны - эвакогоспиталь, а теперь - управление Федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю.
С момента постройки архитектурный памятник изрядно потрепало. По предварительным подсчётам, реставрация обойдётся в 5 миллионов долларов.
В этом же здании расположилась еврейская община Читы, которая получила пока только 500 квадратных метров из 3 тысяч. «Сейчас в России не передано евреям примерно 35 синагог, но процесс идёт. И 10-12 из них проблемные, в том числе и у нас», - рассказывает председатель местной общины Борис Ерёмин. Организация уже передала в Росимущество все документы, доказывающие, что исторически объект принадлежит иудеям, но пока не будет решён вопрос с тем, куда переселять УФСИН, община будет ютиться в нескольких комнатах.
Мечеть
Здание соборной мечети построено в 1907 году рядом с домом на тот момент старейшины мусульманской общины Читы Рахматуллы Нигматуллина на улице Анохина. В советское время в мечети создали общежитие, а вернули сооружение мусульманам лишь в 1992 году. С тех пор объект постепенно реставрировали, закончив работы недавно - в 2015 году. Теперь община ищет средства, чтобы восстановить доживший до наших дней дом старейшины Нигматуллина.
Проходить в помещение в обуви для проведения намаза строго запрещено, её следует оставлять на входе. Из мебели только минбар - трибуна для чтения проповеди. В зале она стоит с юго-западной стороны, куда обращены поклоны читинских мусульман при намазе. Вдоль стен на арабском языке написаны 99 имён Всевышнего.
«Стены разбирались, всё это красили, заново потолки заливали, балки ставили, люстры привозили из Турции, - знакомит нас с мечетью муфтий Забайкальского края Алмаз Салахов. - А это у нас родословная пророков, начиная от Адама и заканчивая Мухаммедом. Мусульманин должен принимать всех пророков, потому что они являются посланниками Всевышнего».
Таких помещений в мечети два - на первом и втором этажах, чтобы у мужчин и женщин была возможность молиться порознь.
Дацан «Дамба́ Брайбунли́нг»
Место для возведения Читинского дацана на улице Богомягкова освятили в 2001 году, а строительство начали в 2002-м. Работы продолжались до 2010 года. За это время, в частности, с западной, восточной и северной сторон рабочие установили конструкции с молитвенными барабанами, которые верующие крутят при посещении монастыря. «Одно вращение барабана соизмеримо со 100-кратным произношением молитвы. А по большим молебнам это сравнимо с 1 000, 1 000 000-кратным произнесением. В это время надо забыть обо всём плохом, думать только о хорошем», - говорится в группе дацана в соцсети «ВКонтакте».
«Место, где был собран рис учения Будды» - так переводится название, данное этому буддийскому монастырю. Здесь ежедневно проходят службы-хуралы, а также традиционные буддийские обряды и церемонии. Фотографировать внутри здания строго запрещено.
Капище родноверов
Община славянских родноверов возникла в Чите совсем недавно - в 2014 году. Так как очень многое от славянского язычества не дошло до наших дней, читинские родноверы признают, что часть их религии - это новодел. И хотя какого-то конкретного священного писания у них нет, есть единый свод правил, основной из которых гласит: «Свято чти родных богов и предков, живи по совести и в ладу с природой, а если ищешь высшего знания - познай себя».
В том же 2014-м родноверы возвели на окраине Читы капище с деревянными идолами троих богов - Перуна (громовержца и покровителя воинов), Сварога (бога-творца и отца всех богов) и Велеса (покровителя творческих людей, богатства и мудрости). Недавно к ним присоединился образ Макоши, богини судьбы и покровительницы женского рукоделия.
Найти капище самому непросто, потому что родноверы не обнародуют точное его место. Оберегают свою святыню от недоброжелателей, каких хватает. В основном посторонних людей пугают слухи, что здесь язычники якобы приносят кого-то в жертву, хотя на самом деле все праздники проходят без зверства и кровопролития. Самое щедрое подношение богам тут - специально испечённый каравай, который родноверы сжигают на праздник в ритуальном огне.
Основных праздников у родноверов четыре: Масленица, Иван Купала, Коляда и Радогощь (последний - праздник урожая)
Рядом с капищем члены общины возвели беседку и поставили столы. О собственном здании пока не задумываются, так как ещё не оформились юридическим лицом. Хотя даже если и зарегистрируются, дом для молитв им вряд ли понадобится, так как читинские родноверы проповедуют общение со своими богами через общение с природой. В общем, их храм - это лес.