Россия живёт с рыночной экономикой уже почти 30 лет, но финансовая грамотность всё ещё не слишком-то распространена среди россиян. По данным исследований, 34% наших сограждан показали неудовлетворительные знания в вопросах финансов, а 22% даже не следят, сколько зарабатывают и тратят. Поэтому важно прививать знания о финансах и умение ими распоряжаться ещё в детстве – так подумала учитель читинской школы №40 Олеся Пешкова и создала проект «Маленький миллионер».
Впервые идея бизнес-школы появилась у Олеси во время прохождения курса «Мама в деле» в Российской академии народного хозяйства и государственной службы. Дети довольно рано сталкиваются с деньгами, рыночными отношениями, тем, что за разные вещи нужно платить, а для этого необходимы деньги. И именно таким просвещением занимается «Маленький миллионер» – в доступной игровой форме рассказывает о банках, зарабатывании денег, семейном бюджете, доходах и расходах. Причём все финансовые процессы дети должны познавать на своём примере, тогда знания отложатся в головах, и это будет гораздо более эффективно, чем пара лет экономики в старших классах. Тем более, что уроков финансовой грамотности нет почти нигде в Чите.
С этой идеей Олеся участвовала во всероссийском конкурсе молодёжных проектов Федерального агентства по делам молодёжи и выиграла в нём грант. Сначала были куплены, проектор, экран, экономические игры, канцелярия, разработана программа, а в сентябре 2018 года первые будущие «миллионеры» уже сидели на занятиях. Всего сейчас занимаются три группы: 7-10, 11-13 и 14-16 лет.
Младшая и средняя группы называются «Азбука финансов» и «Азы финансов, семейная экономика». Во многом они похожи, но ребятам постарше даются задания посложнее. Например, у каждого ребёнка есть мечта, скажем, купить приставку к Новому году или дню рождения. Ребята переводят её в финансовое выражение и расписывают, как её достичь. Так дети на собственном примере понимают, что для удовлетворения потребностей нужны определённые средства. Или разбираются, как лучше копить деньги: дома в копилке или на банковском счёте. Тоже на своём примере.
Ребята постарше из 9-11 классов делают более продвинутые шаги – пишут бизнес-планы собственных предприятий. В их основе может быть что угодно – и репетиторство по английскому, и сбор кедровых орехов, даже с переработкой и экспортом продукции в Европу. Далеко не каждый взрослый замахнётся на такой амбициозный проект.
Экономические игры – ещё одна важная часть занятий. Как рассказывает учитель, дети просто обожают играть в читинскую «Монополию»: покупать, продавать всем известные предприятия города и получать от них игровую прибыль.
Всё это интересно и весело, но самое главное – такие уроки финансовой грамотности научат детей в будущем правильно распоряжаться деньгами, не совершать ошибок и планировать свой бюджет во взрослой жизни. И, кто знает, возможно некоторые из ребят, которые сейчас тянут руку на занятиях и пишут бизнес-планы, станут известными бизнесменами. А если вы хотели бы помочь распространить проект по Чите и Забайкальскому краю, пишите в группу «ВКонтакте».