Каждое 9 Мая я обещаю себе уж на будущий-то год точно запереться дома и слушать Окуджаву, но потом опять весна на белом свете, я беру вместо шинели гвоздики и иду на Мемориал. Вероятно, это от незнания, что ещё делать с подступающими к горлу торжественностью и гордостью.
Первоначально колонка была опубликована в воскресном разборе событий недели 12 мая.
Там я, конечно, вижу детей в военной форме и то, что от года к году их становится всё больше. И ещё в прошлом году я была на стороне тех, кто воюет с их родителями, ну, как умеет, воюет — спорит с друзьями за ужином и со всеми в соцсетях.
Но в этом мне, наконец, стало понятно, и я даже выдохнула — господи, никакая это не романтизация образа войны. Ну нет такого пользовательского сценария — дай-ка я куплю Светланке форму, будет красивая военная девочка во дворе, потом ещё на СибВО съездим, там тоже пусть все на неё посмотрят и поймут, как это здорово — война.
А есть простое, ничем не отличающееся от моего, желание праздновать Победу — ну, тоже как получается. У нас, много десятков лет смотрящих утром на парады, вечером — на фейерверки, не очень много умений праздновать. Мы пьём, поём и плачем под привычные военные фильмы. Ну, научились в последние годы ходить в Бессмертном полку. И ничего из этого, честно-то говоря, пока непонятно детям. Ну, пусть и они знают, что день — особенный, праздник, нарядим их.
И есть, наверное, кроме желания праздновать, вполне оправданный страх — не смочь без ушедших прадедов объяснить детям ни про войну, ни про Победу. Мы, по большому счёту, и не объясним. Ни в гимнастёрках, ни без них. Но пока нам кажется, что можно за эту атрибутику уцепиться, и как-то на ней протянуть, как тянули уже после Советского Союза на советской школьной форме. Недолго.