Временно исполняющий обязанности губернатора Александр Осипов - после показательного, но формального опроса об отношении к своему выдвижению - подал документы в избирком и стал первым участником сентябрьских выборов. Пока у врио губернатора нет реальных конкурентов - лишь три непарламентские партии выдвинули своих малоизвестных кандидатов. КПРФ окончательно определится со своим претендентом на пост главы региона только 15 июня - вероятно, им станет руководитель краевого отделения Юрий Гайдук. Это и другие события недели - в авторском разборе от редакторов «Чита.Ру».
Ксения Зимина: Теперь кандидат
Андрей Козлов: Выборы без политиков
Заксобрание Забайкальского края на неделе назначило выборы губернатора региона на 8 сентября. Основным претендентом на должность главы региона является временно исполняющий обязанности губернатора Александр Осипов, он уже подал необходимые для запуска процедуры регистрации документы в региональный избирком. Кроме него о намерении участвовать в выборах заявили непарламентские партии. «Патриоты России» выдвинули бывшего депутата гордумы и заксобрания Вячеслава Ушакова, «Российская партия пенсионеров за справедливость» — председателя общества инвалидов Центрального района Читы Елену Краузе, «Партия Роста» — предпринимателя Яниту Шпак. Из парламентских партий известна позиция «Справедливой России» — она поддержит Осипова, и КПРФ — партия заявляла о намерении выдвинуть кандидатом первого секретаря крайкома Юрия Гайдука. ЛДПР и «Единая Россия» с позицией пока не определились, но ни у той, ни у другой партии нет ни одного кандидата, который мог бы осмысленно бороться за пост главы региона.
Уже в третий раз за последние шесть лет губернаторские выборы демонстрируют, насколько выхолощено и безлюдно политическое поле в Забайкальском крае. В регионе много лет — в том числе и до 2013 года, когда президент отправил в отставку Равиля Гениатулина — нет ни одного регионального политика. Более того, в крае нет ни одного человека, который мог бы на это негласное звание претендовать.
Единственный человек, который набирал достойные проценты в сражении со ставленниками президента — коммунист Николай Мерзликин — добивался этих результатов не благодаря, а вопреки своей активности, получая результат за счёт протестного голосования и ностальгии взрослых избирателей по не забытому до сих пор Советскому Союзу. Но в 2019 году коммунисты заменили Мерзликина на Гайдука, у которого вообще нет никакой харизмы, и для которого эти выборы, вероятнее всего, станут завершением так и не начавшейся политической карьеры.
Исключением из привычных правил в 2019 году могла бы стать ЛДПР, у которой после выборов 2016 года совершенно неожиданно прежде всего для самой партии Жириновского, появился сильный политик — депутат Госдумы Юрий Волков. Но именно на примере Волкова видно, что происходит, когда кто-то начинает быстро набирать популярность — в снос активного народного избранника вложились не только гораздо менее популярные и эффективные коллеги по партии, но и администрация губернатора Натальи Ждановой. В итоге Волков был вынужден выйти из ЛДПР и стать независимым депутатом Госдумы. Я подозреваю, что теперь у этой партии шансов на появление сильных политиков в регионе не будет до тех пор, пока на пенсию не выйдет депутат Госдумы Василина Кулиева, которую всё это, похоже, максимально устраивает.
«Единая Россия» после отставки со всех великих партийных постов в начале десятилетия Анатолия Романова выбрала своей политикой серость, соглашательство и политическое убожество. У партии, которая некогда твёрдо ассоциировалась с властью, не осталось ни политиков, ни авторитета, ни хотя бы какой-то осмысленной политической позиции. В последние годы всё больше кажется, что региональное отделение у единороссов в Забайкалье существует номинально и исключительно для решения исполнительной властью технических моментов. Тем, кто управлял партией в Чите, за последние 10 лет удалось сделать казалось бы невозможное — обнулить вес практически всех политических тяжеловесов региона, превратить их в статистов, рассорить друг с другом, уничтожить осязаемую перспективу для партии.
Про «Справедливую Россию» говорить особенно нечего. Странным образом избрание в 2013 году на пост губернатора Константина Ильковского - кандидата от эсеров - спровоцировало фактическое уничтожение регионального отделения. Нет людей и у непарламентских партий. Вячеслав Ушаков — человек с криминальным прошлым, списанной кандидатской диссертацией и бестолковыми метаниями от партии к партии — в какой-то мере является символом того политического вакуума, который царит в регионе в последние 10 лет.
Может показаться, что отсутствие политической борьбы, реальных политиков, программ, реализуемых деклараций о намерениях — это про стабильность и про лодку, которую не надо раскачивать. Но именно на примере Забайкальского края хорошо видно, как полный мертвяк в политике приводит к катастрофическим результатам в экономике, качестве жизни людей, реальной привлекательности региона. Не чувствующие никакой политической ответственности перед своими избирателями руководители региона, во всех последних случаях по непонятным основаниям импортированные в регион президентом страны, занимаются чем угодно, но только не созданием перспективы, не ответственным решением горящих проблем края, а какой-то, честно говоря, хернёй. Причиной и следствием этой херни является вот эта вот тотальная серость в региональной политике, и пока нет никаких оснований надеяться на то, что ситуация эта изменится при Александре Осипове.
Я не уверен, что в России политическая борьба может являться серьёзным драйвером для развития экономики — все экономические успехи в нашей стране случались в периоды, когда власть в стране принадлежала какой-то одной политической силе. Я иногда думаю о том, что позиция Олега Тинькова, который шутит про необходимость возведения Владимира Путина на престол до самой его смерти, не лишена смысла, и если перестать кривляться, то есть отменить демократию, ввести в стране однопартийную систему, передать назначение губернаторов высшей федеральной силе и ввести ответственность за результат по какой-нибудь китайской модели (с реальными расстрелами за кричащую коррупцию и политической аннигиляцией за кричащую неэффективность), то тогда-то у нас и появится какая-то перспектива. Ну или, напротив, если уж играть в демократию, то играть по-настоящему, но я даже не знаю, как это может быть в современной России. Пока же мы играем в демократию, фактически функционируя в автократической системе, шансов на то, чтобы выбраться из этого торжества посредственности, серости и неэффективности у нас не очень много.
Солнечный Забайкальский край в последние 10 своего стремительного развития - отличная демонстрация этого безусловно спорного тезиса.
Екатерина Шайтанова: Головы себе обрежьте
В сером-сером городе на серых-серых улицах посреди бела-бела дня появляются чёрные-чёрные люди и обрезают зелёные-зелёные деревья. Если вам кажется, что это плохая пародия на страшилку, то вы ошибаетесь. Это краш-тест для Александра Сапожникова.
Неизвестные люди, один из которых был в спецовке и каске, днём 7 июня вырезали цветущие яблони по улице Анохина в Чите, выясняем мы вчера. Руководство Читы не выдавало разрешения на обрезку или вырубку цветущих деревьев по улице Анохина в Чите, комментирует мэрия.
Вернее, может быть, кто-то в мэрии думает, что они они так дают комментарий ситуации. Но по факту, это мэрия Читы так расписывается в беспомощности, которая с появлением и. о. сити-менеджера никуда не делась. Может быть, у них там склад беспомощности в этом историческом здании на Бутина, который кочует от одного управленца к другому, но его пора ликвидировать.
Разбираться, в том, кто обрезает цветущие яблони. А заодно и здоровые тополя. Находить исполнителей, заказчиков. Обращаться к силовикам, пробивать движение автомобилей по госномеру и камерам на перекрёстках, наказывать виновных, объявлять масштабную борьбу и вознаграждения за фото- и видеодоказательства, увольнять пресс-службу, находить экспертов, бороться и искать. Ну, вы поняли.
Совершенно точно не надо на полном ходу влетать в этот склад беспомощности, втыкаться головой и комично дрыгать ногами.
Юлия Скорнякова: Силикатная бомба посёлка Антипихи
Мне кажется, жителям посёлка Антипихи уже немного неудобно звонить и говорить, что у них выключили воду или тепло – так часто всё это происходит. Новости эти сразу становятся ЧП, потому что в посёлке в домах, которые обслуживает Силикатный завод, живут более 2,5 тысяч человек. Но до того, как руководитель Силикатного Андрей Никонов вновь превратится в непробиваемую стену (последствия таких метаморфоз — митинги, — уже приходилось разгребать тогда ещё главе гордумы Анатолию Михалёву с представителями горадминистрации), мэрия Читы как будто бы живёт в святом неведении.
О том, что завод не будет отапливать и вообще обслуживать посёлок, Никонов заявил в декабре 2018 года. Этим он вверг жителей в очередную панику, но тогда власти Читы и края смогли договориться с ним не бросать Антипиху до середины года. Середина года почти наступила, а как в городе, так в крае оказались не готовы к неминуемому.
Отключение горячей воды пережили, если не считать публикаций в СМИ, тихо. Когда выключили холодную и посёлок остался совсем без воды – сложилось впечатление, что на тех, кто отвечает за ЖКХ, свалился камень, который раньше не видели.
Ещё раз: уже в декабре «Читаэнерго» и Силикатный прекратили договорные отношения потому что, по данным энергетиков, завод не мог оплатить долги. Но работал при этом всю зиму и долги наращивал. Логично, что с наступлением тепла его от электричества просто отрубят, и запасные схемы для этого нужно искать не в июне, а в январе, феврале и марте.
В мае власти края заявили о том, что до конца 2019 года в Антипихе построят новую котельную, которая решит проблемы с заводской кочегаркой. Что решит проблемы с водоснабжением, которое тоже нужно экстренно выводить из завода, кто бы знал.
Андрей Затирко: Как Осипов рейтинг растит
Депутаты заксобрания на неделе назначили дату выборов губернатора Забайкальского края. С этого момента стало возможно официально заявляться кандидатами, регистрировать избирательные счета и начинать предвыборные кампании. Первым выдвинулся и Александр Осипов, хотя его кампания и без этих формальностей уже полгода как идёт. А на этой неделе и вовсе вышла на крейсерскую скорость, беззастенчиво продемонстрировав это всему региону.
Осипов с невиданными для забайкальской глубинки кортежами из чиновников и журналистов за неделю посетил сразу две стратегически важных территории, где встречался с властями, бизнесом, гражданами — Агинский Бурятский округ и Борзинский район. Местами он даже сам заговаривался, называя жалобы и просьбы забайкальцев «наказами», всё детально конспектируя. Хотя жители охотно принимали такую расстановку сил, главное, что их доселе (а, может, и в принципе) нерешаемые проблемы выслушал целый губернатор со связями в Кремле и дал, пусть и призрачную, но надежду. Что зарплату поднимут, скорую не закроют, школу починят, работу найдут.
Забайкальский край уже приучили к тому, что по губернаторам решают всё наверху. Нового главу региона назначает президент задолго до досрочных выборов, вручает ему в руки всю полноту власти вместе с формальной приставкой «врио». Этот врио за время своего предправления с помощью админресурса и федерального финансирования решает все свои электоральные проблемы. В итоге население избирает его большинством. А уже через несколько лет, когда Кремль видит в регионе бурление от нерешаемых вновь систематических проблем, избранного губернатора досрочно отзывают. От народной поддержки в 60–70% к тому моменту уже нет и следа. Везут нового врио, которому в районах готовят свежую порцию хлеба с солью, чтобы подать, как и полагается, вместе с собственными жалобами и голосами. Вот он-то и решит все наши беды. Он-то услышит.
Привычка к этой пошлой модели привела регион к тому, что никто в регионе особо не задумывается об использовании очередным врио с каким-то необузданным остервенением административного ресурса и госсредств для повышения рейтинга накануне выборов. А если задумывается, то предпочитает молчать — вроде же так и принято, да и не изменится ничего.
В итоге получаем то, что имеем. Пресс-службу губернатора на глазах прёт во все стороны от размножающихся не то почкованием, не то делением сотрудников. Федеральные чиновники всех мастей заезжают в регион по первому зову врио. Журналистов, министров и местные власти врио вместе с заезжими политтехнологами выжимают в несколько рук, устраивая им безостановочные трипы на сутки-другие, превращающиеся в десятки новостей про выслушивающего и обещающего врио. И это всё за считаные месяцы до выборов ставится кандидату от вертикали власти ещё и в заслуги — мол, вон как надрывается, молодец.
Какими бы искренними его мотивы ни были, как бы хорошо он не анализировал и как бы высоко над толпой чиновников не возвышался, извините, но ведь он за счёт бюджетных средств взращивает свой рейтинг. Именно здесь и заканчиваются честные, конкурентные выборы, голосование в сентябре по которым является лишь финалом длительной электоральной процедуры. После подобных полугода с десятками встреч с избирателями и сотнями обещаний, подкрепляемых спущенными по вертикали государственными деньгами, у большинства забайкальцев исчезает даже чисто гипотетическое право сделать объективный выбор.
Роман Шадрин: РЖД бонус
Утром 1 июня четыре вагона поезда №8 Новосибирск — Владивосток сошли с рельсов. Инцидент случился на станции Куэнга Забайкальского края. Вообще, тема сходов вагонов с Забайкалье требует отдельного большого разбирательства, потому что у нас это едва ли не обыденность. Но мы посмотрим на продолжение истории с пассажирами поезда №8, путешествие которых было прервано по вине перевозчика. Как отреагировала одна из крупнейших в стране компаний - РЖД? Для начала отвела пассажиров на вокзал и напоила водой. Затем пассажиры были накормлены, но не благодаря РЖД — это сделали районные власти.
Позже пассажиров злосчастного поезда рассадили по свободным местам других, идущих следом составов. И уже 5 июня стало известно о том, как будут компенсироваться понесённые убытки. Из этой песни слова не выкинешь, приведём её текст полностью: «Пассажирам будет компенсировано 3% от стоимости билета за каждый час задержки поезда от времени прибытия на станцию назначения маршрута пассажира. Кроме того, за опоздания поезда более чем на 3 часа будет начислено 4 000 баллов в программе лояльности «РЖД Бонус». Для начисления баллов необходимо обратиться по телефону горячей линии «РЖД Бонус» 8 (800) 100-10-00 или направить заявку по электронной почте bonus1@fpc.ru. В тексте необходимо указать реквизиты пассажира и поездки. Начисление будет производиться в течение 10 рабочих дней, баллами можно воспользоваться в течение 2 лет с момента зачисления».
Что твориться в голове у человека, ответственного за компенсацию людям, несомненно понёсшим убытки? Почему 3%, а не 2, не 4, и не, 100, например? Почему прямой ущерб нужно возмещать вот этими жалкими процентами и бонусами со сроком годности в 2 года?
Я однажды был в подобной ситуации и теперь попробую объяснить, как именно пассажиры воспримут эти 3% и 4 тысячи бонусов. Ехал я как-то на поезде из Читы в Хабаровск, где через 6 часов после прибытия должен был сесть на самолёт (билеты, разумеется, были на руках). В районе Чернышевска наш поезд начал отставать от графика, а в Амурской области отставание составило те самые 6 часов, то есть, билеты на самолёт начали превращаться в прах. Около 10 часов вечера, когда все понимали, насколько серьёзно мы остаём отграфика, всем пассажирам выдали компенсацию — по пачке «Доширака» и бутылочке воды. Спланированный и оплаченный отпуск, билеты на самолёт туда и обратно, время, усилия, ожидания на одной чаше весов, и лапша со вкусом курицы — на другой. На самолёт я тогда всё-таки успел — от вокзала до аэропорта пришлось мчаться на такси, чтобы только-только подоспеть к регистрации. Но надёжность РЖД и готовность решать проблемы пассажиров оценил с учётом вот этих новых данных.