Если вы провели в Чите хотя бы одно лето, то наверняка задавались вопросом: «Почему ремонт теплосетей в городе идёт так долго?» «Чита.Ру» вместе с ТГК-14 на примере развернувшегося капитального ремонта на улице Бабушкина расскажет, что именно делают энергетики, и куда уходит столько времени.
Начало — за год до ремонта
За основу мы берём часть улицы Бабушкина, которая расположена между улицами Горького и 9-го Января, длиной чуть больше 270 метров. Но начнём мы не с 4 июля, когда на этом промежутке движение перевели на нечётную сторону и установили бетонные блоки, а с июля 2018 года.
В это время начинается первый этап работ – планирование и выбор участка для будущего ремонта по балльно-рейтинговой системе, которая появилась совсем недавно. Специалисты ТГК-14 заранее оценивают каждый сегмент тепломагистралей города по разным критериям – это год укладки труб, количество обнаруженных порывов, замывание трубопровода сточными и ливневыми водами, нарушение теплоизоляции, общее состояние и другие факторы. По каждому выставляются определённые баллы и по их сумме определяются участки, требующие ремонта в первую очередь.
В ноябре ТГК-14 согласовывает готовую программу ремонта на будущий год с городской администрацией, а после приступает к поиску поставщиков и подрядчиков. Далеко не всегда в крае находятся компании, способные провести такие ремонты, поэтому иногда приходится привлекать компании из соседних регионов. В случае с участком на Бабушкина поставщиков материалов определили к январю, а подрядчик был известен в марте.
Июнь – месяц непосредственной подготовки к ремонту. Теплоэнергетики согласовывают схемы перекрытия улиц с комитетом городского хозяйства, делают схему расстановки дорожных знаков и, опять же, утверждают её у городских властей. Параллельно идут земляные работы – чтобы начать копать, нужно оформить соответствующий ордер в комитете ЖКХ. А для этого необходимо согласовать раскопки с собственниками электросетей, водопровода, сетей связи и других коммуникаций, которые проложены в районе ремонта. До начала работ на место приезжают представители ресурсоснабжающих организаций, чтобы обозначить расположение этих самых коммуникаций – трубопроводов и кабелей, – чтобы их случайно не повредили во время вскрытия земляного пласта. А вечером на участке расставляют знаки, ограждения и размещают паспорт объекта.
Шаг 1: убираем асфальт, выкапываем трубы
Наступает первый день ремонта – в случае с нашим участком это 10 июля. Первые 2 дня уходят на то, чтобы вскрыть и вывезти асфальт. Затем ещё несколько дней нужно на вскрытие земляного полотна, то есть на раскапывание теплотрассы по всей длине ремонтируемого участка. А после подрядчик в течение 1-2 дней вскрывает железобетонный канал, внутри которого проложены трубы.
Когда тепломагистрали открыты, их необходимо освободить от старой изоляции, параллельно очистив от грунта бетонные лотки, где они лежат. В это же время на площадку привозят новые трубы и материалы, которые будут нужны при ремонте.
Следующий этап – вырезка старого трубопровода, его демонтаж и вывоз. На всё это нужно около 2 дней. Затем подрядчик проверяет бетонные лотки, где ляжет трубопровод. Если есть какие-то дефекты, лотки или меняют, или ремонтируют бетонным раствором.
Шаг 2: кладём новые трубы и проверяем сварку ультразвуком
Наступает самая длительная (6-10 дней) и затратная с точки зрения используемых материалов стадия – монтаж новых труб. Здесь стоит отметить, что при капитальном ремонте трубы меняются полностью на протяжении всего участка. Обычно это расстояние между двумя соседними тепловыми камерами, где находятся запорные устройства и ответвления на внутриквартальные сети.
Когда трубы сварены между собой, швы проверяют ультразвуковой дефектоскопией. Ультразвук помогает обнаружить полости и непровары в соединениях. Если есть дефекты, трубы сваривают заново, и только потом выдают положительное заключение. После чего их покрывают антикоррозийным покрытием – двумя слоями грунтовки и слоем краски. Проверка швов и покраска занимает 1 день. Иногда первый слой покрытия наносят, когда трубы находятся ещё на земле, но не всегда на ремонтном участке для этого есть достаточно места. Поэтому чаще всего их грунтуют и красят уже уложенными в канал.
Смонтированный трубопровод в течение недели теплоизолируют. Для этого в ТГК-14 используют пенополиуретановые скорлупы собственного производства, потому что это экономически эффективнее, чем покупать их на стороне. Две половинки образуют вокруг трубы защитный слой, а закрепляется всё это лентами со специальными замками.
Шаг 3: Возвращаем всё, как было
Ещё до 4 дней нужно, чтобы закрыть канал тепломагистрали – уложить на место железобетонные плиты или п-образные «крышки» (лотки), заделать стыки и уложить сверху рубероид для защиты от влаги с поверхности земли. А при проведении новых магистралей лотки уже сразу идут с покрытием битумной мастикой – она также призвана защитить бетон от воды. На засыпку канала и утрамбовку грунта нужно 5 дней, а ещё через 10 на месте бывшего ремонта появляется новый асфальт. Для сокращения времени ремонта технологические процессы накладываются друг на друга либо ведутся параллельно, если это возможно.
Таким образом, на то, чтобы заменить 270 с лишним метров тепломагистрали на улице Бабушкина, у ТГК-14 и подрядчиков уходит ровно месяц и больше 10 миллионов рублей, причём почти половина из этой суммы – на приобретение и монтаж новых труб. Аналогичные планы составлены для каждого из объектов, которые прямо сейчас ремонтируются в Чите, и ТГК-14 регулярно следит, чтобы подрядчики им следовали и выполняли все этапы в установленные даты.