Самолёт с федеральными министрами, которые летели в Читу проводить совещания и быть пулом премьер-министра страны Дмитрия Медведева, сначала сделал несколько кругов в дыму Бурятии. Потом на границе с Забайкальским краем и вовсе закружился так, как будто собирался развернуться от Читы - дым здесь стоял такой, что водителям автомобилей приходилось вглядываться в дорогу, что уж говорить о самолёте. Накрутив семь или восемь кругов, он начал рисовать прямую линию в сторону аэропорта Кадалы, а потом сел.
Для остальных вылетов и прилётов аэропорт закрыли из-за плохой видимости. Двумя днями ранее самолёты перестали отправлять на север Забайкалья в Каларский район - там небо затянуло дымом пожаров из Якутии и собственных, которые тушить сейчас считается экономически невыгодным и которые по решению краевой комиссии по ЧС никто не тушит.
Полыхает Сибирь и Дальний Восток, сотнями тысяч гибнут животные и птицы, а те, что спаслись, выходят к населённым пунктам, где часто их ждёт гибель от рук человека. В дыму задыхаются посёлки и города, а количество вызовов скорой помощи и врачей, спровоцированное задымлением, не поддаётся подсчётам.
Губернатор Красноярского края Александр Ус заявил, что тушить пожары в так называемых неконтролируемых зонах, куда сложно перегнать технику или это делать дорого, является бессмысленным.
«Вот если у нас зимой в холодную погоду возникает метель, никому же не приходит в голову топить айсберги, чтобы у нас было потеплее... Дело не только в правительстве, дело в том, что это обычное природное явление, бороться с которым бессмысленно, а где-то, возможно, даже и вредно», - заявил он.
По последним данным, в Сибири горит больше 3 миллионов гектаров леса, который сможет восстановиться только через 100 лет. И если в 2000 году пожары в стране прошли 1,2 миллиона гектаров за год, то к 2014 году их количество подскочило в 3 раза. В нынешнем году эти данные с учётом площади пожаров за последний месяц будут намного больше. И, знаете, эти площади и подобные высказывания госслужащих такого ранга - то, что допустило общество по отношению к отрасли лесоохраны за последние 19 лет.
За эти годы решения чиновников самого высокого ранга полностью развалили охрану леса и систему тушения пожаров в лесах, лесостепных и степных зонах. В 2000 году указом президента Владимира Путина «О структуре федеральных органов исполнительной власти» были ликвидированы Федеральная служба лесного хозяйства и Госкомэкологии РФ, их функции передали Министерству природных ресурсов, которое с 2004 года начало разрабатывать новый Лесной кодекс. Его приняли в 2006 году, тогда министерство возглавлял Юрий Трутнев - сейчас он является полномочным представителем президента России в Дальневосточном федеральном округе, куда входит Забайкальский край.
Стенограмма встречи министра природных ресурсов России Юрия Трутнева и президента Владимира Путина, 2006 год:
В. Путин: Юрий Петрович, начнём с Лесного кодекса. Я встречался, как вы видели, наверное, с представителями политических партий, и у тех, кто представлен в Думе, и у тех, кто не представлен, всё-таки есть определённые вопросы к тому, как будет применяться кодекс. Есть озабоченности, которые я слышу от людей, связанные с тем, не будет ли ограничений, в том числе в посещении лесов и так далее, и так далее. Прокомментируйте это, пожалуйста, для начала.
Ю. Трутнев: Владимир Владимирович, все эти вопросы решены. Лесной кодекс принят в сбалансированном виде. Никоим образом он не может ущемлять права граждан.
Другой разговор, что сейчас предстоит достаточно значительная работа по передаче полномочий на места. Регионы всегда об этом просили. Они уверены и, честно говоря, я уверен в том, что на месте можно более эффективно управлять лесным хозяйством, заботиться о воспроизводстве леса.
В то же самое время в течение года нам придётся передать полномочия, практически демонтировать федеральную систему управления лесами и создать такую же в регионах. Сейчас со всеми регионами идут совещания, я в них лично принимаю участие. У меня нет сомнений, что мы эту систему создадим.
В. Путин: Не будет ли сбоя здесь в работе в период создания новых структур, имея в виду, что действующие структуры могут прекратить исполнение своих функций, а новые ещё не созданы?
Ю. Трутнев: Мы ведём разговор с каждой губернией. Составлены планы работы, помесячные практически. Всё это обеспечено финансированием. И ещё раз говорю, разговаривал лично с целым рядом губернаторов. Работы будет много, но сомнений в том, что мы с этим справимся, нет.
По факту же именно новый Лесной кодекс развалил существовавшую раньше систему, при которой в стране были лесничества. Эти лесничества были хорошо обеспечены квалифицированными сотрудниками и финансированием, а в вузах готовили специалистов по лесному делу, а не государственных менеджеров. С исчезновением лесничеств и кратным сокращением сначала числа лесников, а потом их полномочий в стране погибла охрана лесов, которыми сейчас управляет чёрный бизнес, серые схемы распила территорий, погода и... никто.
В том же Каларском районе раньше тушить пожары, ликвидацию которых кто-то считает экономически невыгодным делом, выходили сотрудники лесничества. У них были знания, техника и понимание, что ущерб от сгоревшего дерева измеряется не ценой его продажи на древесину, а гораздо большим: жизнью леса, животных в нём и людей, которых сегодня, видимо, тысячами экономически выгодно травить угарным газом.