Наверное, где-то в параллельной вселенной бездомные собаки сидят перед огромным экраном с попкорном и время от времени лениво усмехаются, похрустывая жареной кукурузой: ну нееет, эти люди опять хотят что-то решить, но стопудово нет.
Колонка впервые опубликована в разборе недели от журналистов «Чита.Ру» 8 марта.
Проблему бегающих по Читинской области, а потом и по Забайкальскому краю бездомных псов перестали замечать с начала 90-х – людям было не до собак, — и вспомнили только тогда, когда в Чите псы разорвали ребёнка. Можно долго спорить, бездомными они были или нет, но поднявшаяся тогда волна выводила одних на улицы с отравой и ружьями, смертью ребёнка едва ли не легализовав садизм, других в другой крайности – закрыть собак от человека – на площади с митингами. Чудом не дошло до столкновения людей.
Потом были долгие споры в заксобрании, переданные ветслужбе обязанности по отлову собак, дикости с их убийствами при людях в посёлках и наконец-то простая истина: для решения проблемы мало задачу кому-то передать. Решение застарелых нарывов требует усилий и, значит, денег, особенно много – на начальном этапе, потому что ничего ещё не выстроено. Сейчас собак разрешено отлавливать, обследовать, стерилизовать и неагрессивных выпускать на волю.
На прошлой неделе на планёрке сити-менеджер Читы Александр Сапожников усомнился, что выпущенные на волю собаки становятся добрее. Он наверняка поднял тему не для того, чтобы обсудить доброту бездомных псов и уж точно не для жестокостей по отношению к ним, но, по-моему, начавшая кое-как работать схема с гуманным отношением к животным не про доброту собак.
Она про решение проблем с их числом – стерилизованные животные не будут давать потомство. Про нераспространение среди них болезней и безопасность здоровых животных для человека – больных животных будут лечить и точно на волю не выпустят.
И в каком-то долгосрочном периоде она про то, чтобы в городе и крае не было бездомных собак не потому, что их ежедневно убивают и дети воспитываются по логике «того, кто мешает, нужно убрать», а потому, что люди не будут выкидывать псов и кошек на улицы. Будут забирать к себе, учиться быть милосердными и чувствовать чужую боль. Да, это требует денег, но иначе город как увязал в жестокости, так и не выберется из неё.