Город Губернатор Александр Осипов мнение Бумажные 2 года Осипова – без пиара, аппаратчиков и перспективы

Бумажные 2 года Осипова – без пиара, аппаратчиков и перспективы

После отъезда Нехаева у Осипова всё развалилось. И собирать это некому.

25 октября исполняется 2 года с момента назначения Александра Осипова временно исполняющим обязанности губернатора Забайкальского края. К этой дате все ждали от главы региона каких-то откровений или хотя бы пары соответствующих слов, но Осипов отделался онлайн-брифингом на тему ситуации с коронавирусом. За месяц до этого он публиковал подобие программной статьи в «Забайкальском рабочем», но про неё все, включая, кажется, и Осипова, постарались побыстрее забыть.

Колонка впервые опубликована в субъективном обзоре событий недели от журналистов «Чита.Ру» 25 октября 2020 года.

Из всего того, что говорил Осипов, важнейшим, на мой скромный взгляд, является забетонированная губернатором с первых дней его работы в регионе парадигма. В ней два главных тезиса.

Первое и главное: всё, что мы делаем, мы делаем правильно и верно. То, что нашим противникам и их клевретам кажется неверным, на самом деле верно, а противники – озлобленные враги, либо просто не ведают, что творят. Второе и тоже важное: с народом нам не повезло.

«К сожалению, во вторую волну наблюдается обратная реакция. Вместо того чтобы люди оказались более подготовленными, наши решительные меры в первую волну подрасслабили самих людей. Сейчас к соблюдению масочного режима, правилам гигиены, дезинфекции рук стали относиться прохладно. То, что медицина хорошо работала, спасала жизни, менее 1% было летальных случаев, было оценено как неопасность коронавируса. Это с нами играет злую шутку», - мне кажется, что даже местоимение «нами» в последнем предложении цитаты Осипова в выбранном контексте звучит как-то вымученно.

Отказ от личной ответственности за происходящее в регионе не даёт Осипову возможности критически оценивать результаты собственной работы и блокирует возможность слышать аргументированную критику со стороны. Критика по определению считается реакцией, политической отрыжкой недовольных новыми порядками старых элит, а проводники этой критики даже в публичной риторике окружения Осипова признаны радикалами.

Осипов с первых своих шагов по забайкальской земле отдался в руки политтехнологов, которые нарисовали ему выдуманную реальность. Пока художником был профессиональный электоральный менеджер Сергей Нехаев, система со скрипом, но работала – серый кардинал забайкальской политики не только манипулировал губернатором, но и менял под выдуманный для него мир реальность.

После отъезда Нехаева всё почти мгновенно развалилось. Сменивший его на посту руководителя администрации губернатора Алексей Казаков оказался неспособен контролировать чудодейственную машинерию, настроенную циничным эгоцентристом Нехаевым не только под сиюминутные политические цели Осипова, но также и под себя, под свои личные цели и желания.

Казаков мог взять сильных замов и тем самым нивелировать отсутствие в губернаторском аппарате единоличного интеллектуального центра, но вряд ли даже внутри себя был готов хоть в какой-то конкуренции. На ключевой пост первого зама Казаков поставил никому неизвестного и ничем себя не зарекомендовавшего молодого чиновника Якимова (до назначения он несколько месяцев работал под Нехаевым начальником несчастного управления внутренней политики губернатора, куда пришёл из аппарата главного федерального инспектора Цветкова, который примерно в это же время уехал работать в аппарат полпреда президента Трутнева).

Якимову явно строят карьеру. Никак иначе не объяснить необъяснимый прыжок с низовой должности в аппарате федерального чиновника на должность руководителя очень технологичного и вечно критикуемого управления внутренней политики, от которого при этом вечно ждут какого-то политического чуда, и сразу после этого на должность ключевого первого зама, который курирует как минимум внутреннюю и муниципальную политику – и это-то в эпоху тектонических перемен на муниципальном уровне. Страдает от явной неготовности Якимова к этой должности прежде всего Казаков, а через него уже сам Осипов.

Других замов у Казакова де-факто нет. Пришедшая на аппаратную работу из системы образования Людмила Емельянова должна была курировать кадровую работу на уровне краевого правительства, но за несколько месяцев смогла доказать, что не курирует её даже в администрации губернатора. Работавшего чистым техническим замом чиновника Меркулова Нехаев увёз за собой на Камчатку.

Сильных руководителей управлений у Казакова нет, а малейшую фронду он вместе с Якимовым давит привычным и санкционированным Осиповым методом – увольнениями.

В итоге сразу под Осиповым во властной пирамиде царит аппаратная пустота, от которой вниз расползаются бесконечные аппаратные ошибки, результаты которых бьют прежде всего по самому Осипову. Губернатор, и во времена Нехаева не сумевший создать даже подобия управленческой команды, к финишу второго года работы остался в звенящем политическом одиночестве.

Если ничего не изменить, эта пустота довольно быстро сожрёт очередного губернатора. Всё чаще кажется, что Осипов и сам к этой отставке стремится – попробовавший на вкус штабную работу в федеральном правительстве губернатор с видимым трудом переживает сложности работы в региональных окопах.

Губернатору не на кого в настоящий момент опереться. Это хорошо видно в консервации почти всех заместителей Осипова в статусе исполняющих обязанности.

Приставки «и.о.» торпедируют и без того хрупкий скелет региональной политической системы, заложенной Нехаевым (вице-премьеры остались исполняющими обязанности и после того, как их со скандалом утвердило заксобрание. Со скандалом - это я про то, что вместе с утверждением вице-премьеров заксобрание заставили утвердить право Осипова на назначение вольного числа вице-губернаторов, чей функционал даже через полгода после первых назначений так никому и объяснили — я не удивлюсь, если окажется, что если и сам Осипов не знает, зачем ему их навязали).

Губернатор не признаёт ничьего права на критику его действий. Никому не дано права на комфортную работу в команде с ним, вообще на нахождение с главой региона в горизонтальных связях. Исключительно вертикальная конструкция без жёстких, умных и последовательных церберов (таким был Нехаев), контролирующих лежащие под губернатором пласты властной пирамиды, быстро приводит к усталости исполнителей – вице-премьерам, министрам, да и простым чиновникам не помогают даже невероятные по забайкальским меркам деньги.

Губернатор ещё до отъезда Нехаева, практически сразу после выборов, лишился мощнейшей пиар-машины, которая создала из никому не известного в регионе человека самого популярного губернатора в стране. Сначала из Читы уехали федеральные политтехнологи, и почти сразу это стало неинтересно и Нехаеву. Ни Казаков, ни работавший с ним начальником управления пресс-службы и информации Вячеслав Кулаков не справились с задачей удержания и модернизации этого образа. Мне вообще кажется, что эту задачу забыли поставить.

У Осипова нет сильного аппаратчика. И у него серьёзные проблемы с имиджем, от которых он прячется за онлайн-брифингами. Можно было бы вспомнить проблемы с экономикой, социалкой, огромный массив откровенно коррупционных историй, хаос в структуре органов власти, кадровый беспредел, кумовство, непрекращающуюся охоту на ведьм, забвение целых направлений в работе, связанной с миллиардами рублей и десятками тысяч людей. Но на том уровне российской политической системы, на которой трудится Осипов, прямо сейчас критично важны именно аппаратная работа и пиар.

На экономику в регионе Осипов не может серьёзно влиять, а любые проблемы можно и сейчас, и в перспективе года списать на коронавирус. От проблем в социалке Осипов может дистанцироваться привычной риторикой про то, что всё завалили до него, и прошло слишком мало времени, чтобы требовать ответа с новой власти. Тарифы, коррупция, отношения с элитами – всё это никому не интересно до тех пор, пока не вызывает вопросов федерального центра.

А вот с пиаром и аппаратной работой, которые тесно связаны друг с другом, шутить вряд ли следует. Но у губернатора после отъезда Нехаева как будто нет душевных сил на то, чтобы разобраться с проблемами на этих ключевых направлениях. А его окружение явно делает всё для того, чтобы он попросту не видел этих проблем.

Ко второй годовщине работы Осипова на посту губернатора мне – будь у меня такая возможность - очень хотелось бы пожелать ему твёрдости и решительности в кадровой и аппаратной работе. Но чем дальше, тем больше кажется, что Осипов намеренно доводит ситуацию до абсурда, как будто немного завидуя Сергею Нехаеву, который поехал осваивать новые рубежи.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
56
ТОП 5
Мнение
Чита & Казань. Сравнили с любовью
Дарья Кливенкова
Старший корреспондент
Мнение
Россияне съездили в страну гор и вина — Армению — и почувствовали себя дома: плюсы и минусы отдыха
Анонимное мнение
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления