Экологический правовой центр «Беллона» 9 марта опубликовал материал о Зашуланском месторождении каменного угля в Красночикойском районе. В январе этого года стало известно, что его разработкой займётся ООО «Разрезуголь» — совместное российско-китайское предприятие организаций «Компания «Востсибуголь» (входит в структуру En+ Group) и ООО «Нортерн Финикс Энерджи Компани Лимитед» (дочернее предприятие крупнейшей угольной корпорации Китая — China Energy).
Автор статьи Кристиан Ринчинов объясняет, как разработка этого месторождения не только может привести к загрязнению Байкала, но и, возможно, превратить Красночикойский район в «зону экологического бедствия». Ниже приводятся несколько интересных, на взгляд редакции «Чита.Ру», моментов из материала. Полную версию можно прочитать по ссылке.
*****
«А в январе стало известно, что «Разрезуголь» стал резидентом территории опережающего развития «Забайкалье». Таким образом, эта компания получила беспрецедентные права и привилегии: согласно законодательству, на территориях опережающего социально-экономического развития и в особых экономических зонах (ТОР и ОЭЗ) действуют упрощённые механизмы экологической экспертизы; кроме того, на ТОР местные жители могут фактически лишаться своих прав, собственности и земли, если это каким-либо образом мешает «реализации проектов» ТОР».
*****
«Сейчас Красночикойское угольное месторождение находится в нераспределённом фонде недр, что обусловлено его непригодностью к освоению по нескольким критериям. Основные из этих критериев заключаются в том, что в контуре месторождения находится 6 посёлков и буферные зоны 3 посёлков. Учитывая уже одно это, разработка Красночикойского угольного месторождения не может считаться обоснованной. По словам главы сельского поселения «Красночикойское» Ивана Никонова, в котельных района используется уголь с разрабатываемого сейчас Зашуланского месторождения, и большего району не нужно».
*****
«Отдельная история разворачивается вокруг проекта дороги необщего пользования «Зашулан-Гыршелун», проходящей через территорию упомянутых месторождений. Проектирование дороги началось в то же время, что и упомянутые события по включению проектов «Разрезугля» в ТОР и госпланы.
По приоритетному плану «Разрезугля», дорога проходит через несколько поселений, и местные жители естественно против, потому что это означает, что мимо их домов ежедневно будут ездить многотонные грузовики, а в воздухе будет летать угольная пыль».