Администрация губернатора на неделе провела первую пресс-конференцию, посвящённую работе Фонда развития Забайкальского края (ФРЗК) — организации, созданной для администрирования пожертвований региону от работающих на его территории крупных и, как их принято называть, социально-ответственных компаний. Речь идёт прежде всего о деньгах дочки «Норильского никеля» — ГРК «Быстринское», осваивающей полиметаллическое месторождение в Газимуро-Заводском районе, и «Удоканской меди», готовящейся к освоению месторождения меди в Каларском районе.
Колонка впервые опубликована в обзоре событий недели от журналистов «Чита.Ру» 28 марта 2021 года.
Суммы немаленькие — в 2020 году инвесторы, судя по всему, закачали в Фонд около миллиарда рублей. Но это не точно, потому что точно никто не может сказать.
Пресс-конференция оказалась сплошным разочарованием. Вряд ли довольны журналисты, которые не могли получить ответы на все накопившиеся вопросы. Те ответы, которые руководитель администрации губернатора Алексей Казаков и глава Фонда Елена Сущих всё же дали, устроили, я думаю, только их. Наверняка недовольны и спикеры — журналистам интересно не то, что, как Казакову и Сущих кажется, должно привлекать внимание, а только скандалы, а когда «объясняют» скандалы, то их толком никто не слушает и вряд ли верит сказанному.
Уверен на 100%, что разочарованы и инвесторы — те их сотрудники, которые по долгу службы как-то оценивают происходящее вокруг их денег и Фонда. Вряд ли устроила пресс-конференция и ту аудиторию, которой интересна эта тема.
Я бы мог пройтись по вопросам и ответам, отслушать запись и разобрать на составляющие цитаты Казакова и Сущих. Ещё мог бы для поддержания интереса к теме закинуть в информационное пространство с десяток ранее не публиковавшихся документов, наполненных данными о перечислениях сотен миллионов рублей каким-то непонятным конторам и фондам. Или поговорить о политической составляющей в распиле огромных сумм фактически принадлежащих региону денег. Или о циничности присосавшихся к Фонду чиновников.
Но скажу лишь о разочаровании от того, во что превратили в Забайкальском крае саму идею Фонда. Он мог бы стать публичным донором, деньги которого используются на самых горящих направлениях, и работа которого вызывает законную гордость и у жертвователей, и у чиновников, которые управляют этими деньгами. Но в итоге он превратился в источник скандалов, которые негативно влияют на авторитет и жертвователей, и правительства края, и высшего должностного лица региона, и десятков более мелких чиновников — от вице-премьеров до ни в чём не виноватых сотрудников Фонда.
Превращение это произошло задолго до того, как Фонд начал оплачивать предвыборные гастроли артистов в 2019 году и сливать десятки миллионов рублей в пустоту. Случилось это ещё при губернаторе Наталье Ждановой стараниями, я полагаю, руководителя администрации губернатора Дмитрия Кочергина. А те, кто приехали за ними, всего лишь воспользовались царским подарком, логика появления которого заложена сформированной по всей стране практикой.
За 2,5 года работы губернатор Осипов и его окружение превратили Фонд в максимально токсичную структуру, от которой в публичном пространстве предпочитают держаться подальше и те, кто распределяет поступающие туда деньги, и те, кто их туда перечисляет, и многие из тех, кто эти деньги в итоге получает.
Фонд при таком объёме денег не может не реализовывать и благие проекты, но работа построена так, что даже о них никто ничего толком не знает. Сущих, которая впервые давала пресс-конференцию очевидно перепутала формат мероприятия с партхозактивом. Доклады с таблицами нужно выкладывать на сайте Фонда, а не читать их вслух журналистам.
Я никогда не видел в органах госвласти столько пресс-служб. Ими напичканы органы власти, которые, в свою очередь, обвешаны подведомственными учреждениями, которые де-факто тоже пресс-службы. Где-то в «Мегаполисе» работает загадочный ЦУР, набитый пресс-секретарями и бывшими журналистами. Да что там говорить — только в администрации губернатора работает сразу две пресс-службы. И это мы ещё не учитываем приходящих пиарщиков и толпу политтехнологов.
Несмотря на всё это столпотворение, текущая работа Фонда настолько выломана из информационной повестки, что региональные СМИ до сих пор не знают, например, сколько в 2020 году закачали на счета Фонда жертвователи и сколько денег находилось на этих счетах на конец года.
Не ясно, что вообще делал на пресс-конференции руководитель администрации губернатора Казаков — его нет в правлении Фонда, и он не занимает в нём никакую должность. Зато в правлении Фонда есть некий Александр Благодатских, у которого тоже есть фонд - «Благодарность», который находится в финансовых взаимоотношениях с ФРЗК. Почему об этом ничего не известно взволнованной общественности? И так далее и тому подобное.
Происходящее вокруг ФРЗК обусловлено тем, какие цели ставят перед ним учредители и реальные руководители. Учредитель Фонда в лице Департамента госимущества — правительство края, которым руководит губернатор. Руководитель, судя по тому, кто сидел рядом с Сущих на пресс-конференции — глава администрации губернатора. Ну вот они и определяют реальные цели, которых не найти ни в каких документах.
Попытки как-то обелить Фонд после 2 лет бесконечных скандалов одной пресс-конференцией, основной спикер которой перепутал её с бумажным отчётом, — невозможно. И даже если проводить пресс-конференции каждый день — всё равно ничего не получится, потому что цели останутся неизменными. Можно ли скорректировать эти цели? При нынешних руководителях региона — нет. Самое неприятное, что их опыт с огромной долей вероятности вызовет у сменщиков желание пользоваться Фондом точно так же, как им пользовались предыдущие губернаторы.
Нынешний формат работы с деньгами крупных жертвователей полностью дискредитирован и требует пересмотра. Фонд необходимо ликвидировать, а администрирование спонсорскими деньгами уводить в другой формат, который позволит контролировать этот процесс на всех уровнях, в том числе и в СМИ.