Заместитель директора по строительству объектов промышленного и гражданского строительства забайкальской Службы единого заказчика Виктор Гусляков 2 декабря рассказал журналисту ИА «Чита.Ру», почему спустя 3 года ремонта краевого драмтеатра в Чите его не откроют к концу 2021 года, как планировалось.
Драматический театр в Чите с мая 2019 года находится на реконструкции. Контракт заключили с зарегистрированной в Сочи фирмой «Звезда» по максимальной цене в 1,1 миллиарда рублей, так как эта компания оказалась на аукционе единственным претендентом. В январе 2020 года губернатор Забайкальского края Александр Осипов призвал ускорить ремонт драмтеатра, а 3 февраля из федерального бюджета на ремонт досрочно дали больше 320 миллионов рублей.
— Давайте с вами поговорим про драмтеатр, почему его не успеют открыть к концу 2021-го, как заявлялось?
— Смотрите, смысл какой. Как здание не обследуешь, оно всё равно в штукатурках и в отделке. Когда производится сама реконструкция и отбивают штукатурку, выявляются многие вещи. Одна из главных причин — вскрывшиеся дополнительные работы по усилению строительных конструкций. Когда, грубо говоря, сняли потолок, а там балки гнилые — соответственно, нужны проектные решения, как их менять или усилить. Потом то же самое по стенам. Очень много таких скрытых работ, которые оттянули момент.
— После того как Осипов дал поручение, что надо закончить процесс быстрее, власти полгода обсуждали все эти проекты с подрядчиками, минкультом, минстроем. Неужели за это время не учли, что может быть такая ситуация?
— Никак не учесть. Когда эти полгода разъяснялось и смотрелось, невозможно было предположить или найти эти скрытые объёмы — они были за отделкой. Самая лучшая конструкция — это когда здание полностью сносится и строится новое. Вот там можно так рассуждать, что «вы полгода смотрели и недосмотрели». А в таких конструкциях невозможно предусмотреть. У нас было в некоторых местах так: за штукатуркой были кирпичи, а потом вылезла шлакоблочная монолитная часть — а она не несёт никакой нагрузки. Соответственно, пришлось менять на кирпич. Предусмотреть невозможно на моменте проекта и при чистовой отделке.
— Я понимаю, что нельзя знать всё, но если строительная фирма не вчера родилась, то она должна была понимать, что могут быть такие ситуации, и хотя бы какой-то запас времени предусмотреть. Вы можете точно сказать, что делали в первый год? Можете чётко, а не абстрактно назвать, где и что не предусмотрели?
— Нет, я не могу вам это разложить, потому что я как минимум не работал в это время (Виктор Гусляков занимает должность замдиректора службы с 11 мая 2021 года — ред.).
— А вы можете это выяснить? Или можете назвать человека, который всё это знает? Кто-то же курирует работы.
— Ну там два человека уже уволились, концов не найти, они потеряны. Я могу сказать, что за последние год-полгода конкретно было усиление металлических балок балкона, в основном в зрительном зале. Могу сказать, что усиление самой крыши зрительного зала было. Вторая причина задержки — задержка импортного оборудования (звуковое, осветительное) из-за ковидных мер. Ещё мрамор изогнутыми плитами изготавливали только в Китае — ближайшее место, где их изготавливали.
Ну и третье — у нас были изменения в отделке фойе. По проекту была предусмотрена простенькая отделка, но это всё-таки театр, и для него есть традиционная отделка — качественная гранитная плитка, мраморные вставки. Мы внесли изменения совместно с минкультом и театром, проектировщик «Читагражданпроект» дорабатывал дизайн-проект, было согласование.
— Почему это сразу не учли?
— Всё укладывалось в деньги. Утрированный пример: дали 100 тысяч рублей на отделку, посчитали, что на эти деньги можно положить керамическую плитку, оштукатурить, покрасить, и вроде как влезли. А потом мы всё-таки вмешались, сказали: «Ну, ребят, театр столько закрыт, давайте мы лучше добавим денег и сделаем театр достаточно высокого уровня». Грубо говоря, театр можно поделить на две части: осознание красоты фойе, а потом осознание искусства. Если человек будет заходить и будет не очень красиво, дальше не захочется идти. Поэтому мы приняли решение — из краевого бюджета будут выделены дополнительно 32 миллиона с копейками на отделку фойе.
— Изначально проект стоил 1 миллиард 113 миллионов рублей. Я правильно понимаю, что в сумме реконструкция обошлась в 1 миллиард 145 миллионов?
— Да.
— Почему вмешались только сейчас, если это одно из важнейших зданий в Забайкалье? Проект дорогой, долгий и ответственный. Почему вы решили, что какие-то не такие материалы будут использовать? Кто вам об этом сказал, что вы решили, что нужно их менять?
— Мы подумали об этом.
— Вы подумали?
— Да. Сегодня мы производим анализ всех строек и материалов. Я не знаю, может, раньше они тоже проводились, но не было денег. Но сейчас мы анализируем, какие работы будут и из чего сделаны. Заново согласовываем, обсуждаем. Вот мы и поняли, что отделка не того уровня, который должен быть для краевого театра, одного из главных. Выявили, переделали проект, узнали стоимость и на уровне края подумали, сможем ли изыскать эти деньги — решили, что можем.
— Все изменения проектировщик дорабатывал бесплатно?
— Конечно, они дорабатывали проект в рамках своего контракта и авторского надзора — бесплатно.
— Скажите, а вот эти 32 миллиона — их можно как-то отследить? Если я зайду на госзакупки, я увижу изменения в контракте?
— Нет. Их вы увидите в следующем году. Нам их доведут в виде лимита примерно 15 декабря, и мы заключим допсоглашение, и вы сможете увидеть их на официальном сайте.
— Кроме отделки, которую изменили, сейчас уже всё готово?
— Почти всё. Не готовы большой основной зал, фойе, ну и наружные работы по витражам, колоннам, фасадные моменты.
По данным системы «Контур.Фокус», фирма «Звезда», которая ремонтирует драмтеатр, в последний раз выигрывала аукционы в Забайкалье в 2016 году, тогда она занималась реконструкцией автомобильной дороги Улан-Удэ – Романовка – Чита, а также строила дома по программе расселения из ветхого и аварийного жилья в посёлке Первомайский Шилкинского района.