Программа капитального ремонта и сам Фонд капитального ремонта в Забайкалье появились в 2013 году. С тех пор жильцы домов платят взносы, чтобы когда-нибудь в их домах отремонтировали крыши, фасады, коммуникации и другие жизненно важные вещи. К сожалению, программа действует не всегда так, как надо. «Народный фронт» 10 апреля устроил рейд вместе с журналистами на четыре таких объекта, мы увидели фантомные работы, неправильно сделанную крышу, а также, возможно, нецелесообразную трату денег на ремонт фасадов. Важно еще то, что потрачены на это не бюджетные деньги, а наши с вами.
Фантомные работы
Дом на Кенонской, 27 в 2023 году пережил капитальный ремонт системы горячего и холодного водоснабжения. Денег на все работы не хватало, поэтому фонд предложил поднять взнос за капремонт в этом доме на 38 копеек за квадрат. Жильцы согласились в надежде, что их трубы теперь станут надежнее, и теперь аж до 2067 года будут платить повышенный взнос. Именно в этом году программа капремонта закончит свое существование.
В итоге фонд заплатил 3,3 миллиона рублей Александру Зимборскому за ремонт системы водоотведения и 2,6 миллиона рублей компании «Стройком» за ремонт системы горячего и холодного водоснабжения. Спустя пару месяцев после завершения ремонта в апреле у жительницы второго подъезда этого дома прорвало трубу на полотенцесушителе. Представитель фонда заявил, что организация не получала от нее сообщения, сама же женщина настаивает, что звонила, но там ее переадресовали сначала на один номер, потом на второй, третий. В конечном итоге ей сказали: «Сейчас к вам придут, гайку подкрутят». За минуту, во время которой хозяйка квартиры перекрывала воду, весь пол залило.
«Народный фронт» настаивает, что прорванная труба и другие проблемы ремонта, о них расскажем чуть позже, связаны с тем, что подрядчик банально не выполнял работы по проекту, а делал что-то свое, при этом заявив о неучтенных в проекте работах и, соответственно, потребовав дополнительные деньги.
— В этом многоквартирном доме в систему водоснабжения входят полотенцесушители. Они должны быть оборудованы двумя кранами — запорными устройствами, которые позволяют их отключить, чтобы система работала бесперебойно, там должен был быть оборудован байпас. Первоначально подрядная организация просто-напросто делала работы не по проекту. Благодаря председателю совета дома, его настойчивости, фактически ругани с подрядчиками часть квартир были сделаны по проекту. Но если мы зайдем в любую квартиру, мы обнаружим, что прохождение труб через бетонную плиту абсолютно везде сделано не по проекту, — прокомментировал работы подрядчика эксперт «Народного фронта» Евгений Черных.
Внутри квартир во время осмотра мы обнаружили торчащие в ваннах трубы, которые уходили к соседям сверху и соседям снизу, без гильз, без негорючего материала, просто закрыты монтажной пенной. Впрочем, в одной из квартир даже ее не было.
— Постоянно что-то от соседей на меня падает, то ли штукатурка, то ли еще чего, — рассказывает женщина, у которой эта дырка и трубы находятся недалеко от раковины и плиты на кухне.
Кстати, в этой квартире есть еще один недостаток. Часть труб не заменили на пластиковые, на месте остались старые чугунные. Как пояснили подрядчик и начальник отдела Фонда капремонта Алексей Коробков, так вышло из-за того, что соседи снизу в свою квартиру рабочих не пустили. Из-за того, что там трубы поменять не удалось, не стали менять их везде.
— Почему это происходит? По одной простой причине. Когда к вашему соседу заходят и вы, как сосед, видите качество работ, что после них остается. После такого многие не хотят пускать в свои квартиры. То, как это делается… Так просто нельзя работать, — комментирует ситуацию Черных.
Помимо перечисленных недостатков есть и очевидные. В каждом подъезде стояки закрыты фанерой. По данным «Народного фронта», подрядчик должен был убрать фанеру, заменить трубы и оббить пространство 2-сантиметровой доской. Трубы заменили, а фанера почему-то осталась на месте. Причем она еще и потрескалась, местами лопнула или вздулась.
— Зимой у нас один стояк замерзал, и мы его с управляющей компанией отогревали. Потому что неправильно сделан короб, неправильно сделано утепление, межплиточные перекрытия запенены мало-мальски, а где-то вообще дыры оставлены, — рассказывает председатель совета дома Наталья Стрекозова.
В процессе выяснилось, что представитель Фонда капремонта недостоверно зафиксировал в отчете приемку этого дома. Сообщалось, что на приемке были представители администрации, подрядчика и УК. Выяснилось, что там еще были и члены совета дома с «Народным фронтом». Бумага, на которой были отражены все недостатки капремонта, которую Евгений Черных передавал присутствующему тогда представителю фонда, куда-то пропала.
Разошлись мирно. Начальник отдела капремонта Алексей Коробков уточнил, что Фонд капремонта пересчитает все акты, выяснит, что подрядчик сделал, а что не сделал, но должен был, и будет заставлять его устранять по гарантии нарушения, если выявит их.
— Мы будем контролировать, пересчитывать локально-сметный расчет, акты выполненных работ, чтобы голословно не утверждать, что подрядная организация выполнила здесь что-то сверх, либо помимо сметной документации. Уточним объемы, которые они выполнили, которые были закрыты по факту, оттуда будем смотреть, имеет ли место дополнительный взнос, — сказал Коробков.
Также он отметил, что взнос для жителей в зависимости от результатов оценки может либо увеличиться, либо уменьшиться. Прим этом представитель «Народного фронта» Черных считает, что деньги потрачены впустую.
— Я полагаю, что на сегодняшний день можно говорить о том, что капитальный ремонт горячего водоснабжения здесь абсолютно бессмысленная трата денег, — заявил Черных.
Дождь с крыши прямо в окно
Второй дом, в который мы поехали, находится на проспекте Советов, 5. В 2019 году там провели капитальный ремонт кровли, а зашедшая спустя год управляющая компания «Шестая» обнаружила, что технические решения по обустройству крыши привели к тому, что во время каждого дождя вода бьет жителям 7, 8 и 9-го этажей прямо в окна и на балконы. Выполняла работы подрядная компания ООО «Вектор». К качеству работ претензий ни у кого из собравшихся не возникает.
Эксперт «Народного фронта» Евгений Черных специально до приезда журналистов забрался на крышу и красным цветом окрасил проблемные места, именно с них вода, набирая скорость, бьет жителям в окна. Длится это уже четвертый год. Возле окон можно заметить белый след — это коррозия. Если проблему не решить, бьющая с крыш вода может разрушить фасад.
Другая проблема связана с устройством вентиляции. Каждый год жители 9-го этажа по весне страдали от текущей с потолка воды. Дождя, разумеется, в это время года еще не было. Выяснилось, что проблема в тающем под кровлей льде. Появляется он там из-за перепада температур.
— Поступили заявки с девятого этажа, что у них в весенний период происходят протечки. Поднялись на крышу, ничего не увидели — ни снега, ни воды. После обследования решили вскрыть кровлю, проникнуть в чердачное помещение, там обнаружили большое скопление льда. Мне пришлось там на коленках ходить. Собрали лед, после этого протечки прекратились. Но чтобы нам туда попасть, нам пришлось три-четыре листа с крыши снять полностью, — рассказал директор управляющей компании «Шестая» Егор Слукин.
По данным «Народного фронта», к этим проблемам привело то, что фонд капремонта изменил проектную документацию самостоятельно: исключил кирпичную кладку вдоль парапетов и изменили расположение конструкций покрытия и вентиляционных элементов. Именно из-за этого балконы и окна жильцов подверглись атаке дождей. Другое сильно повлиявшее решение — фонд исключил вентиляцию подкровельного пространства, а также закрыл доступ к большей части чердачных помещений на крыше. Это привело к тому, что на чердаке застаивается теплый воздух, конденсат оседает на профлист, а зимой намерзает, превращаясь в лед. Именно этот лед по весне оказывается в квартирах жильцов.
Насколько эти изменения в проектную документацию действительно повлияли на появление проблем, решает Железнодорожный районный суд Читы.
Начальник отдела капремонта Александр Коробков заявляет, что все эти 4 года фонд предлагает управляющей компании решить проблемы в досудебном порядке, буквально сев за стол переговоров, обговорив все нюансы и придумав решение проблем, но этого почему-то не происходит.
Директор Егор Слукин подтверждает, что предложения поступали, но чисто звонками и письмами.
— Управляющая компания — не проектная компания, мы не можем принять такое кардинальное решение. Они всегда звонят мне и говорят: «Давайте совместно выйдем и решим. Понимания, каким образом, ни у них, ни тем более у нас, нет, — заявил Слукин.
Ситуация, конечно, интересная. Проблему признают все, все хотят ее решить, но никто не решает. Либо Фонд капремонта и УК все-таки сядут за стол переговоров, либо все будут ждать решения суда.
— Фонд капремонта предложил сделать систему внешнего водостока за счет взносов. Но собственники совместно с управляющей компанией не согласились и затеяли судебные разбирательства, чтобы систему внешнего водостока сделать по гарантии от подрядчика. Теперь суды идут, а вода продолжает литься на головы прохожих. Так, в чем же решение проблемы — доказать, что подрядчик сделал что-то неверно или просто наладить систему внешнего водостока, как предлагает фонд? — прокомментировали ситуацию в пресс-службе Фонда капремонта Забайкалья.
Разрушающийся фасад в центре Читы
Третий дом находится на Бабушкина, 64. С 2020 по 2021 год его фасад капитально отремонтировали, стоимость работ составила 3,4 миллиона рублей. Подрядчиком выступила местная компания «Панорама», которая сейчас уже обанкротилась. Всё бы хорошо, но кровля дома в аварийном состоянии. Изношенность составляет 100%, а каждый дождик портит настроение жильцам и вызывает необходимость расставлять повсюду тазики. Почему при такой изношенной крыше решили отремонтировать фасад? Вопрос открытый.
— Мы, как Фонд капитального ремонта, не формируем краткосрочный план, мы исполняем его. <…> Если собственники бездействуют, не принимает какого-либо участия, за них в соответствии с Жилищным кодексом решение принимает администрация города. Судя по всему, администрацией города было принято решение в соответствии с краткосрочным планом провести ремонт фасада, — рассказал начальник отдела капремонта.
Если изначально крышу планировалось отремонтировать в 2024 году, то теперь планы сдвинулись на 2026–2028 год. И это еще не всё. Юрист «Народного фронта» Дмитрий Скляров, ссылаясь на экспертизу, заявляет, что 50% от контракта на ремонт фасада было выполнено с нарушениями. То, что работа была выполнена некачественно, могут увидеть все жители. Фасад потрескался спустя год после ремонта. Были ли нарушения при ремонте, решит Центральный районный суд Читы. Возможно, фасад потрескался из-за дырявой крыши — вода размочила шпаклевку и краску, а, возможно, это не повлияло.
В любом случае, срок эксплуатации фасада — 30 лет. Гарантия на него 5 лет. Проживет ли он свои 30 лет до следующего ремонта? Вопрос.
Генеральский дом будут ремонтировать на второй раз
Еще один дом, на который журналистов пригласили посмотреть, находится на Амурской, 48. Это известная «сталинка», в которой жило высшее командование Забайкальским военным округом, в том числе маршал Советского Союза Родион Малиновский. Его фасад начинали капитально ремонтировать в 2020 году, но не закончили. Реализовать проект взялась «Панорама», но закончить не успела — обанкротилась. Также спустя два года после начала работ Фонд капремонта расторг с ней контракт.
— Этот фасад должен был быть отремонтирован в 2020–2021 годах. Это время Фонд капремонта не осуществляет никакого контроля за исполнением контракта. Спустя два года после начала капремонта с подрядной организацией был расторгнут договор, вы вдумайтесь, по следующему основанию: «В связи с погодными условиями». Возникает следующий вопрос, как два года могут быть плохими погодные условия? — рассказывает эксперт Народного фронта Дмитрий Скляров.
Бездействие фонда капремонта, касающееся контроля, подтверждено решением Центрального районного суда Читы. А расторглись с подрядчиком лишь после иска прокуратуры Забайкальского края.
Причем подрядчик успел выполнить часть работ. Со стороны Амурской здание местами покрасили в желтый цвет, со стороны Николая Островского успели зашпаклевать, правда, местами, особенно у кровли видны оголенные кирпичи. На подъездных подоконниках с внешней стороны остались ведра краски. Видимо, подрядчик забрать забыл.
Скляров отмечает, что изначально стоимость капремонта стоила 8,2 миллиона рублей, а после расторжения и повторного заключения нового контракта в 2024 году стоимость проведения работ выросло до 11,7 миллиона рублей. Получается, что за 4 года стоимость проекта выросла на более чем 3 миллиона.
При этом из контракта пропала часть работ, а часть уже выполненных предыдущим подрядчиком, в том числе частичная покраска и шпаклевка, внесена. «Народный фронт» считает это не целесообразным. При этом, как уточняет начальник отдела капремонта Алексей Коробков, ремонт фасада у предыдущего подрядчика не был принят, а значит, по документам не был сделан. Экспертизы о том, что фасад отремонтирован качественно, не было, также не было экспертизы о том, что фасад был сделан некачественно.
Коробков в ответ на вопрос о том, почему на 3 миллиона выросла цена контракта, отметил просто: «Инфляция, материалы подорожали». Что логично, всё же прошло четыре года. Но куда делись порядка 50% пунктов, исключены из контракта?
— Такие виды, как монтаж дверей, демонтаж старых дверей исключены из сметы в связи с тем, что нет необходимости проведения данных работ. Это обговаривалось с представителями управляющей компании, — рассказал начальник отдела капремонта.
Вот и получается, что жители из-за неудачи с первым подрядчиком получат урезанный ремонт фасада на 2 года позже, чем планировалось, да и еще на 3 миллиона рублей дороже.
Почему же всё не работает так, как надо?
По мнению представителей «Народного фронта», проблема в самом Фонде капитального ремонта. Они считают, что виноваты не отдельные сотрудники, а структура в целом. Эксперт по ЖКХ Евгений Черных отмечает, что фонду банально не хватает людей, а те, что есть, в большинстве своем не имеют строительного образования.
— На сегодняшний день в состав фонда входят порядка 50 человек, из них всего 10 человек со строительным образованием. Средняя зарплата у них от 37 до 45 тысяч рублей. Могут ли 10 человек полностью контролировать проведение капитального ремонта на территории Забайкальского края? На такую зарплату взять хороших специалистов сложно, удержать нормальные кадры невозможно, — сказал он.
Юрист «Народного фронта» Дмитрий Скляров отмечает и другую проблему. В Забайкалье сотрудники фонда не являются ни муниципальными, ни государственными служащими, как это реализовано в Службе единого заказчика Забайкалья и других контролирующих структурах, поэтому привлечь, допустим, за приемку некачественных работ сложно. Уголовное преследование за халатность касается именно госслужащих. В случае фонда принявший некачественную работу сотрудник может просто уволиться и на этом его ответственность закончится, считает Скляров.
Эксперт «Народного фронта» Черных отмечает, что структуру надо менять полностью, в том числе на уровне регионального законодательства. Менять, как они думают, нужно и систему приемки работ, и подход к ценообразованию.
— Это системная проблема, проблема всего Забайкальского края. Не нового руководителя фонда, не предыдущего. Сама система фонда неправильно устроена. Люблю этот пример: вы заезжаете на СТО на «Жигулях», вам выставляют ценник за «Мерседес», а выкатывают «Запорожец». Вы говорите: «Где мой «Мерседес» от капитального ремонта?» А вам говорят: «Вы же хотели машину с ремонтом? Четыре колеса есть? Есть? Двигатель шумит? Шумит. Ну и что, что ценник завышен. Сделали же! Работа же выполнена». Логика вот такая, — приводит пример Черных.