В Читу на прошлой неделе зашла московская сеть проката электросамокатов Sun Rent, которая работает в 21 городе. Теперь у нас даже появилось подобие конкуренции, так как на площади Ленина расположен другой кикшеринг — «Зеленый город». Но масштабы у новой фирмы больше — по всему городу разбросано 12 точек, где можно арендовать транспорт. Мы протестировали новинку, и не только на центральных улицах, а постарались составить маршрут так, чтобы максимально охватить читинские реалии — старый асфальт, местами в песке и камнях, раскрошенную плитку, высокие бордюры, узкие тротуары.
Обоим сервисам работать в Чите не просто — мэрия с ними пытается бороться, а по итогам проверок оказывается, что предприниматели закон не нарушают. Так было и с «Зеленым городом» и наверняка будет с Sun Rent — сейчас полиция ищет его владельца по заявлению администрации города. Причина аналогичная — отсутствие разрешения на установку электротранспорта.
Подготовка к поездке
Скачали приложение Sun на телефон заранее (но сделать это можно и на месте, отсканировав QR-код на самокате), чтобы распланировать поездку с учетом районов, где самокаты этой сети не работают. Выяснилось, что до того же Мемориала уже не доедешь — в синюю зону он не попадает. Аналогично с районом дацана, СибВО, «Витена», Дома быта и ТД «Петровский» около вокзала.
На сайте компании написано, что выезжать за эту зону нельзя — самокат попросту не даст. Но если продолжить перемещаться дальше, то «это будет расценено как попытка хищения» и к вам наведаются сотрудники охранного предприятия или полиция.
При первом входе приложение попросит вас выбрать страну: Россия, Узбекистан или Киргизия. Дальше нужно ввести номер телефона и полученный код. Указываем имя и фамилию, дату рождения — ездить на электросамокате до 18 лет нельзя (паспорт, конечно, никто при регистрации не проверит). Пишете свою почту, делаете селфи, чтобы завершить регистрацию. Привязываете карту за 15 рублей, которые вам тут же вернут обратно.
После регистрации можно посмотреть карту города с местами для парковки, доступными самокатами и уровнем их заряда.
Нажимаем на иконку конкретного самоката. Показывается его номер, стоимость аренды и примерное расстояние, на которое хватит текущего заряда. Чтобы начать поездку, нужно выбрать подходящий тариф из трех вариантов:
— поминутный — 40 рублей + 7 рублей за каждую минуту;
— 30 минут — 230 рублей;
— 1 час — 420 рублей.
А теперь карта с пройденными маршрутами. По фиолетовому — 4,4 километра — проехала редактор Татьяна Акишина, по зеленому — 4,8 километра — журналист Александр Хамраев.
Едем от площади Ленина, через Центральный рынок к Пионерскому парку — за рулем редактор Татьяна Акишина:
— Я стартовала с площади Ленина. Она помечена (и только она) в приложении фиолетовым цветом, что означает ограничение в скорости езды, в нашем случае — в 15 км/ч.
Заодно посмотрела, насколько далеко точки проката самокатов Sun Rent и «Зеленого города» расположены друг от друга.
Выбираю самокат с максимальным зарядом, беру часовой тариф. Приложение предупреждает, что по окончании часа начнется поминутная оплата.
Снять транспорт с подножки удалось не сразу — его вес 25 килограммов, а расположен упор под передним колесом. Попытки спихнуть его ногой не привели к успеху. Чуть помучившись, понимаю секрет — нужно слегка толкнуть самокат вперед, и подножка сама прижимается к деке. Но неудобство у неё всё же есть — в сложенном состоянии края примерно на сантиметр выпирают сбоку, об которые я несколько раз больно ударилась, когда катила самокат рядом.
После моего личного самоката весом в 11 килограммов арендованный во время езды ощущается, как танк — устойчивый, неплохо поворачивает, но не такой маневренный. В целом на нём я чувствовала себя уверенно. Очень понравилась широкая дека — стоять комфортно.
Выдвигаюсь в сторону «Сувениров». Самокат честно держит скорость на 15 км/ч, но я бы в общественных местах программно снижала до 10 км/ч ради безопасности пешеходов. На перекрестке встречаю двух молодых людей на аналогичных самокатах. Пересекаю пешеходный переход пешком, ибо проезжать его на транспорте не рекомендуется. Упомянутых выше парней это не парит, и они со свистом проносятся мимо.
Заезжаю в «Аллею почетных граждан». С подразбитой плиткой самокат справляется нормально, руль слегка вибрирует, но терпимо. Управлять транспортом это не мешает. На перекрестке возле «Галереи» слезаю с самоката и аккуратно качу его с крутого спуска к пешеходному переходу. Приходится прилагать усилия, чтобы удерживать норовящий утянуть меня вперед своим весом самокат.
По крошащейся плитке продвигаюсь дальше, встречаю пару ливневых канавок возле магазина O’stin, с которыми самокат легко справляется (как и с любыми небольшими перепадами).
Но на тротуаре около следующего дома их становится больше, плюс в хлам испорченная плитка и плотное движение людей. Ехать сложно, но можно.
Дальше ехать было относительно комфортно, асфальт ровный, но плотный поток людей вынуждает держать скорость 5–7 км/ч. Ну и не все люди готовы на тротуаре видеть самокатчика, а потому суетятся, когда ты на них едешь.
На перекрестке возле «Сувениров» встречаю еще одну парковку электросамокатов.
На площади Революции готовится к открытию школьная ярмарка. Проезжаю между двумя рядами палаток, по пути попадаются приличные трещины на асфальте, самокат натужно поскрипывает. Подъезжая к памятнику, пробую набрать максимальную скорость. Самокат выдает 20 км/ч, видимо, это максимум. Хотя обычно подобные модели способны на 25 км/ч.
Двигаюсь наискось — к свежеотремонтированным тротуарам на Красноармейской. Из всего маршрута отсюда до Центрального рынка вверх по улице меня смутил только крутой спуск с самой площади на тротуар. В остальном ехать было максимально комфортно.
Миную перекресток Красноармейская — Чкалова, по левую руку расположена «Столица». Проехать по тротуару толком не получается — он узковат для обычного пешехода, не то что для человека на самокате.
Заворачиваю направо и встречаю первый серьезный бордюр, через который самокат приходится перетаскивать, держа за руль. Не критично, если на вашем пути их немного, но мне не повезло. У «Ся-Яна» плитка оказалась настолько плоха, что самокат превращается в погремушку, удерживать руль на многочисленных колдобинах сложно.
Ближе к перекрестку Бабушкина — Богомягкова идет ремонт дороги, всё усыпано щебнем, рисковать ехать по нему не стала. С трудом протаскиваю самокат к пешеходу — он бесконечно буксует и застревает в камнях. Осложняет всё вес самоката.
Высокий бордюр предваряет пешеходный переход через Бабушкина. Снова тягаю самокат за руль, шучу со своим доблестным фотографом Кирой Деревцовой про штангу и спортзал. Через стихийный рынок, откуда не так давно убрали красивые деревянные торговые прилавки, ехать решительно невозможно: по обочине бабушки и дедушки расставили небольшие столики с продукцией, рядом расставили зонтики от солнца, которые я, стоя на самокате, рискую зацепить головой.
Докатываю свой экологичный транспорт до очередного бордюра, благо не очень высокого. На пути снова стихийный рынок, но тротуар больше, а потому получается проехать вплоть до следующего перекрестка возле остановки напротив «Каравана».
Бордюр. Перетаскиваю самокат через первый, следом форсирую второй. Прыгаю снова на самокат, без препятствий выезжаю к Шилова и чуть проезжаю вверх по улице, но путь преградила стена.
Приходится перетаскивать самокат через бордюр и аккуратно объехать ее по проезжей части.
Бордюр. На этом отрезке с асфальтом всё хорошо, слегка мешали свисающие ветки деревьев. Доезжаю до дискаунтера и вверх через ливневку по бетонным плитам. Дальше путь лежит направо через дворы.
С песком и потрепанным асфальтом самокат справляется хорошо, а вот на вторых бетонных плитах в неглубокой яме застревает заднее колесо. Поднимаюсь дальше по Балябина, зная про печальное состояние здешнего тротуара, сдуру решаю не объезжать его по нормальной дороге. Мы же эксперимент проводим!
И ладно — песок в начале пути.
Дальше начался ад из ям, каких-то железных желобов в земле, а также двух «лежачих полицейских» из цемента посреди тротуара. Которые, судя по всему, воздвиг местный частный детский сад.
На перекрестке Красноармейской и Балябина меня ждет очередной высоченный бордюр. За предыдущие 100 метров, которые я катила-тащила самокат на себе, выдохлась так, что Кире пришлось помогать его перетаскивать. Раз бордюр, два бордюр.
Поворачиваю к «Продмиксу». Спустя 50 метров преодолеваю очередные два бордюра. Доезжаю до конца дома по нормальной плитке, чтобы продвинуться дальше, приходится снова ворочать самокат через бордюр, окантовывающий парковку около магазина, и катить самокат по проезжей части.
До Подгорбунского добираемся с ветерком, дальше направо, и так же стремительно прибываем к перекрестку возле Пионерского парка.
А вот потом ждал кусок пути из двух лестниц, который олицетворяет всё отношение властей города к людям на велосипедах, самокатах, скейтбордах. Да и мамы с колясками явно от него не в восторге.
Путь здесь один и самый небезопасный — по дороге. Затаскиваю вручную самокат на маленькую лестницу слева и выхожу на обочину дороги. Катить самокат приходится вплоть до конца дома.
У тротуара встречает средний по высоте бордюр, перетаскиваю самокат через него. Еду 10 метров. Справа вход во двор школы № 3. Опять два бордюра.
Через 15 метров меня снова ждал невысокий бордюр, который я от усталости пробую проехать. Днище цепляется, самокат резко останавливается. Шалость не удалась.
Промежуток с парковки возле школы до выезда из Пионерского парка на Журавлёва вышел приятным. Асфальт и плитка ровные, красивые деревья вокруг, кататься одно удовольствие.
Дальше мимо библиотеки им. Чехова вверх, снова кайф, который кончился за пару метров до перекрестка Угданская — Бутина: хороший асфальт поменялся на раздолбанный со смесью песка. Самокат справился, но осадочек остался.
Пробую оставить самокат здесь. Приложение выдает сообщение, что припарковать транспорт можно только в зеленой зоне. Ближайшая от меня находится рядом с инязом ЗабГУ, откуда выезжал мой коллега Саша.
На крутом спуске пробую выжать из самоката максимум. На скорости в 22 км/ч он начинает пищать и автоматически сбрасывать скорость до 20 км/ч. По пустому тротуару долетаю до перекрестка Бутина — Балябина.
Бордюр раз. Бордюр два. Снова быстрый спуск до перекрестка Хабаровской и Бутина. Бордюр раз. Бордюр два. Дальше ехать было не очень просто из-за оживленного движения людей, аккуратно лавируя, подбираюсь к перекрёстку Бутина — Бабушкина.
Опять два бордюра и наконец-то парковочная зона. Пробую закончить поездку, но приложение снова пишет, что надо приехать в зеленую область. Пробую перекатить самокат к центру зоны. Не сработало. С третьей попытки вышло, но сначала я перевела транспорт в режим ожидания, а уже затем завершила поездку. Хотя, судя по FAQ на сайте компании, это работать должно не так.
По итогу скажу, что Чита плохо подходит для электросамокатов. Кататься по центральным улицам, площадям и паркам еще можно, а вот дальше разруха и отсутствие нормальных спусков взамен бордюров превращают поездку в силовую тренировку. Плюс довольно небольшая зона покрытия. Да, это хорошее развлечение для покатушек с друзьями по ровному асфальту, но как транспорт последней мили (например, проехать пару километров до пункта назначения от остановки общественного транспорта), которым он позиционируется в больших городах, у нас он не сможет стать до тех пор, пока власти не начнут думать о людях и комфорте их передвижения.
Highway to hell от улицы Бутина через «Новосити» и Новобульварную к «Макси». За рулем журналист Александр Хамраев:
Мой маршрут начался от ближайшей к офису точки — стоянки самокатов на перекрестке улиц Бутина и Бабушкина. По плану я хотел добраться от работы до дома, попутно заезжая на некоторые улицы.
Начинаю свое путешествие с движения вверх по улице Бутина. Первой же преградой становится скопление людей на узком тротуаре, которое мне, только вставшему на самокат, нужно не сбить. К счастью, с этим я справился. Явно еще не привыкшие к такому транспорту читинцы недовольно расступаются и провожают взглядом.
Поначалу довольно непросто трогаться с места и плавно ускоряться, движения получаются слишком резкими и прерывистыми, однако привыкнуть можно уже в течение первых минут езды. В целом же самокат движется спокойно и бесшумно, держать равновесие на нём не составит никаких проблем даже новичку вроде меня. Единственное, что сразу же начинает смущать и приносить дискомфорт — довольно сильная тряска от неровного и покрытого трещинами асфальта.
Следующая неприятность, которая также вскрылась на первых минутах езды — необходимость постоянно перекидывать 25-киллограмовый самокат руками через бордюры, которых на пути встречается весьма немало. Не успеешь разогнаться, как уже нужно слазить. Не критично, но довольно неприятно.
Сворачиваю на Балябина и двигаюсь в сторону зоопарка. Цивилизация здесь заканчивается. Лавировать меж людей уже не приходится, но асфальт в разы хуже — самокат уже не просто неприятно вибрирует, а устраивает дикую трясучку внутренностям. Ямы, бордюры и трещины совсем не дают разогнаться и насладится поездкой. Скорость приходится держать на минимальном пороге — примерно 9–10 километрах в час.
Выше зоопарка начинается настоящий хардкор — асфальт заканчивается вовсе. Ради чистоты эксперимента решаюсь немного проехать по песку — на удивление, весьма неплохо, не трясет, в отличие от асфальта. Но песчаные горки, корни, торчащие булыжники и прочие прелести местного благоустройства делают дорогу абсолютно непригодной для езды. Ехать здесь просто опасно и для самоката, и для его водителя — снова приходится слезать. К слову, катить его вручную на такое немалое расстояние довольно утомительно.
Немного отдохнув у «Новосити» и настроив себя на грядущую дорогу, продолжаю путь по читинским тротуарам бездорожью. Двигаясь от торгового центра вверх по Журавлёва, думаешь только о своей безопасности. Никакие навыки маневрирования не помогут объехать идущих по узкой дорожке пешеходов. Проблем добавляют колдобины и груды камней в песке. Опять иду пешком примерно одну треть пути от «Новосити» до перекрестка.
Перехожу Новобульварную. 60 метров не самой ровной плитки — пока лучшее, что случалось за эту поездку, хоть удалось посильнее нажать на газ. А дальше снова не проехать.
Огромные бордюры, лужи, лестница. Поднимать самокат уже становится тяжело. Впереди кривая песчаная дорога. Не выдержав, перехожу на другою сторону улицы, где ситуация немного лучше. Но и тут прокатиться и набрать маломальскую скорость толком не удается из-за череды бордюров. Сначала я хотел вести подсчет каждого бордюра, из-за которого мне пришлось слезать с самоката, но тогда этот текст состоял бы только из этого счета — настолько их много.
Двигаюсь дальше до улицы Матвеева. Из-за размытого песка и разбитого асфальта ноги по-прежнему дольше находятся на земле, чем на самокате. Если же удается проехать, то в лучшем случае не дольше минуты и не быстрее скорости пешехода.
Возле улицы Матвеева мой самокат завибрировал, стал издавать пугающие звуковые сигналы и перестал давать ехать. Как выяснилось из приложения в телефоне, я слегка заехал за пределы синей зоны, предназначенной для езды: где вздумается — не покатаешься. Что ж, возвращаемся обратно.
Сворачиваю на улицу Кочеткова, которая, на удивление, оказалась настоящим подарком. Это первый участок за всю поездку, где дорога была ровной, у меня получилось выжать газ на максимум. Длилось это не долго, около 200 метров, но мне хотя бы удалось ощутить, как в идеале должна выглядеть поездка на электросамокате — приятная, легкая, быстрая, с ветром в волосах, а главное, с самокатом под ногами, а не в руках. До максимальной скорости самокат разгоняется за считанные секунды, держать управление или равновесие от этого тяжелее не становится.
Спускаюсь по Курнатовского к Новобульварной. Самокат все так же большую часть времени приходится тащить на себе, преодолевая лестницы, бордюры, ямы и прочие преграды. Настоящим же адом стала улица Новобульварная. Слазить с самоката приходится каждую минуту, ехать здесь невозможно от слова совсем. Прохожие смотрят как на сумасшедшего, поражаясь, как кому-то могло прийти в голову проехать здесь на электросамокате.
Хотя бы немного выдохнуть удалось лишь ближе к концу поездки, когда я двигался по улице Шилова до стоянки самокатов возле ТЦ «Индекс». Частые бордюры всё так же досаждали.
Когда я поставил самокат на стоянку, испытал лишь радость, что всё это уже позади. Усталость от постоянного поднимания 25-килограммового агрегата сопоставима с полноценной спортивной тренировкой. В общей сложности весь мой путь составил пять километров, преодолел я его за ни много ни мало 76 минут, а заплатил 534 рубля.