Не так давно в интернете обсуждали, как в крупных маркетплейсах появились филлеры для контурной пластики губ. Оказалось, что их в первую очередь заказывали не медицинские клиники, а обычные люди, оставляя отзывы по типу «колола всё себе и в первый раз». За таких наивных пользователей бывает страшно. Еще страшнее, когда осознаешь, что купить эти филлеры может кто угодно, предлагая подколоть губки не только себе, но еще и подруге, знакомой и так далее, образовывая целую клиентскую базу.
Лжеврачи особенно популярны в сфере косметологии, к которой почему-то не привыкли относиться как к отрасли медицины. Но лучше еще раз обозначить: все косметологические процедуры — медицинские и на них требуется специальная лицензия. Недостаточно пройденных курсов в интернете, пускай даже у «звездного косметолога», которыми сейчас пестрит Сеть. Как минимум нужно получить базовое медицинское образование по направлению «лечебное дело» или «педиатрия» — 6 лет. Затем еще 2 года учиться в ординатуре по специальности «дерматовенерология». И уже потом можно пройти первичную переподготовку на косметолога — это еще около 4 месяцев.
Учитывая всё то время и труд, которые уйдут на освоение профессии, неудивительно, что у реальных косметологов глаза на лоб закатываются от очередных курсов по косметологии. У них мы решили узнать больше о рынке черной косметологии и о том, как выбирать специалиста правильно.
27 февраля команда «Чита.Ру» организовала круглый стол на тему лжекосметологии. В обсуждении участвовали министр здравоохранения Забайкальского края Оксана Немакина, руководитель территориального органа Росздравнадзора по Забайкальскому краю Алексей Лоскутников, начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю Павел Пономарев, заведующая кафедрой дерматовенерологии Читинской государственной медицинской академии Ирина Сормолотова, главный врач Краевого кожно-венерологического диспансера Забайкальского края, главный внештатный дерматовенеролог регионального минздрава Елена Шипулина, врач-косметолог, тренер профессиональной косметики «Ангиофарм», менеджер учебного центра «Эра Мед» Елена Иванова, журналист «Чита.Ру» Артем Стромилов, автор материала о псевдоврачах.
Как отличить реального профессионала от лжеврача?
Косметологическая помощь может оказываться только при наличии лицензии и образования у специалиста. Лицензию и диплом клиенты могут спросить напрямую: документы должны показать сразу. Без них любая медицинская помощь будет незаконной и даже опасной.
И образование специалиста, который может работать в сфере косметологии, может быть нескольких уровней — об этом на круглом столе рассказала врач-косметолог и менеджер учебного центра «Эра Мед» Елена Иванова. Так, «Эра Мед» совместно с Читинским медицинским колледжем обучают медицинских сестер, в будущем работающих с врачами-косметологами. Поэтому о важности образования и всех изменениях в этой сфере в центре узнают чуть ли не первыми.
— Обучаются медицинские сестры на базе медколледжа, а у нас занимаются практической частью обучения. Потом проходят аккредитацию, как и врачи. Сдают тестирование, демонстрируют практические навыки.
Как пояснили в центре, косметологических специалистов несколько: основные — врач-косметолог и медицинская сестра косметологии. Но есть и другие, которые тоже занимаются кожей, но не медицинскими процедурами — косметическими, бытовыми. В центре стараются закрыть и эту нишу:
— Есть еще косметик-эстетист, который занимается уходом за лицом. Это вообще человек без медицинского образования, как правило. Сейчас у всех, кто занимается маникюром, макияжем и так далее, кто непосредственно работает с кожей, но не уходит куда-то в косметологию, должно быть хотя бы базовое обучение косметика-эстетиста, именно по уходу за лицом, — Елена Иванова.
С 2014 года в «Эра Мед» обучили порядка 300 эстетистов, более 200 медицинских сестер в косметологии и провели более 100 обучающих семинаров по инъекционным методикам — этими результатами поделились на круглом столе.
Чем опасны некомпетентные врачи
Ажиотаж вокруг косметологов и косметологии в целом подтвердила и министр здравоохранения Забайкальского края Оксана Немакина. По ее словам, эта сфера сейчас очень популярна. К примеру, частных медорганизаций в крае более 250, но при этом от нехватки клиентов никто не страдает, спрос на косметологов высокий.
Министр и сама подумывает стать косметологом: образование дерматовенеролога позволяет в будущем пройти переподготовку. Полноценное образование в крае можно получить в ЧГМА. И освоить профессию хотят многие. В большинстве случае делают это платно.
Но даже получив образование, работу в сфере нужно начинать с несложных операций, так считает заведующая кафедрой дерматовенерологии ЧГМА Ирина Сормолотова.
— Молодые доктора с небольшим опытом должны заниматься менее сложными процедурами, нарабатывая опыт постепенно. Если неопытный косметолог не проинформирует пациента, пациент не получит правильные рекомендации, — Ирина Сормолотова.
Образованный, но юный специалист от недостатка опыта может дать неточные рекомендации. А названные косметологи, которые не получали вообще никакого образования, не только неспособны грамотно информировать пациента, но и могут нанести серьезный вред. Среди нетяжелых осложнений — отеки, синяки, покраснение, сыпь и другая реакция кожи. Страшнее — тяжелые последствия: ожоги разной степени, миграция геля от филеров по коже, некроз тканей, нарывы, незаживающие и гноящиеся раны и прочее. И это только ущерб физическому здоровью, а есть еще и ментальное, которому тоже будет причинен вред от визита к лжекосметологу.
— Даже на приеме у высокопрофессиональных косметологов для пациентов есть риски нежелательных явлений, потому что существует индивидуальная непереносимость, несоблюдение рекомендаций и еще многого факторов, — Ирина Сормолотова.
Обо всех возможных проблемах и осложнениях врач-косметолог должен знать. И конечно же, никаких знаний не может быть без специального образования, которое невозможно получить просто на месячных курсах.
Что еще может выдать лжеврача?
Присмотреться стоит не только к образованию специалиста, но и к тем средствам, препаратам и расходникам, которыми он пользуется. Они тоже должны быть сертифицированы и зарегистрированы на территории страны, как и оборудование, которым пользуется косметолог. Этот вопрос тоже должен волновать пациента.
Важно и место оказания услуг. К примеру, на дому ни одна косметологическая услуга не может производиться.
— Справедливо говорить об обоюдной ответственности не только того, кто незаконные косметологические услуги предлагает, но и пациента, который, зная заведомо, что условия не те, идет на прием, а потом получает осложнения, — рассказывает главный врач Краевого кожно-венерологического диспансера Забайкальского края, главный внештатный дерматовенеролог регионального минздрава Елена Шипулина.
Понять, какие услуги являются медицинскими, можно из специального документа: Минздравом России определена номенклатура медицинских услуг. Многое из прописанного там удивляет. Например, любой массаж — это тоже медицинская услуга, на него тоже нужна лицензия. И у массажиста ее можно тоже спокойно запрашивать.
Рынок косметологических услуг — один из самых неочевидных для людей. Многие не просто не боятся идти к неквалифицированным специалистам, но и в принципе не знают, что косметология — это медицина. Общая задача клиник, минздрава, медицинских вузов и СМИ сделать эту область более прозрачной и понятной.