Происшествия Ученье — взрыв, неученье — смерть

Ученье — взрыв, неученье — смерть

Затормозивший мужчина, немного повозившись с зажигалкой, кинул в центр зала белый свёрток. «Я всех взорву!» - резанул громкий хлопок, по вокзалу рассеялась белая пыль, и люди попадали на пол.

На фоне ложных сообщений о взрывных устройствах в «Макси», ЗабГГПУ и ЧитГУ читинский вокзал террористы атаковали более серьёзно. 11 марта там прошли учения с реальным взрывом, условно пострадавшими и перекрытием улиц.

Учения проводились три дня по совершенно новой схеме. Если раньше спецслужбы отрабатывали задержание террористов, удерживающих заложников, то сейчас в дело вмешались смертники. По сценарию, в город были направлены группы террористов, которые должны были подорвать себя в людных местах. Группы реально передвигались по городу, спецслужбам предстояло найти и обезвредить их, а затем отработать действия милиции, сапёров, медиков и пожарных после теракта на вокзале.

Проезды между храмом и вокзалом были перекрыты с раннего утра. Водителям маршрутных такси приходилось ехать по Амурской или Чайковского и в некоторых случаях ругаться с пассажирами. Обстановка террористической угрозы тянулась третий день — 9-го был оцеплен «Макси», 10-го - главный корпус педуниверситета, что, естественно, повлияло на дорожную обстановку.

К 11 часам улица Бутина, начиная от Чайковского, напоминала поток селя или, учитывая настроение водителей, — лавы. Машины двигались в сторону вокзала медленно, даже таксист, подвозивший меня, вслух подумал, что пешком получится быстрее. Так оно и вышло.

Между вокзалом и храмом проезжали только троллейбусы, да и то без остановок. Автовокзал работал как обычно — там толпились люди, диспетчеры объявляли рейсы, автобусы собирали пассажиров. Железнодорожный вокзал был обтянут красно-белой лентой, вдоль которой стояли то ли милиционеры, то ли полицейские. Иногда к ним подходили люди, желавшие, очевидно, купить билет. «Учения. Проход запрещён», - терпеливо объясняли стражи, и люди ни с чем уходили обратно. Одна бабушка, отойдя на безопасное расстояние, погрозила оцеплению тростью и постучала кулачком по своей голове.

Беззаботное настроение, вызванное и бабушкой, и мартовской погодой, и шуточками коллег, внезапно исчезло в здании вокзала. Обычно шумные и многолюдные залы ожидания оказались пустынными и мрачными. Похожим образом выглядели и люди, игравшие роль пассажиров, и милиционеры.

Около 12 часов вокзальный диктор попросила пассажиров покинуть здание по техническим причинам. Через кассовый зал «пассажиры» оперативно пошли к выходу, а один из мужчин, выделявшийся из толпы разве что наличием сумки, отошёл к киоскам.

Затормозившим мужчиной заинтересовались милиционеры, и он, немного повозившись с зажигалкой, кинул в центр зала белый свёрток. Раздался крик «Я всех взорву!», громкий хлопок, по вокзалу рассеялась белая пыль, а люди попадали на пол. Кто-то нарочито страдальческим голосом позвал доктора.

Не знаю, бывает ли так в реальности, но медики вбежали в зал мгновенно. Перевязали руку одному, голову другому, уложили на носилки третьего. Когда дошла очередь до мужчины с сумкой, женщина в белом халате среагировала: «А-а-а, вы террорист, ну, лежите-лежите». «Смертник», судя по отсутствию к нему внимания, был «мёртв». Милицейский полковник распоряжался в рацию: «Не уносите никого, пусть лежат». «Пострадавшие», отмеченные белыми повязками, устраивались поудобнее на вокзальном полу.

Следующим этапом учений стало обезвреживание второй порции взрывчатки. Для этого в зал отправился робототехнический комплекс «Варан» - восьмиколёсная радиоуправляемая машинка с крючком, мощной водяной пушкой, газоанализатором и рентген-установкой. «Варан» бесстрашно подполз к сумочке «террориста», зацепил её и поволок к выходу, где передал в руки коллеге-сапёру. Опасный груз с максимальными предосторожностями мужчина в тяжёлом сером костюме отправил в специальный контейнер. После этого взрыва можно было не бояться, даже если бы в сумке было пять килограммов тротила. Именно на такую мощность рассчитан бочонок весом около 150 килограмм, гасящий силу удара несколькими слоями металлических пластин и песка.

Пока тяжёлый контейнер загружался в машину, сотрудники ФСБ рассказали про реальное применение «Варана». Робот летом прошлого года работал в Забайкальске, где в девятиэтажном доме был найден подозрительный кейс. Две собаки, обследовавшие чемоданчик, среагировали на него как на взрывчатку. Однако рентген-установка «Варана» показала, что в нём находятся слесарные инструменты. Тем не менее, из девятиэтажки эвакуировали жильцов, а чемоданчик со всеми предосторожностями увезли из подъезда.

На перроне около автомобиля «Урал», напичканного аппаратурой, прохаживались члены антитеррористического штаба. Их улыбающиеся лица говорили, что всё прошло если не отлично, то, по крайней мере, хорошо.

Надувная палатка, где заседал штаб, напоминала учебную аудиторию — парты с ноутбуками, доска и карта, небольшая кафедра. Начальник краевого управления ФСБ Василий Сидоров давал журналистам комментарии: «Учения плановые. Как вам известно, после известных событий в Домодедово объектам транспортной инфраструктуры уделяется самое пристальное внимание. Сегодня с задействованием УВД, УВДТ, МЧС, органов власти и спецсвязи были проведены такие учения. Их цель — посмотреть на наше взаимодействие, увидеть имеющиеся силы и средства, которые можно задействовать при проведении контртеррористических мероприятий и ликвидации их последствий, выявить в работе проблемы и недостатки».

Учения, по словам генерал-майора Сидорова, показали, что в борьбе с терроризмом есть положительные результаты.

«Есть техническое оснащение, есть понимание слаженной работы и есть резервы. Но есть и поле для дальнейшей работы. Следующие учения мы проведём в мае. Объектом будет у нас... - начальник управления замялся. - Не будем пока говорить конкретно - одно из мест массового скопления людей».

Сидоров также пояснил, что сообщения о взрывных устройствах в «Макси» и педуниверситете - не входили в план учений, но были отработаны по всем правилам - с привлечением специалистов-взрывотехников и кинологических служб. По его словам, электронные письма входят в число анонимных обращений, прокатившихся волной по Сибирскому федеральному округу.

«Авторы ложных сообщений будут установлены. В 2010 году раскрываемость таких преступлений составила 100%. Из 17 сообщений все были раскрыты», - сообщил Сидоров.

В конце разговора он отметил, что учения не сильно помешали повседневной жизни города.

Тем временем, в здании вокзала работали пожарные, устраняя условное возгорание после взрыва. Город мог бы вздохнуть свободно от ощущения защищённости. Но к 13.30 «заминировали» Читинский государственный университет.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления