Это очередной материал про потерявшегося по дороге на Арахлей мотоциклиста из Читы. Мы написали уже три больших текста: хронологию исчезновения и развития дальнейших событий, разбор не координируемых никем поисков в первые дни и репортаж с первого дня работы штаба. Мы продолжаем участвовать в поисках — 7 июля корреспонденты «Чита.Ру» в составе поисковой группы около 10 часов обследовали маршруты и возможные места нахождения пропавшего Романа Куркина. И мы продолжаем писать эти тексты для того, чтобы предостеречь всех, кто прочитает их, от необдуманных и рискованных решений.
Почти неделю неравнодушные к истории исчезновения 42-летнего читинца ждут новостей из Застепи. На своем эндуро он собирался проехать на Арахлей через хребты в районе урочища Дворцы 2 июля, но мотоцикл сломался. Тогда Роман решил попробовать подняться на сопку и словить связь — эта одна из рабочих версий поисковиков, среди которых не только родственники, друзья и добровольцы, но и полицейские с кинологами, а также представитель Следственного комитета. Дозвониться до родных или принять звонок от них у Куркина не вышло. Тогда (предположительно) он решил спуститься — возможно, пытаясь вернуться на место, где оставил поломанный эндуро, или направился к ретрансляторной вышке, за которой видно отсвет от городских огней. Не исключает штаб поисковиков и других маршрутов.
Урочище обследовали вдоль и поперек со стороны сёл и со стороны Ивано-Арахлейских озер, к вечеру 7 июля оставалась падь Лапочкина и еще несколько недообследованных зон. Число участников поисков достигло около 150 человек. Они берутся за отработку всех возможных маршрутов и версий.
Роман Куркин провел в лесу уже шесть ночей. Люди мерзнут даже в штабе у кафе в Застепи. На пропавшем мужчине — джинсы с футболкой и тонкий мотокостюм. В лесной местности пережить холод в легкой одежде без горячего чая и хорошего костра крайне сложно. Костров или дыма в лесу не видели ни разу за 6 ночей. За все дни поисков нашли одну из банок пива, которые были с собой у Романа, и бычки на сопке, с которой он мог пытаться позвонить. Находили также следы ботинок, но уверенно сказать, что это его следы, в штабе пока не могут.
У поисковых отрядов настрой на хорошее: они понимают, что мужчина значительно ослаб, но считают, что он жив и его можно найти. Куратор поисковиков не отбрасывает никакие версии: люди идут по любым подходящим под описание следам, наводкам шаманов, экстрасенсов и лам и даже по интуитивному рисованию. Но основная стратегия, конечно, основывается на логике и попытках понять поведение и выбранные Романом пути.
Известно, что в этих местах уже терялись люди: около трех лет назад назад — женщина, примерно год-полтора назад — мужчина. Теперь — Роман. А еще есть неподтвержденные данные о потерявшейся вслед за мотоциклистом служебно-разыскной собаке и чьих-то лошадях. К сожалению, никого пока не нашли. Есть разные полумифические версии о том, что женщина и мужчина живы и могут быть теми отшельниками, о которых люди говорили в самом начале поисков в чате Telegram. Отшельников, говорят, нашли и спрашивали их про Романа, но они его не видели. В комментариях уже успели окрестить это место Бермудским треугольником.
Многие всё еще следят за историей мотоциклиста: исчезновение Романа потрясло не только его семью, но и других жителей города. Вот три главных урока, которые можно вынести из ситуации, в которой оказался читинец:
— никогда не стоит самонадеянно сокращать дорогу через лес, если вы его не знаете или даже если вы его знаете, но вы один (может поломаться техника, сесть телефон, испугать или напасть животное, можно заблудиться или словить случайную пулю от браконьеров или охотников, можно пораниться, увязнуть в болоте, попасть под дожди и не смочь развести костер для согрева). Произойти может всё что угодно. Из этого следует второй (печальный) вывод;
— никто (во всяком случае в Чите) не бросится сотнями вас искать, не факт, что будет создан нормальный штаб, что полиция и следствие будут на полноценной и постоянной связи с вашими родными, что поисковики будут точно знать, как нужно искать, что местность легко будет просматриваться с вертолета или коптеров, что все сразу поймут логику вашего передвижения по лесу и выйдут на след;
— иногда самым важным уроком в жизни может стать ОБЖ. Если вы потерялись в лесу — старайтесь держаться протоптанных тропинок, если они есть, идите к реке и дальше по ее течению, оставляйте пометки для себя и поисковиков (рвите ткань и вяжите ленточки, делайте засечки на деревьях или оставляйте ненужные вещи по ходу вашего передвижения), если вы видите линии электропередач — идите в их сторону и дальше также двигайтесь параллельно им, пробуйте жечь костры и ночью, и днем (ищите сухие ветки, бересту или сухие щепки для розжига) — это поможет быстрее вас найти, и так вы продержитесь дольше. Слушайте звуки, пытайтесь не паниковать, хоть это и сложно. Вот хорошая инструкция от МЧС.
Всегда будьте осторожны и не обманывайтесь удачей других. Мы собрали несколько предположений о том, как могли развиваться события. Это только догадки. Но эти догадки тоже важны, потому что они основаны на тех опасностях, которые могут поджидать в лесу. Из уважения к родным Романа и участникам поисков мы не будем писать обо всех версиях.
- Роман мог получить солнечный удар или временно «отключиться» от перепада высот и температуры
- Он не разжигает костры из-за дождей, всё отсырело, в том числе могла стать неисправной зажигалка
- Роман, возможно, продолжает идти, и это тоже может быть его ошибкой
Роман мог получить солнечный удар или временно «отключиться» от перепада высот и температуры
Мужчина физически плохо подготовлен к лесу — об этом говорили его родные. Он также плохо знает местность и вряд ли мог оценить все сложности пешего похода по всем Дворцам. Плюс, он пил пиво в один из дней, когда стояла жара. Всё это на фоне стресса и усталости могло привести к потере сознания. Неизвестно до сих пор, какая у него была с собой еда и была ли она вообще. Это выясняют следователи.
Он не разжигает костры из-за дождей, всё отсырело, в том числе могла стать неисправной зажигалка
Романа долго не могут найти из-за отсутствия ориентиров. В первые дни следы затоптали, координации поисков не было. Никаких свежих меток в лесу не нашли. Костров ночью тоже не замечали. Территория, на которой его ищут, огромная для 150 человек. Это десятки километров по взгорьям с валунами и болотистым участкам. Некоторые добровольцы плюсом игнорируют просьбу не бросать свой мусор и свои вещи по ходу поисков, чтобы не путать следующие группы. Так, вечер и ночь 7 июля потратили на обследование местности у Иван-Озера из-за найденного носка, который, как выяснилось позже, оставил один из добровольцев.
Дожди могли помешать — сложно найти сухие ветки и разжечь большой костер, который будет видно издалека. С другой стороны, от сырых веток всегда больше дыма.
Роман, возможно, продолжает идти, и это тоже может быть его ошибкой
Люди в поисках кричат и сигналят, запускают ракетницы и жгут костры, но этого пока недостаточно. Костры небольшие, ракетницы местами не видно (но слышно хорошо). Некоторые поисковики не ждут при этом долго, как положено, — чтобы человек успел выйти из леса. Но помимо этого, ошибкой может быть и то, что Роман не ждет на каком-то месте, чтобы его нашли, а идет дальше, пытаясь найти выход в цивилизацию (и путаясь в голосах, сигналах и тропинках, возможно).
Если вы хотите участвовать в поисках, то свяжитесь с родственницей Романа: +7 (915) 241–95–35, Виктория (сестра). Всё еще жив большой чат на 1000 человек, который создали до того, как появился координатор (чат позже решили закрыть из-за лишних веток обсуждений и информации, которая мешает координации. Он ещё действует. Был также создан отдельный чат для тех, кто прямо участвует в поисках. Если вы хотите присоединиться к тем, кто ищет Романа в урочище «Дворцы», обращайтесь напрямую к сестре Романа: +7 915 241–95–35, Виктория). Там тоже можно выяснить планы поисковиков. Сам штаб находится на памятнике-тракторе, у кафе в селе Застепь. Он работает круглосуточно. Планы корректируются по итогам дня поисков. Пока на 9 июля запланирован проход цепочками, чтобы охватить территорию по максимуму и ничего не пропустить — для этого нужно больше людей.