Политика обзор Уходящие «Жигули» и приходящие мигранты - как символы двух эпох – в обзоре западных СМИ

Уходящие «Жигули» и приходящие мигранты - как символы двух эпох – в обзоре западных СМИ

...большинство мигрантов работают в России незаконно, пользуясь безвизовым режимом, действующим между Россией и странами СНГ. Многие приезжают из сельской местности, не знают законов и обычаев, не читают и не говорят по-русски. Они не делают ничего плохог

После вполне ожидаемых итогов президентских выборов 4 марта западные средства массовой информации кроме политических тем, перестановках в правящем тандеме, большее внимание стали уделять другим аспектам российской жизни.

3 мая агентство «Рейтер» разместило на своём сайте статью «Россия прощается с автомобилем и целой эпохой», посвященную знаковому, на его взгляд, событию: окончательному прекращению выпуска в России седьмой модели «Жигулей» – последнему представителю вазовской «классики».

Автор статьи Тимоти Хэритэйдж (Timothy Heritage) начинает свою статью с мысли о том, что с прекращением выпуска ВАЗ-2107 заканчивает долгий «роман» с автомобильной классикой, которую когда-то очень ценил наш народ, но, в то же время, этот автомобиль стал символом упадка российской автомобильной промышленности, а для некоторых россиян – даже символом упадка целой страны: «Несмотря на устаревшую серию коробчатых автомобилей, которые высмеивали за рубежом, многие россияне считали их последним звеном в той эпохе, когда, как они считали, Советский Союз мог победить в холодной войне».

Далее автор приводит слова депутата Госдумы, лидера движения автомобилистов России «Свобода выбора» Вячеслава Лысакова: «Это дело национальной привязанности. На протяжении многих лет в советскую эпоху «классика» была недостижимой мечтой для многих мужчин. Было очень трудно купить автомобиль, и люди стояли в очереди по многу лет. Многое из советского времени уже ушло, и классические автомобили были одними из последних оставшихся звеньев, связывающих с прошлым».

В апреле АвтоВАЗ остановил серийное производство седьмой модели, сохранив только производств только одной классической модели – универсала «четвёрки». Однако компания сказала, что производство четвёртой модели будет завершено к концу текущего года.

Автор не преминул напомнить западным читателям, что вазовские классические автомобили были предметом насмешек за пределами СССР за их квадратные формы и репутацию: «Машина может сломаться тогда, когда вы меньше всего этого ожидаете». Тимоти Хэритэйдж вспомнил по такому случаю один бородатый анекдот: как удвоить стоимость «Лады»? Ответ: после заполнения бензобака.

Ведущий британской телевизионной программы на автомобильную тематику «Top Gear» Джереми Кларксон нелицеприятно отозвался о «Ладе-семёрке», сказав, что это «просто худший в мире автомобиль».

Автор пишет, трогательно заботясь о некоторой части населения нашей страны, что «стильные молодые россияне уже не будут найдены мертвыми за рулём одного из этих автомобилей».

Но многие люди среднего возраста и пожилые люди в России, отмечает Тимоти Хэритэйдж, сожалеют по поводу ухода вазовской «классики» и видят в этом плохое предзнаменование.

«Это была лучшая машина в мире. Вы больше не увидите более красивого автомобиля», - сказал 65-летний архитектор Александр Фёдоров, с которым автор разговорился во время своей прогулке по Красной площади.

«Россия далеко зашла после того времени. Российская автомобильная промышленность разрушена. Я обвиняю в этом 12-летнее правление Путина», - сказал Фёдоров, показывая на красные кирпичные кремлёвские стены и золотые купола, где 7 мая начнётся отсчёт нового шестилетнего срока долгосрочного правления Владимира Путина на посту президента России.

Далее автор статьи напоминает историю возникновения Волжского автомобильного завода в Тольятти, сотрудничество с итальянским автоконцерном «Фиат», на базе 124-й модели которого в 1970 году был выпущен первый классический автомобиль ВАЗ-2101, снискавший популярность во всей Европе.

В Советском Союзе обладание «Жигулями» стало символом успеха, показателем высокого статуса его владельца, так как в то время автомобилей западных марок не было в продаже.

В условиях дефицита и дрянного качества (так в тексте) выпускаемой продукции советской командной экономикой, владельцы автомобилей вскоре научились ремонтировать машины самостоятельно.

Простота вазовских автомобилей была их главным преимуществом при продаже, так как они могли ездить в самые сильные морозы. Низкая цена и долговечность сделали классику привлекательной особенно в российской глубинке.

«Я люблю свою машину, - сказал квалифицированный московский механик Николай Дашкевич, владелец 25-летнего белого ВАЗ-2105. - Более половины частей в ней оригинальные и она проехала больше миллиона километров».

Автор пишет, что продолжая выпускать свои автомобили по 30-40 лет без изменений, АвтоВАЗ столкнулся с кризисом продаж и для него наступили тяжёлые времена.

В первом квартале этого года продажи автомобилей «Лада» упали на 15% в годовом исчислении, концерн был вынужден отозвать 100 тысяч новых автомобилей из-за технических неисправностей, в том числе 70 тысяч модели «Калина» - той самой машины, на которой Путин проехал две тысячи километров по Сибири (так в тексте).

В прошлом году Путин пытался сделать рекламу новой «Ладе-Гранта», но ему потребовалось несколько попыток, чтобы запустить двигатель, когда он приехал на автозавод для испытаний нового автомобиля.

Автор пишет, что компания Рено-Ниссан получит контроль над АвтоВАЗом в рамках договорённости с государственной корпорацией «Ростехнологии».

Тимоти Хэритэйдж пишет, что сейчас на российский автомобильный рынок заходят такие глобальные игроки как «Рено», «Дженерал Моторс» и «Форд», которые занимают те участки, которые ранее принадлежали партнёрам из России. Многие эксперты из России смотрят в будущее без оптимизма, говоря, что российские машины просто не смогут конкурировать с иностранными брендами, а некоторые специалисты утверждают, что усиление конкуренции пойдёт на пользу потребителям.

«Несмотря на критику в адрес властей, ту, что вы слышите сейчас, на территории России была построена новая автомобильная промышленность, которая производит «Форды», «Фольксвагены», «Рено», «Хендай» и так далее, - сказал комментатор радиостанции «Эхо Москвы» Александр Пикуленко. - Самое главное, что потребитель сможет получить хороший продукт, который будет надёжным, безопасным и дешёвым».

Автор завершает свою статью словами предпринимателя из Ижевска Николая Пешкова – города, в котором была сделана последняя в России «Лада-2107»: «Сейчас вы видите все эти иномарки в России, но мы привыкли гордиться тем, что водим наши автомобили, я считаю, что у нас тогда не было реального выбора, но «Жигули» была настоящей мечтой. Если у вас были «Жигули» - вас уважали».

Американское издание «Глобал Пост» (Global Post) 1 мая разместило на своём сайте статью под названием «Проблема ксенофобии в России», в которой рассказывается о нетолерантном, по мнению издания, отношения к представителям других национальностей и иностранцам в нашей стране.

Автор статьи Христина Нарыжная (Khristina Narizhnaya) пишет, что уровень ксенофобии достаточно высок в России по отношению к людям с небелым цветом кожи, прежде всего по отношению к трудящимся-мигрантам из Средней Азии, а также к выходцам из Северного Кавказа, где процветает безработица.

Опросы общественного мнения показывают, насколько распространена эта проблема. Каждый пятый русский полностью согласен с лозунгом «Россия для русских», а 43% опрошенных считают, что хороши любые меры для защиты «своего народа».

Согласно исследованиям профессора Высшей школы экономики Марка Устинова (на сайте Высшей школы экономики среди преподавателей и сотрудников нет Марка Устинова, но есть ординарный профессор факультета прикладной политологии Марк Урнов) почти 70% россиян испытывают негативные чувства по отношению к людям другой национальности.

Растущий приток мигрантов в Россию, который достигает - по некоторым экспертным оценкам - от 13 до 14 миллионов человек в год (большинство из мигрантов приезжают временно, из бедных бывших советских республик, в первую очередь из Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана), усугубляет и без того напряженные расовые и этнические отношения в стране. Россия занимает второе место в мире после США по количеству прибывающих мигрантов.

Автор пишет, что многие россияне опасаются того, что вновь прибывшие займут их рабочие места, заполонят их города и, в конечном счёте, займут их страну.

Это привело к серии нападений на иностранцев, а также способствовало росту популярности расистских (так в тексте) политических лозунгов.

Лозунг «Хватит кормить Кавказ!», придуманный зимой активистом антикоррупционного движения Алексеем Навальным, получил огромный резонанс в обществе.

Пик нападений на небелых иностранцев был зарегистрирован в России в 2007 году, когда количество убитых достигало в среднем пяти человек ежемесячно. Сейчас количество преступлений в отношении иностранцев сократилось. С начала этого года зарегистрированы случаи нападения на 32 иностранцев и убийства двух человек на почве «ксенофобии и расистского насилия» (так в тексте). Такие данные приводит правозащитный информационно-аналитический центр «СОВА», занимающийся мониторингом случаев проявления национализма и ксенофобии, действий государства и общества по противодействию расизму.

Автор пишет, что на самом деле случаев нападений на иностранцев в России гораздо больше, «поскольку о большинстве случаев просто не сообщается».

«Если местные жители избили рабочего-узбека в промышленной зоне на окраине Москвы, полиция вряд ли будет серьёзно расследовать это дело, - приводит автор слова заместителя главы московского бюро «Хьюман Райтс Вотч» (Human Rights Watch) Татьяны Локшиной. - Узбек не может сообщить о нападении. Он или не знает, как это сделать, или, не дай бог, у него не имеется соответствующих документов».

Далее автор пишет, что после событий на Манежной площади «большинство националистических банд было ликвидировано, а их лидеры сели в тюрьму на десятилетия вперёд (так в тексте)»: «Аресты снизили количество нападений (имеется в виду нападения на почве ксенофобии). Но ксенофобское отношение (к иностранцам) по-прежнему пронизывает русскую культуру».

Далее автор приводит возмутительно неполиткорректную, на её взгляд, историю, которой она была свидетельницей.

Блондинка-официантка с бледной кожей и голубыми глазами засмеялась, когда в первоклассный ресторан, который посещают иностранцы, зашли двое хорошо одетых африканцев. Блондинка повернулась к другой официантке – тёмнокожей брюнетке. «Ваши люди зашли», - сказала она. «Я белая, а ты похожа на них», - сказала блондинка-официантка брюнетке.

«Многие политики используют ксенофобию в своих политических целях. «Мигранты не интегрируются в славянское общество», - говорит лидер правого националистического движения «Русские» Дмитрий Дёмушкин. Он планирует зарегистрировать в ближайшем будущем своё движение как политическую партию. Дёмушкин говорит, что его партия намерена защищать интересы этнических русских и тех, кто исторически жил на территории России.

Вместо акций насилия по отношению к мигрантам Дёмушкин предлагает сделать работу в России непривлекательной для трудящихся-мигрантов, чтобы они перестали приезжать. Его предложения включают также ликвидацию коррупции и борьбу с монополистическим положением этнических групп в некоторых отраслях.

Дёмушкин считает, что его партия станет мощной силой в самом ближайшем будущем, тем более, что сейчас националисты набирают силу в Европе.

Прокурор Москвы Сергей Куденеев говорит, что сейчас количество преступлений, совершённых иностранцами снизилась, зато выросло количество тяжёлых преступлений с их участием. В 2011 году иностранцы стали совершать больше убийств, покушений на убийство, грабежи и изнасилования с отягчающими обстоятельствами.

Кроме того, эксперты отмечают, что большинство мигрантов работают в России незаконно, пользуясь безвизовым режимом, действующим между Россией и странами СНГ.

Большие проблемы возникают ещё и в связи с тем, что многие мигранты приезжают из сельской местности, не знают российских законов и обычаев, не читают и не говорят по-русски.

Политический консультант Российского союза промышленников и предпринимателей Григорий Трофимчук сказал, что «мигранты не делают ничего плохого. Они просто не знают как себя вести. Толпа молодых узбеков, идя по улице под рёв своей национальной музыки из мобильных телефонов, может создать напряжённость».

Федеральная миграционная служба разработала проект концепции миграционной политики, которая включает в себя обучение мигрантов и шаги по их интеграции в российское общество. Это предложение в настоящее время рассматривается в правительстве России. Татьяна Бажан, возглавляющая отдел по содействию интеграции в Федеральной миграционной службе России, говорит, что пока не ясно когда эта концепция начнёт реализовываться.

Критики российской миграционной политики говорят, что правительство почти ничего не делает для решения проблемы.

Член правительственной комиссии по миграционной политике, правозащитник Лидия Графова утверждает, что бизнес, а не государство, диктует политику в области миграции. Несмотря неуклонное снижение квот на привлечение иностранной рабочей силы, с 3,9 миллиона человек в 2009 году до 1,7 миллиона в 2012 году, миграционная политика ужесточается только на словах. В реальной жизни всё происходит так, как выгодно бизнесу. А бизнесу выгодно нанимать дешёвых, бесправных таджиков.

Автор заканчивает свою статью мыслью, что проблема мигрантов является для России пороховой бочкой, которая может взорваться, если в ближайшее время не будут приняты всеобъемлющие меры.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления