Политика Виктор Паздников: «Никто Атамановку не бросит»

Виктор Паздников: «Никто Атамановку не бросит»

Почему у нас почти 95% предприятий убыточны в сфере ЖКХ? Они просто в постоянном режиме проходят процедуру банкротства. Предприятие поработало 2-3 года, обанкротилось. Надо теплом людей обеспечивать - создали новое.

В интервью ИА «Чита.Ру» руководитель Региональной службы по тарифам Виктор Паздников рассказал о причинах ежегодного роста тарифов, проблемах ЖКХ в стране и, конечно, об острой ситуации с высокими тарифами в посёлке Атамановка.

- По мнению жителей Атамановки у них очень высокие тарифы. Это так?

- Да, высокие, но полностью экономически обоснованные. Ничего лишнего в них не включено. Понимаете, есть ещё такое понятие как энергоресурсосбережение. Вот у нас почему-то граждане об этом не задумываются, когда тариф повышается. Экономьте, ставьте приборы учёта. Пользуйтесь энергосберегающими технологиями.

- А каким образом формируется тариф?

- Для каждого вида услуги - теплоснабжения, электроснабжения, водоотведения, газоснабжения, захоронения твёрдых бытовых отходов существует свой отдельный закон, своё постановление правительства, регламентирующее правила ценообразования. До 1 мая или 1 июня все регулируемые организации обязаны подавать документы на расчёт тарифов на следующий период регулирования. То есть в этом году нам подавали документы для расчёта тарифов на 2013 год. На основании полученных данных, проверив экономическую обоснованность расчетов, мы формируем предложение в Федеральную службу по тарифам (ФСТ) об установлении предельных индексов на следующий год. ФСТ их рассматривает и где-то в сентябре-ноябре для нас эти индексы утверждает.

Одновременно мы продолжаем работу с предприятиями. Их около 400 в Забайкальском крае. Вызываются их представители, что-то с ними обсуждается, в случае необходимости выезжаем на место. Проверяем оборудование, мощность котлов, насосов, состояние сетей. Изучаем работу предприятия, смотрим финансовую, бухгалтерскую отчётность.

Цель любого предприятия — извлечение прибыли, но прибыль также регламентируется. Она должна направляться на строго определённые цели. В результате этой работы и получается тариф. И так происходит каждый год - мы не просто увеличиваем на какой-то процент тариф, мы высчитываем его по всем методикам и не включаем в него необоснованные расходы.

- Одна из председателей ТСЖ Атамановки говорила о том, что «Коммунальник» засоряет коммунальные сети листвой и грязью. Из-за этого у них в домах было всего плюс 12 градусов зимой.

- Есть правила по содержанию общего имущества в многоквартирных домах. Есть правила предоставления коммунальных услуг, которые регламентируют отношения между ТСЖ, управляющими компаниями и теплоснабжаюшей организацией, где всё прописано очень досконально - кто за что отвечает и какого качества обязан предоставлять услугу. Кроме этого, есть разногласия у местных ТСЖ с «Коммунальником» по общедомовым приборам учета: ТСЖ говорит, что у них стоит прибор учёта, а «Коммунальник» его не принимает почему-то. Но вот вы сделайте всё как положено. Если та организация, которая до этого оказывала услуги по теплоснабжению, допустила этот прибор учёта, то «Коммунальник» как за это ответственен? Есть порядок. Управляющая компания должна обратиться в теплоснабжающую организацию. Те выдают технические условия на подключение. Можно счётчик подключить и на весь дом, а можно сделать так, что он будет считать только половину.

Если какая-то из сторон препятствует этой работе или что-то не выполняется - есть жилищная инспекция, которая может достаточно жёстко наказать за неисполнение требований. Жителям постоянно жилищная инспекция все эти требования доводит до сведения. Кроме того, сейчас заработали механизмы, благодаря которым и управляющие компании и теплоснабжающие организации обязаны раскрывать информацию о своей деятельности в обязательном порядке в общедоступных местах, в печатных средствах информации и в интернете. Можно на сайте нашей службы или на сайте Государственной жилищной инспекции. Мы сейчас контролируем и за невыполнение этих требований наказываем. У нас есть сервис работы с населением через интернет-приёмную. У нас очень много обращений, в том числе и из Атамановки. Если звучит просьба провести проверку, мы проверяем правильность использования наших тарифов, а не их завышенный размер. По вопросам тарифообразования у меня каждый четверг приём граждан.

- А из Атамановки что пишут?

- Жалуются на тарифы. Мы выходим и проверяем. Если находим несоответствия требованиям законодательства — выдаём предписание для исправления. Можем и оштрафовать.

Вы знаете, какие у нас тут войны идут с представителями предприятий? Потому что, и мы это прекрасно понимаем, нормативные расчёты не всегда отражают реалии действительной работы предприятий. Я не буду говорить про Атамановку, где практически всё так и есть, как мы считаем, а есть предприятия, на которых котельная служит уже 40-50 лет. У них расход угля в два раза больше, чем мы предусматриваем в тарифе. Они вынуждены в долги залезать. Почему у нас почти 95% предприятий убыточны в сфере ЖКХ? Они просто в постоянном режиме проходят процедуру банкротства. Предприятие поработало 2-3 года, обанкротилось. Надо теплом людей обеспечивать - создали новое. Сегодня заработная плата в сфере ЖКХ в два раза ниже средней по краю, и это, учитывая то, что у нас тарифы достаточно высокие в крае.

По населённым пунктам - очень большая дифференциация, но это зависит от технологии, от количества присоединённых объектов. Чем больше объём потребляемого ресурса — тем меньше затраты на единицу коммунального ресурса. Но это не говорит о том, что если в два раза увеличится число потребляемых ресурсов, как говорят атамановцы на всех встречах, то в два раза должен снизиться и тариф. Он может снизиться на 15-20% при увеличении объёма на 50%. Действительно, котельная была рассчитана на то, что БТРЗ (бронетанковый завод - ред.) к ней подключится, но БТРЗ отказался.

На встрече с атамановцами говорили о возможном подключении к котельной Чеховского микрорайона.

- Про Чеховский не знаю, никакой официальной информации об этом в РСТ не имеется.

По поводу высокой арендной платы, когда в результате конкурса стоимость аренды котельной выросла с 80 тысяч рублей в месяц до около 800 в месяц. Представитель «Коммунальника» заявляла, что предприятие несёт убытки и не платит за аренду котельной в местный бюджет, потому что денег у них нет.

- Да, действительно, аренда очень высокая по Атамановской котельной, но она, в принципе, сопоставима с амортизационными отчислениями, которые мы обязаны включать в тариф.

Затраты на аренду в тариф включены, начиная со второй половины 2012 года. Но проблема в том, что тариф рассчитывается на год вперёд. Мы руководствуемся теми показателями, которые заложены в прогнозе социально-экономического развития страны. Там написано, что рост цен на уголь прогнозируется на уровне 6%. По статье затрат на уголь мы ровно на эти 6% и умножаем - получаем затраты на следующий год. Наступает следующий год — а угольщики повышают стоимость угля в январе на 10%, а потом ещё летом на 10%, грубо говоря. Организации в тариф заложили одну сумму, а по факту получается гораздо больше. Они начинают экономить. Где-то ремонт какой-то запланированный не сделают, где-то зарплату не доплатили, где-то налоги не заплатили, где-то за электроэнергию не рассчитались. И начинается вот этот круговорот. За электроэнергию не заплатишь - тебя придут, завтра отключат. Налоги не заплатишь — тебя придут завтра и арестуют, а аренду можно не платить. Поэтому так, скорее всего.

- Получается, всё решение перечисленных проблем зависит от Москвы, от федерального министерства социально-экономического развития и их прогнозов?

- Да, их прогнозы не совпадают с действительностью. Ежегодно ситуация повторяется. Они всегда получаются ниже тех параметров, которые оказываются потом.

- И поэтому, тарифы растут по нескольку раз в год?

- Нет, тарифы не поэтому несколько раз в год растут. Такое условие о повышении тарифов в два этапа было сформулировано федеральным правительством только на 2012 год для более плавного и сбалансированного влияния на всю экономику страны. Кроме этого, в следующие годы повышение тарифов будет происходить один раз также с середины года, а не как раньше - с 1 января. Что касается этого года, мы подошли к вопросу повышения в два этапа дифференцировано. Подняли где-то в один этап, где-то в два. Было единственное условие, что среднеотпускной тариф по краю не должен подняться с 1 июля больше чем на 6% и с 1 сентября ещё не более чем на 5,9%, то есть в целом по отношению к прошлому году не более чем на 11,9% по коммунальным услугам, а по электроснабжению для населения в один этап и не более чем на 6%.

- Рост тарифов — в народе мера непопулярная, почему в нём люди винят государство?

- Коммунальные услуги давно оказываются не государством. Почему тот же «Коммунальник» должен оказывать свои услуги и нести убытки при этом? Государство эти убытки не возмещает и, кроме того, запрещает регионам их возмещать, иначе не дадут поддержку на капитальный ремонт жилья. И грозятся её забрать, если мы, не дай бог, заплатим субсидию эту предприятию. А мы из Фонда содействия реформированию ЖКХ получили больше 3 миллиардов рублей на край.

Это реформа ЖКХ, когда функция по предоставлению коммунальных услуг была передана частным организациям, а функция по регулированию цен на эти услуги осталась у государства. Принципы регулирования предусмотрены таким образом, что они все завязываются на прогнозы социально-экономического развития, которые в большинстве своём в последствии не совпадают с реальной действительностью. Государственная политика заключается в планомерном сдерживании, а не росте тарифов. И сдерживание приводит как раз к той ситуации, которую мы видим в ЖКХ. Когда зарплата в этой сфере - одна из самых низких по стране. Когда найти квалифицированного работника, который бы работал грамотно в котельной, очень проблемно. Это плачевное состояние оборудования, потому что предприятию приходится тратить деньги не на его качественное содержание и ремонт, а на более дорогой, чем предусмотрено в тарифе, уголь и так далее.

- А если ещё какая-нибудь мазутная котельная, переданная без денег военным ведомством?

- То это вообще катастрофа.

- Очень серьёзные ситуации возникали во время отопительного сезона в Степи, в Атамановке с мазутной котельной, в других посёлках. Сейчас же у края уже есть опыт по решению таких ситуаций?

- Что касается мазутной котельной, по которой обещали, что при строительстве новой угольной в Атамановке - тариф уменьшится, ситуация сложилась следующим образом. Когда её обслуживало предприятие - из местного бюджета им компенсировали выпадающие доходы из-за того, что тарифы, которые были установлены для населения, были недостаточными, чтобы обеспечивать котельную даже топливом. Им там порядка 8 миллионов рублей ежегодно возмещали из бюджета. Когда построили новую котельную и для неё тариф рассчитали, мы увидели, что при сохранении старого тарифа, который был при старой мазутной котельной, новая будет уже функционировать безубыточно. И им компенсировать выпадающие доходы не нужно будет. Естественно, приняли решение, чтобы из бюджета не платить, а только из тарифа. Тем более, что Атамановка принимает участие в программе капитального ремонта жилья по 185-му федеральному закону.

- Как считаете, проблемы ЖКХ в Атамановке решатся с помощью вмешательства различных органов и служб, регулирования жилищной инспекции и так далее?

- В первую очередь этими вопросами должны заниматься органы местного самоуправления, они должны выступать координатором, а не занимать чью-то позицию конкретную. Местная власть для этого и поставлена, чтобы решать проблемы своего посёлка, собрать все структуры, которые не могут договориться, найти компромиссное решение и потом проконтролировать процесс. А такие органы, как наша служба и жилищная инспекция обязаны контролировать исполнение законодательства всеми участниками процесса, чем мы и занимаемся.

- Жители Атамановки говорят о независимой экспертизе по тарифу для посёлка, при этом выражают опасение: вдруг насчитают больше? Как считаете вы?

- Независимая экспертиза — это независимая экспертиза. Регулирующий орган — это регулирующий орган. Ответственность и полномочия по установлению тарифа есть только у регулирующего органа. Если есть такое желание, пускай проводят. Хотя экспертиза, действительно, может показать обратную ситуацию. Могут учесть фактические потери в сетях, а мы считаем нормативно (можно провести замеры и установить, сколько теряется в сети, а нормативные потери рассчитываются для идеальных условий - когда трубы уложены как требуется, заизолированы, хотя на деле часто труба раскопана, воздух топит, где-то изоляцию оборвали...) Могут также рассчитать фонд оплаты труда в соответствии с отраслевым тарифным соглашением, которое предполагает уровень заработной платы практически в два раза выше, чем мы учитываем, и так далее

Я ни в коем случае не защищаю предприятия. Просто есть проблемы, и мы о них знаем. Они не менее важны для предприятий, чем проблема высоких тарифов для населения. Хотя немало случаев прямого нарушения законодательства, неправильного учёта доходов и расходов на предприятиях, неправильного применения тарифа. Не исключаю, что и воруют где-то, а потом за убытки выдают. Но здесь уже правоохранительные органы такими вопросами занимаются.

У нас такое законодательство, что собственники должны в 100-процентном размере оплачивать стоимость коммунальных ресурсов. Тариф рассчитывается для каждого предприятия отдельно, в зависимости от условий его работы и количества абонентов. Сравнивать Атамановку с Читой, где тепло на ТЭЦ вырабатывается - это абсолютно неправильно. Те котельные, которые построены так же, как в Атамановке с тем же числом потребителей, имеют примерно такой же тариф.

Никто Атамановку не бросит. По горячей воде мы не учитывали в тарифах предоставление услуги в летний период. Сейчас провели расчёты - около 2,5 миллиона рублей прямых убытков, а услуга оказывается - опять-таки идя навстречу жителям, некоторые из которых шесть лет ждали горячую воду.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления