Мэрия Читы последние полгода гремит на всю страну из-за скандалов вокруг задержания Куликова, Клейнос и Шуляковского. Слово «коррупция» в заголовках новостей стало неотъемлемым спутником слов «заммэра Читы». Несмотря на это, чиновники изо всех сил пытаются создавать атмосферу спокойствия вокруг администрации, замалчивая происходящее и рассылая сонные пресс-релизы. Не особо желает идти на контакт и мэр Анатолий Михалёв, для которого признание вины заместителей будет означать, как минимум, наличие просчётов в подборе руководящих кадров. Если от журналистов отпихаться достаточно просто благодаря сухому «без комментариев», то с депутатами сложнее — они имеют право на ответ. Вот только не всем он нужен.
Молчаливый мэр
20 февраля на заседании гордумы Михалёв должен был выступить с отчётом о своей деятельности за прошедший год перед представительным органом власти города. Естественно, подобное мероприятие в свете последних событий не хотела пропускать ни одна редакция ни одного краевого СМИ, поэтому в зале царил ожидаемый ажиотаж.
Вообще, Анатолий Дмитриевич никогда не был любителем общения со СМИ, особенно, после истории с лицензией на отстрел бомжей. По крайней мере с теми, что могут процитировать его дословно. Собственно, это общение-то последние несколько лет ограничивается программой «10 минут в мэрии», оплачиваемой «Альтесу» из бюджета и нечастыми пресс-конференциями, на которые официально ИА «Чита.Ру» не приглашали очень давно. Уже и не вспомним, когда подобное последний раз случалось. А после задержания назначенных им же заместителей Михалёв и вовсе решил отгородиться каменной стеной. Для «Чита.Ру» эта стена выглядела как «без комментариев», для корреспондентов «Россия 1» - как секретарь, лгущий об его отсутствии в кабинете. Посему всё происходившее на заседании в гордуме для многих журналистов было откровением. Уж для меня точно.
После того, как первый формальный вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Анатолия Чумилина в связи с назначением на пост исполняющего обязанности министра образования был рассмотрен и единогласно принят, к трибуне вышел Анатолий Дмитриевич. К слову, к тому моменту с расширенной повесткой заседания подробный отчёт мэра уже был роздан в руки журналистам, но того, что мэр будет читать этот отчёт слово в слово, я несколько не ожидал.
Дотянуться рукой до Михалёва
Несмотря на предложение председателя гордумы Александра Зенкова уложиться в 10-15 минут, чтобы осталось больше времени на вопросы, Михалёв не стал отступать от регламента и воспользовался всем часом, что ему был отведён. Читал неторопливо, монотонно, практически ни на шаг не отходя от набранной, наверняка, подчинёнными речи. Периодически мэр делал небольшие паузы, чтобы попить минералки, и вновь продолжал.
Глава города затронул многие аспекты прошлогодней работы мэрии, для которой, по его словам, первостепенной задачей было, есть и будет повышение качества жизни горожан. Подробно останавливаться на часовом докладе мэра не буду, представлю только тот самый документ, что нам раздали перед заседанием.
После того, как Михалёв закончил свою речь цитатой президента страны Владимира Путина о том, что каждый должен иметь возможность дотянуться до местной власти рукой, Зенков предложил депутатам дотянуться словом до мэра города. Тут-то и началось.
Неугомонный пенсионер-единоросс
Депутат гордумы от «Единой России», пенсионер Валерий Юмашев решил воспользоваться таким правом и начал: «Мэр много вопросов озвучил, но ничего не сказал о вопросах соблюдения законодательства о муниципальной службе. Мы каждое утро видим в разделе «Происшествия» в интернете ту или иную информацию из городской мэрии о том, что там и там нарушения, в том числе криминальные. Хотелось бы, чтобы вопрос о работе с руководящим звеном мэрии по подбору кандидатур на должности заместителей мэра и контролю за их деятельностью также освещался в отчёте мэра».
Анатолий Дмитриевич несколько опешил от такой прыти единоросса и на повышенном тоне попытался уточнить: «Вопрос-то в чём?»
В.Ю.: «Вопрос в том, как вы работаете и контролируете своих заместителей?»
А.М. (раздражённо): «Как я работаю с заместителями, я думаю, вы должны знать, наверное, не хуже многих присутствующих в зале...»
В.Ю. (прерывая): «Я задал вопрос...»
А.М. (повышая тон): «Позвольте, я буду отвечать. В не столь далёкое время вы сами возглавляли комитет и имели возможность в этом убедиться. Тот вопрос, который вы сегодня подняли, почему этот раздел не освещён в программе. Поверьте мне, доклад составляется согласно тем необходимым требованиям, которые сегодня установлены в рамках правительства Забайкальского края по отчёту глав муниципальных образований. Мы не особо вольны добавлять и убирать оттуда что-то. Поэтому вот тот...»
Валерий Юмашев с середины 1990-х по 2009 год работал в мэрии Читы. Сначала замом главы администрации, затем руководителем департамента правовой политики, сотрудником департамента разрешений, регистрации и контроля, а также с 2001 года — председателем комитет по управлению имуществом. В феврале 2010 года в отношении Юмашева было возбуждено уголовное дело по подозрению в превышении должностных полномочий, в результате которого бюджет города недосчитался более миллиона рублей, а одно из МУПов – 21,5 миллиона рублей. В 2010-м же году дело было закрыто, а Юмашев получил депутатский мандат, заняв в городской думе место другого единоросса Сергея Караева, прекратившего свои полномочия.
В.Ю. (прерывая): «Я вопрос задал...»
А.М.: «Я отвечаю на ваш вопрос. Тот момент, который сегодня существует, мы постарались в полной мере. Отвечая, в том числе, может быть, и на ваш вопрос или на ваше выступление, я бы хотел сказать так: давайте мы не будем сегодня поддаваться эмоциям, давайте будем стараться стоять на законодательной базе. Если говорить о существующих законах РФ, то сегодня окончательное решение о признании человека виновным в том или ином вопросе остаётся за судом. Если мы сегодня начнём через эмоции, через публикации так дальше оценивать работу людей, то мы можем, извините, докатиться достаточно далеко и уйти в столь недалёкую историю нашей Российской Федерации».
Затем последовала перебранка на повышенных тонах. Михалёв настаивал на том, что дал исчерпывающий ответ, Юмашев посчитал, что ответа вообще не получил. Она затихла сама собой, но ненадолго. После нескольких вопросов от депутата от КПРФ Ирины Щаповой по делам насущным и ответов на них, Зенков попытался избежать продолжения перепалки, поскорее голосом задекларировав отсутствие вопросов. Но не тут-то было, неугомонный Юмашев решил пойти ва-банк.
В.Ю.: «Ответом мэра я совершенно не удовлетворён. Речь не шла о конкретных лицах, вопрос был задан о работе по подбору и контролю за деятельностью руководящего состава мэрии. Не только Шуляковском или ещё ком-то. Не только Сидорове, Петрове. Речь об этом идёт. Не только это разносы, которые вы на планёрках проводите. Вообще, в целом, как обстоят дела с руководящим составом. Вот в этом был вопрос. Ну, не ответил, не ответил. Поэтому я прошу в решении по отчёту вторым пунктом указать на неудовлетворительную работу по подбору и контролю за деятельностью руководящих кадров администрации...»
Здесь уже перебил Михалёв: «Факты можете привести конкретные?».
В.Ю.: «Да, дайте я отвечу! Вы говорили, я молчал. Теперь я говорю, вы помолчите. При чём тут факты... И второе, конечно, работа большая и по дорогам, и по созданию нормального климата, и так далее. Но сегодня мы будем рассматривать схему избирательных участков в связи с новой системой выборов депутатов. 30 избирательных участков. Первый избирательный участок — это микрорайон Солнечный».
Затем последовала словесная тирада депутата об отсутствии электроснабжения в Солнечном. Собственно говоря, предложение Юмашева решить эту проблему стало единственной его инициативой, появившейся в СМИ за три с лишним года депутатства. Вот и сейчас он вспомнил ту самую свою инициативу, видимо, предчувствуя близящиеся выборы, и попросил мэра в 2014 году не оставлять просьбы депутатов неисполненными.
Депутатский кружок им. Михалёва
После этого из депутатов начала формироваться вереница защитников Михалёва. Первой в её рядах оказалась единоросска Наталья Нестеренко. Начала она сильно: «Можно, я начну своё выступление с обращения к нашим уважаемым СМИ. Я прошу не снимать меня, потому что то, что сейчас происходит, я рассчитываю как пиар-компанию к сентябрю месяцу. Поэтому, вот просто моя личная просьба, это моё право. Меня не снимать! Я скажу то, что я думаю. На самом деле при формировании бюджета каждый из нас имеет право внести предложение. Насколько я знаю, и Солнечный, и Сенная Падь, и моя Девичья Сопка — это не из бедных. Им выделялись земельные участки под ДНТ, поэтому по тому же законодательству нужно складываться не только на отопление в этих домах, но и на освещение».
После совета читинцам народная избранница приступила к своим основным функциям: «Хотелось вернуться к отчёту. Честно, не хотела выступать. Как у нас Ибрагимов говорит: «Я не хотел выступать, но минут на 40 займу ваше внимание»... Мне очень понравилось высказывание Путина. Единственное, вы сделали небольшую ошибку. Сказали «самостоятельно» вместо «состоятельно». Вы, видимо, привыкли, что всё на вас ложится... Давайте не будем превращать заседание в 14 сентября (день выборов в гордуму), у нас есть время, мы выйдем все. А здесь просто мы говорим об отчёте, у которого утверждено порядок создания этого отчёта. Вот как там написано, так и должно быть. У нас с вами время, на нас работает и аппарат думы, и аппарат администрации. В отчёт, считаю, ничего добавлять не надо».
Следующим из каравана сторонников Михалёва появился депутат от «Справедливой России» Вячеслав Басенко, у которого нашлись весьма странные аргументы: «Четыре года я подвергаюсь уголовному преследованию. Абсолютно себя адекватно чувствую. Три или четыре раза находился в суде. Два уголовных дела, последнее возбуждено руководителем следственного комитета. И что, вы хотите сказать, что по Басенко сделают оргвывод? Давайте не будем торопиться. Всё должен решить суд. Люди все разные, участвуют в определённых экономических действиях. Я бы не сказал, что у нас юрисдикция или юриспруденция хорошо разбирается в экономических вопросах. Давайте всё оставим на время, и всё расставится на свои места. Не надо педалировать такие темы, тем более, там задействованы такие люди, достаточно, наверное, взрослые. Они ответят за свои дела. У меня всё».
В 2012 году в отношении Вячеслава Басенко было возбуждено два уголовных дела. Он подозревался в неуплате налогов на сумму 33 миллиона рублей благодаря махинациям при обслуживании пассажиров электричек ЗабЖД.
Затем пару слов об ущемлённости читинского бюджета сказал единоросс Николай Галкин, отвечая на вопросы Щаповой. Та выразила недовольство тем, что много вопросов мэру не задали. Подвести итог споров взялся Зенков.
«Ирина Борисовна, всё нормально! В кулуарах дальше разберётесь с Галкиным. Тут другие вопросы, касаются Николая Анатольевича, с ним и работайте... Что касается нехватки средств, такая же ситуация практически во всех регионах РФ. Я вернулся с ассоциации сибирско-дальневосточных городов. Полномочия федерального закона по местному самоуправлению исполняются на 30% в любом регионе. Вот эта напряжённость, в которой находятся мэры, исполнительная власть. Сегодня она под большим прессингом. И понятно, как и все говорят: «Мы ходим под Богом», и давайте здесь какие-то обвинения делать не будем. Проанализировали отчёт, он составлен согласно схеме, и отсюда нужно делать выводы перед принятием решения».
Затем монотонно: «Голосование по принятию за основу. Кто за? Единогласно. Голосование по включению второго пункта о неудовлетворительной работе мэрии по подбору руководящего состава и контролю за ним. Кто за? Два человека. Кто против? Большинство. Вопрос не подходит. Кто в целом за отчёт? 17 человек. Кто против? Один. Кто воздержался? Один. Отчёт принят. Переходим к следующему вопросу».
Большинство присутствующих в зале вместе с депутатом Басенко и мэром Михалёвым, не обращая внимания, с разговорами и топотом, отправились к выходу. От шума голос Зенкова в микрофоне едва было слышно. Да и чего дальше слушать, главное, мэр не заговорил.







