Политика доСТУЧАТЬся до предпринимателей

доСТУЧАТЬся до предпринимателей

Кефер — депутатам: «Создаётся такое впечатление, что все априори говорят: «Мы не платим налогов». У меня нет никаких сомнений, что вы являетесь добропорядочными налогоплательщиками, поэтому я не вижу в законопроекте ничего, что вас могло бы смущать».

Бюджет Забайкальского края за первые четыре месяца 2014 года недобрал 4% от плана по налогам, и если эта динамика сохранится, то по итогу года недобор составит 1,7 миллиарда рублей. Кроме этого, долг по налогам на сегодня уже исчисляется несколькими миллиардами. Всё это при том, что регион в 2014 году уже достиг максимально возможного дефицита — свыше 15% от собственных доходов.

Законопроект кардинальных мер

«Как бороться? Мы предпринимали уже все имеющиеся способы борьбы с уходом от налогов, но ситуация только ухудшается — задолженность растёт. Для усиления эффективности этой работы министерством совместно с налоговой службой и правоохранительными органами разработан проект закона «Об оптимизации налоговой базы». С помощью него мы намерены привлечь всех забайкальцев к этой борьбе. Законопроектом предлагается установить вознаграждение лицам, оказавшим содействие в выявлении или пресечении налоговых правонарушений, от 3 до 5% фактически поступивших в бюджет по результатам проверки их информации. Если лицо сотрудничает с правоохранительными и налоговыми органами, то размер вознаграждения увеличивается в два раза», — так начал представление уникального для страны законопроекта министр финансов региона Андрей Кефер 19 июня на заседании комитета по бюджетной и налоговой политике заксобрания Забайкалья.

Предложение министра вызвало противоречивые эмоции в зале — налоговая служба и контрольно-счётная плата подняли обе руки за, депутаты-предприниматели начали сыпать вопросами, а прокуратура выступила против, посчитав принятие законопроекта превышением полномочий. В общем, решили отложить законопроект на пару недель для отработки вопросов его законности.

Плата за информацию...

Комитет заксобрания вновь собрался 3 июля, и одной из тем обсуждения стала оптимизация налоговой базы. Рядом с членами комитета расположились депутаты, не имеющие прямого отношения к вопросом налогов, - гендиректор строительной компании «Энергожилстрой» Виктор Лопатин и коммерческий директор группы аптек «Авиценна» Андрей Жидков.

Кефер, второй раз представляя законопроект, не стал вязнуть в подробностях, вновь обозначив позицию минфина и налоговой службы: «Замечания прокуратуры нами рассмотрены, и у меня есть ответ юристов налоговой службы, которые считают, что закон не нарушает каких-то норм и правил, которые сопряжены с превышением полномочий».

Его заместитель Дмитрий Семёнов пояснил юридические тонкости законопроекта, позволяющие принять его без нарушений: «Фактически законопроектом предлагается установить денежное вознаграждение за информацию, которая позволит при передаче уполномоченным органам законным образом увеличить поступления в бюджет. Получение и свободное обращение информации федеральным законодательством не запрещено, так как информация о налоговых нарушениях не может быть тайной. Таким образом, данным законопроектом мы регулируем лишь распределение собственных доходов. Мы специально разрабатывали законопроект таким образом, чтобы он ни в какие противоречия с федеральным законодательством не вступал. В том числе ввели новое понятие «налоговое нарушение», на что имеем право, для того, чтобы не пересечься с понятием Налогового кодекса «налоговое правонарушение».

... или превышение полномочий

Старший помощник прокурора Забайкальского края по взаимодействию с представительными и исполнительными органами края, органами местного самоуправления Ирина Тверскова осталась при своём мнении: «Мы считаем, что данный закон будет приниматься за пределами полномочий заксобрания. С доводами о собственном правовом регулировании мы не согласны, поскольку в целом налоговые правоотношения почти в полном объёме урегулированы на федеральном уровне. Какого-либо правового пробела в части собираемости налогов и налогового контроля в данной ситуации не существует. Данный законопроект не только вступает в противоречие с законодательством, но и может вызвать проявление коррупциногенных факторов. Исходя из самого содержания и преамбулы проекта, мы не соглашаемся с тем, что здесь регулируются только бюджетные правоотношения, а не налоговые. И самое главное — Налоговый кодекс РФ предусматривает компенсацию за работу в качестве свидетеля, а не его стимулирование. Наш же законопроект направлен именно на стимулирование, поэтому принципы кодекса здесь нарушены».

Также представитель надзорного органа обратила внимание на мнение рабочей группы при прокуратуре края по защите прав предпринимателей, которая высказалась против законопроекта. В частности, отрицательно высказались региональные ассоциация производителей, торгово-промышленная палата и отделение «Опора России».

Несмотря на столь критичную позицию прокурора, юристы налоговой службы, заксобрания и управления Минюста, а также контрольно-счётная палата посчитали его законным и предложили депутатам отправить его на заседание заксобрания.

Депутатско-предпринимательское эго

Обсуждение законопроекта начал депутат заксобрания от «Единой России» Дмитрий Кочергин - со спорного, по его мнению, юридического нюанса законопроекта — двух понятий: «налоговое нарушение», предложенное минфином, и «налоговое правонарушение», установленное налоговой службой. Замминистра финансов дал понять, что заксобрание вправе вводить новые понятия в местное законодательство, поэтому, если даже изменить фразу «налоговое нарушение» на любую другую, ничего не изменится.

Кочергин спросил, как взаимодействовали при разработке законопроекта с предпринимательским сообществом и общественной палатой, которые уже выступили против. Вопрос, конечно, был задан несколько странный, ведь обсуждать проект закона с людьми, против которых он направлен — нонсенс. Чиновники минифина констатировали, что никак не взаимодействовали, но при необходимости готовы встретиться с общественной палатой.

Гендиректор ООО «МАСМА», единоросс Владимир Забелин не стал кривить душой и вникать в юридические тонкости а высказался напрямую: «Этот закон не будет способствовать привлечению бизнеса и, соответственно, иметь экономического эффекта. Этот инструмент будет использоваться как конкурентами, так и уволенными, в том числе законно, работниками. Так что принятие этого закона будет иметь отрицательный эффект».

Неслучайно попавший на заседание комитета депутат и предприниматель Андрей Жидков разразился целым рядом инициатив: «Почему рядом с другими мерами мы рассматриваем только этот вариант? Я уже 11 лет говорил, что в Чите земельные участки часто распределяются без конкурса. Это десятки, если не сотни, миллионов рублей. Известно, что пенсии ряда госслужащих составляют около 70% от заработка. Это тоже, по-моему, очень серьёзный резерв. Может быть рассмотрим этот вопрос шире? В крае сотни миллионов рублей тратятся нерационально, на мой взгляд. Я уже привёл вам пример с землёй.

Возьмите, трату 36 миллионов рублей города на декорации. Кто-нибудь проверял, где, чего, сколько закуплено? Давайте публиковать на сайте описания, где и какие работы пройдут. Любой зашёл и посмотрел. Это же чрезвычайно эффективно. Почему-то такие предложения игнорируются. Давайте сформулируем. Если комплексно подходить к этому вопросу, мы мощно наполним наш нищий бюджет. А не одна мера, которая приведёт к тому, что будут составляться чёрные списки предпринимателей... Давайте комплексно подойдём к этому вопросу».

«Едкий» министр

Министр финансов Кефер был непреклонен, начав с ответа Забелину: «Появление новых производств и регистрация нового бизнеса увеличивает только социальную нагрузку на детсады, школы, расположенные в их районе. Поэтому должна быть какая-то налоговая отдача для того, чтобы мы с вами имели возможность содержать учреждения и обеспечивать работников производств социальными услугами. Рассматривать новый бизнес, как только нагрузку на бюджет, я бы не стал. Мы должны воспитывать культурного налогоплательщика. Мы должны не только помогать новому бизнесу, в том числе, финансово, но и должны видеть ответную реакцию в части налоговых поступлений. Создаётся такое впечатление, что все априори говорят: «Мы не платим налогов». У меня нет никаких сомнений, что вы являетесь добропорядочными налогоплательщиками, поэтому я не вижу в законопроекте ничего, что вас могло бы смущать».

Что касается предложений Жидкова, то министр согласился с ним, при этом добавив, что такая работа уже ведётся. У минфина существует комплексный план, стратегию приватизации госимущества разрабатывает соответствующий департамент, а сайт с открытой информации или сайт госзакупок существует уже не первый год.

Депутат-предприниматель Забелин на претензию Кефера ответил: «Я не говорил, что только социальная нагрузка должна быть от производства. Однозначно, бизнес должен платить налоги. Я вам просто приведу пример. Два года назад конкуренты написали письмо в УБЭП о том, что наша компания незаконно производит масло (машинное — прим. ред.), хотя мы поставляем его из Финляндии и здесь продаём. Мне пришлось целый месяц потратить для того, чтобы доказать нашу правоту. Это время мы могли бы потратить на развитие бизнеса. В данный момент у нас в регионе существует конкурентная борьба, и подобные жалобы могут быть их следствием, и приведут к тому, что бизнес будет терять время».

Министр финансов вроде бы успокоил депутата, приведя очень едкий пример: «Мы не собираемся стимулировать конкурентную борьбу или в неё вмешиваться. В этой части закон рассчитан на профессионалов. Если будет просто написано письмо о том, что, условно говоря, Забелин продаёт какие-то материалы, это не будет являться сигналом. Мы посмотрим, напишем: «Спасибо вам за активную гражданскую позицию. До свидания!» Никто за это платить не собирается. Средства будут платиться за информацию, которая позволит произвести доначисление и допоступление. Поэтому в этой части можете быть спокойны».

На осень

Не обошлось и без выступления гендиректора одной из крупнейших стройфирм региона Виктора Лопатина: «Цель, которую преследуют законотворцы, очень благая, но на сегодняшний день, я считаю, не все возможности в крае исчерпаны для того, чтобы пополнить наш нищий бюджет. У нас на сегодня в крае работает много предприятий, которые не зарегистрированы на территории региона. Они только пользуются нашими недрами, а поступлений в бюджет от них нет. Многие предприятия привлекают работников с других территорий, потому что им это выгодно. Они приезжают сюда, месяц работают, получают зарплату на другой территории, в результате край теряет доходную часть бюджета. Почему не заняться этими вопросами?»

Чем дальше говорил Лопатин, тем больше появлялось сомнений в его незаинтересованности. Особенно, когда он вспомнил про военные части и земли под ними. Кому как не одному из главных строителей региона не знать о том, как непросто выбить у военных даже сотку земли.

Гендиректор «Энергожилстроя» поддержал предпринимателей: «Предпринимательская деятельность с принятием этого закона может потерять всю привлекательность. Существуют разные люди, которые попытаются на этом заработать — это раз. Второе — они будут пользоваться этим законом, чтобы создать конкурентоспособность другим предприятиям. Есть ещё психически ненормальные, которые воспользуются этим законом. У нас сейчас столько проходимцев таких ходит, которые пользуются любой оплошностью, чтобы где-то как-то просочиться. Сейчас работа налоговых органов ведётся в соответствии с Налоговым кодексом и даже без этого закона длительность проверок просто катастрофическая. Работа предприятий может быть парализована. Этот закон никак не повлияет на собираемость бюджета. Я выступаю от имени предпринимателей, которые честно ведут свою работу».

В ответ министр предложил войти в комиссию по рассмотрению обращений представителей бизнеса. Председатель комитета Владимир Хорохордин предложил ему повременить.

Представитель прокуратуры, вновь взяв слово, обратила внимание на дотационность регионального бюджета: «Я хотела бы обратить ваше внимание, что наш бюджет высокодотационный. Более 2 тысяч детей сирот нуждаются в жилье и, подумайте, 5% из собираемых налогов будут раздаваться. Ну, и кроме того, по федеральным налогам поощрений не предусмотрено».

Заключил всё вышесказанное Хорохордин, который предложил перенести законопроект на следующую сессию — осеннюю, чтобы решить все вопросы с разногласиями между прокурором и с юристами сразу из четырёх органов власти. Депутаты единогласно поддержали. Выдохнув.

Исключение - подтверждение правила

Несмотря на обилие мнений, высказанных на удивительно интересном заседании комитета, депутаты практически всех фракций едва ли не впервые осмелились фактически отклонить инициативу губернатора Константина Ильковского. Вряд ли, впрочем, народные избранники вспомнили, зачем существует представительный орган. Скорее, они в очередной раз показали, зачем туда пробивались.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления