Политика Подлог и махинация с пожарными частями Забайкалья — версии обвиняемых

Подлог и махинация с пожарными частями Забайкалья — версии обвиняемых

Показания обвиняемых Александра Жужурина и Тумэна Сампилова.

Уголовное дело в отношении руководителя Департамента по гражданской обороне и пожарной безопасности Забайкальского края Александра Жужурина и его заместителя Тумэна Сампилова продолжается уже год — с марта 2021 года и близится к завершению. Их обвиняют в превышении полномочий при проведении госконтракта на строительство трёх пожарных частей в районах Забайкалья, а Жужурина ещё и в служебном подлоге.

Показания в суде в качестве свидетелей уже дали первый зампред правительства Забайкалья Андрей Кефер, а также депутат Госдумы Андрей Гурулёв. Губернатора Забайкалья Александра Осипова решили не допрашивать. Заседание с допросом Жужурина и Сампилова прошло 1 марта в Центральном суде Читы. Обвиняемые рассказали свою версию событий.

В 2020 году по поручению Путина департамент объявил аукцион на строительство пожарных частей в сёлах Балейского, Ононского и Оловяннинского района, который выиграла компания «Ремстрой» из Иркутска, однако позже её в одностороннем порядке поменяли на компанию из Томска «Томскэнергосбыт». Для этого властям пришлось ввести в трёх районах, где должны строиться пожарные части, режим повышенной готовности, заплатить на 32,8 миллиона больше, чем официальному победителю торгов, а также выплатить деньги за работу компании из Томска ещё до сдачи объекта, что противоречит условиям контракта.

В замене «Ремстроя», выигравшего контракт, на «Томскэнергосбыт» УФАС обнаружило признаки махинаций с госзакупками со стороны Департамента ГО и ПБ и нарушения закона о защите конкуренции со стороны губернатора Забайкалья Осипова, его заместителя Андрея Гурулёва, Департамента по ГО и ПБ и «Томскэнергосбыта». По данному факту возбудили уголовное дело. Есть подозрение, что победителя торгов сняли с аукциона под надуманным предлогом для лоббирования интересов конкретной компании.

Нарушения усмотрели в техзадании контракта, где были внесены изменения в процессе торгов, что позволило отозвать деньги у «Ремстроя» (около 90 миллионов рублей) и сразу заплатить «Томскэнергосбыту» (около 123 миллионов рублей); в том, что замгендиректора «Томскэнергосбыта» Александр Братухин — бывший директор по экономике и финансам «Читаэнергосбыта» — в 1999—2004 годах работал в КРУ (Контрольно-ревизионное управление) Минфина России в Читинской области с первым вице-премьером Забайкалья Андреем Кефером; во введении режима ЧС (введение такого режима — лазейка в законе, позволяющая заключить контракт без проведения конкурентного конкурса).

Показания Жужурина

Руководитель Департамента по ГО и ПБ края начал с главного — в октябре 2020 года Забайкалье получило федеральную субсидию в 200 миллионов рублей на закупку модульных депо, пожарной техники и обмундирования. С 7 по 27 октября Жужурин был на больничном, передал все полномочия своему заместителю Тумэну Сампилову, разрешив пользоваться своей электронной подписью. Именно в это время проходил конкурс на покупку модульных депо.

По словам Жужурина, во время проведения конкурса специалисты обнаружили изменения в техзадании, внесённые «Ремстроем»: «Специалистом-строителем от «Забайкалпожспаса» был приглашён заместитель руководителя Александр Стёпочкин. Он указал, что нужно исключить две организации, которые были ещё без названий под номерами, потому что их технические задания не соответствовали требованиям. Вместо этого его исключили из комиссии и провели конкурс».

Обвиняемый рассказал, что ошибку допустил Забайкальский центр госзакупок. Там рассматривали контракт как поставку и не учитывали, что должен был быть и монтаж — возведение фундамента.

Александр Жужурин добавил, что подрядчики не имеют права ничего менять в техническом задании по 44-ФЗ о госзакупках: «Вместо слов «поставка и монтаж здания на подготавливаемое основание» они написали «подготовленное основание». То есть подрядчик по таким условиям не должен был делать фундамент».

Именно стоимостью изготовления фундамента Жужурин и объяснил расхождение в стоимости работ у «Ремстроя», с которым контракт поспешно расторгли, и у нового подрядчика «Томскэнергосбыт»: «Мы анализировали, что стоимость одного фундамента — порядка 10 миллионов. Разница в 30 миллионов. Если бы они написали, как положено «на подготавливаемом основании», у них цена была бы точно такая же».

Руководитель департамента рассказал суду, что поручил заму Сампилову доложить обо всех опасениях зампреду правительства Забайкальского края Андрею Гурулёву (сейчас он депутат Госдумы от региона). Гурулёв поручил отозвать деньги, направленные победителю конкурса, собрать комиссию по чрезвычайным ситуациям (КЧС), по итогам которой губернатору рекомендовали ввести режим повышенной готовности.

«Исполняя поручение комиссии, письменное поручение Гурулёва об отзыве средств, распоряжение губернатора, я отозвал деньги, не превышая своих полномочий. Я являюсь ГРБС (Главный распорядитель бюджетных средств) этих денег. Указания Гурулёва для меня обязательны, распоряжение губернатора тоже», — сказал Жужурин.

В своих показаниях он отметил, что заседание КЧС было обоснованно и режим повышенной готовности ввели бы, даже если не было бы опасений по закупке и подрядчику — строить новые пожарные части должны были в наиболее горимых района региона, и эта территория оставалась неприкрыта от пожаров.

Жужурин рассказал, что для отзыва средств от «Ремстроя» департамент написал письмо министерству финансов региона, которое проверяет такие поручения на нарушения.

«Ремстрой» изменил условия контракта. Они ввели в заблуждение, и их незаконно признали победителями», — добавил Жужурин.

Также он прокомментировал и подписание акта приёма с неполной готовностью пожарных частей. По контракту работы должны были завершить 25 декабря 2020 года, но в этот день заказчик и подрядчик подписали акт о 90% готовности зданий и составили перечень недостатков, которые должен был устранить субподрядчик.

«Акт приёма помог набирать и обучать личный состав. Части уже функционировали. Если бы они были построены и сданы до последнего винтика 25 декабря, то раньше 1 марта всё равно не стали бы работать в связи с обучением кадров», — сказал Жужурин.

Показания Тумэна Сампилова

Заместитель руководителя Департамента по ГО и ПБ края рассказал, что после того, как был объявлен конкурс на пожарные части, ему позвонил Александр Стёпочкин и сообщил, что было подано четыре заявки, но два человека изменили условия. Сампилов удостоверился, что об этом доложили, и дальше проведение закупки не контролировал.

Затем Сампилову позвонил начальник «Забайкалпожспаса» Владимир Епифанцев и сказал, что закупку выиграл «Ремстрой», который уменьшил стоимость.

«Я говорю – это же хорошо? Он ответил, что нет – аукцион выиграла компания, которая должна установить пожарные части на готовые основания. Я зашёл в компьютер и проверил, что за контора «Ремстрой». Данные были по 2019 год. Я увидел, что у них за 5 лет была выручка 5 миллионов рублей, уставной капитал – 10 тысяч рублей, один человек. И зарегистрирована она была по месту жительства руководителя Тюрюханова», — рассказал Сампилов.

После этого, по его словам, Сампилов позвонил своему начальнику Александру Жужурину и доложил о своих сомнениях. Он предложил выйти на зампреда правительства региона Андрея Гурулёва, Жужурин согласовал это решение.

«С Андреем Викторовичем у нас разговор был односторонний. Он спросил, почему не посмотрели. Сказал, отзывайте деньги», — сказал Сампилов.

Сампилов рассказал суду, что попросил у Гурулёва письменное распоряжение о возврате средств. Затем выступил на заседании КЧС, где стратегию действий одобрили — рекомендовать губернатору ввести режим повышенной готовности и выбирать нового подрядчика.

«Попросил Епифанцева посоветовать, к кому обращаться. Я посмотрел «Ремстрой», «Каркас» (компания заняла второе место в конкурсе — ред.) и третью компанию. Они подозрительно скинули цену на 30 миллионов рублей. […] Он мне дал адреса компаний. Я поручил своему специалисту отправить им письма и получить коммерческое положение. [...] «Томскэнергосбыту» отправили потому, что он уже участвовал в аукционе», — рассказал замруководителя.

«Ремстрой» готов был монтировать без фундамента. Все затраты понесли бы мы. [...] Я потом узнал, что, оказывается, можно было с ними контракт заключить, потом дополнительное заключение согласовать. Но я считаю, что с мошенниками связываться не стоит», — отметил Сампилов.

Он добавил, что медлить с заключением контракта было нельзя, потому что наступала зима и близились температура, при которой невозможно было залить фундамент. Поэтому нужно было выбрать подрядчика, который по одному контракту сделает сразу и фундамент.

Сампилов также заявил, что департамент доказал лингвистической экспертизой, что изменённое слово в техзадании «Ремстроя» критично повлияло на смысл: «Сначала в УФАС мне сказали, что я плохо русский язык понимаю, что это игра слов. После этого стало мне очень обидно, и я предложил провести экспертизу. Она наше мнение подтвердила».

***

Дело близится к завершению. Прения сторон состоятся 18 апреля, после этого мы узнаем приговор судьи и вердикт — нарушили ли забайкальские чиновники закон при строительстве критично нужных Забайкалью пожарных частей.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления