Политика История Забайкалья в эпоху Петра I Воины, сыщики, рудознатцы и строители: кто правил Забайкальем в начале XVIII века

Воины, сыщики, рудознатцы и строители: кто правил Забайкальем в начале XVIII века

Все они были стольниками Петра

Забайкальем в Петровскую эпоху правили стольники
Источник:

Практически все даурские (нерчинские) воеводы во времена царя Петра I были стольниками на рубеже XVII и XVIII веков. Уже в силу названия этой должности или чина понятно, что это был царедворец, приближенный к персоне самодержца. Ведь стольники подавали царю блюда во время пиров и стояли у столов, откуда и пошло их название. Они же обслуживали царя в его покоях, когда он ел один. Из стольников избирались спальники, готовившие царские опочивальни, и рынды — царские телохранители.

Первый текст о стольниках вышел на «Чита.Ру» 19 ноября. Продолжим разговор о них. Кстати, их биографические справки не попали в «Энциклопедию Забайкалья».

Настоящие воины, а сын — первый преображенец в нашем крае

1 февраля 1701 года воеводой в Нерчинск был направлен стольник Юрий Богданович Бибиков. Его заместителем (тогда называли «товарищем»), или вторым воеводой, был направлен его сын, тоже стольник Алексей Юрьевич Бибиков.

Герб рода Бибиковых
Источник:

Юрий Богданович, как отмечают его биографы, был участником многих походов и сражений. Правление отца Петра I царя Алексея Михайловича в 1645–1676 годах не было спокойным. Тут и войны с Речью Посполитой (Польшей и Литвой) и Швецией, и своя внутренняя крестьянская война под предводительством Степана Разина, не говоря уж о «соляном» (1648 год) и «медном» (1662-й) бунтах в самой Москве.

Источник:

В 1695 году стольник Юрий Бибиков был назначен воеводой в город Темников. Это старейший город Мордовии, в котором воеводой некоторое время был дед Петра I Кирилл Нарышкин. Здесь же, в Темникове, в 1670 году была казнена соратница Степана Разина, командовавшая отрядом восставших, Алена Арзамасская.

Пока отец воеводствовал, сын Алексей Бибиков служил с 1692 года стольником царицы Натальи (матери Петра I), одновременно «сражаясь» в потешных полках юного царя. В 1700 году поступил в уже не потешный, а в лейб-гвардейский Преображенский полк солдатом, в том же году став прапорщиком. А в ноябре того года молодой прапорщик принял участие в печальной для русских битве со шведами под Нарвой. Тогда его полк, выдержав все неприятельские атаки, отступил в полном порядке с оружием и знаменами.

Источник:

В день отправки обоих Бибиковых в Забайкалье царь вручил им второй «Наказ даурским воеводам», своего рода детальную инструкцию того, как правитель этого дальневосточного края должен проводить внутреннюю и внешнюю (край-то пограничный) политику.

Одновременно новому воеводе предписывалось выяснить, почему при двух его предшественниках «ясачной казне учинился многий недобор». Важнейшей задачей была помощь отправленному еще в 1700 году в Нерчинск греку Александру Левандиану в организации выплавки серебра из найденной там руды. И, понятно, воевода должен был содействовать развитию торговли с Поднебесной империей.

В 1702 году Юрий Богданович писал в Сибирский приказ о том, что ему удалось найти подрядчиков из служилых людей на поставку кирпича и строительство гостиного двора в Нерчинске. Но реализовать эту идею ему не удалось, возраст и суровый климат сделали свое дело и, вероятно, зимой 1702–1703 года он умер. Нельзя исключать, что и похоронен он был именно в Нерчинске. В июле 1703 года дела новому воеводе сдавал уже Алексей Бибиков.

Сам же гвардейский прапорщик отправился обратно в Европейскую Россию, где шла Северная война. В том же году он был в боях дважды ранен, первый раз «под Слюсен-Бурхом на приступе», а второй — на «реке Сестре против швецкаго короля».

Алексей Юрьевич был среди тех, кто был приглашен царем на празднование по случаю основания Санкт-Петербурга. Потом — снова в боях. В 1707 году получил звание подпоручика, а за Полтавское сражение в 1709 году он получил чин поручика. В 1713 году он уже — капитан-поручик. В январе 1719 года Алексея Бибикова «за многия службы и раны» перевели командиром полка в Нарву, сохранив ему чин гвардии капитан-поручика.

После заключения в 1721 году Ништадского мирного договора со Швецией, завершившего Северную войну, многие офицеры были переведены Петром I на гражданскую службу. Алексей Бибиков тоже сначала стал бригадкомиссаром, а уже в апреле 1722 года его назначили прокурором Мануфактур-коллегии, отвечавшей за всю легкую промышленность страны.

Человек честный и ответственный, он не остался без дел и после кончины в 1725 году Петра Великого. Алексей Бибиков последовательно занимал должности вице-президента Мануфактурной коллегии (1726–1727) и казначея Военной коллегии (1727–1730). В апреле статский советник Бибиков был назначен генерал-рекетмейстером, который принимал и докладывал императору (императрице) важнейшие прошения и жалобы со всей империи.

Понятно, что «доброжелателей» в этот период он завел немало. Ему решили отомстить тогда, когда в 1736 году Алексея Юрьевича назначили вице-губернатором Иркутской провинции. В 1738 году на него пришел донос о том, что он де замечен в злоупотреблениях и взятках. Почти три года тянулось это дело, Бибиков в это время был отстранен от должности и находился под следствием. Оправдали его в 1741 году, а доносчика за ложный донос наказали кнутом (заказчика, понятно, не нашли). Здоровье бывшего гвардейца Петра Великого было подорвано. От службы он отошел, и дальнейшая судьба его неизвестна.

Всё время второй

Летом 1703 года на смену Алексею Юрьевичу Бибикову прибыл из Иркутска стольник Михаил Юрьевич Шишкин. Это был сын другого стольника, Юрия Федоровича Шишкина, у которого он был соправителем в ряде сибирских мест.

Герб рода Шишкиных
Источник:

В 1699 году воевода самого первого русского заполярного города Мангазеи, стольник Юрий Шишкин со своим сыном Михаилом был назначен воеводой в Иркутск, получивший статус города всего за несколько лет до этого (в 1686-м).

Источник:

Однако в пути Юрий Федорович получил новое задание — отправиться в Красноярск для расследования дела о злоупотреблениях бывшего там воеводой Мирона Башковского, поэтому в Иркутск Михаил Шишкин прибыл в ноябре 1701 года один и до июня 1702 года один управлял воеводством. Когда в Иркутск наконец-то приехал отец, сын стал его товарищем (заместителем). И в этом статусе Шишкин был отправлен в Нерчинск, где в качестве воеводы проправил всего год и чем-то отличиться в этой должности не успел. Сохранилось лишь его письмо, датированное июлем 1703 года, которое он направил маньчжурскому коллеге хэйлунцзянскому цзянцзюню Шанахаю с обещанием отыскать и вернуть 12 перебежчиков.

В июле 1704 года Юрия Шишкина направили воеводой в Якутск, сын Михаил из Нерчинска отправился вместе с ним, снова став вторым воеводой.

В Иркутске и Якутске правление Шишкиных было отмечено началом каменного строительства. Так, в Иркутске был построен каменный гостиный двор, а в Якутске началось строительство каменного Троицкого храма.

Свято-Троицкий кафедральный собор в Якутске
Источник:

В мае 1711 года обоих Шишкиных вызвали в «Розряд в Сенат», куда вовремя прибыть они не смогли. Столичные чиновники и тогда не очень представляли размеры России и средства передвижения по ней, и за «неявку» их деревни были «отписаны на государя». После же их прибытия и допроса о причинах опоздания деревни вернули. Отец еще долго служил в разных должностях и местах. А Михаил Юрьевич был послан в Московскую губернию, где ему поручено было «в комиссарах» отвечать за «описи полков той губернии». Дальнейшая его судьба пока неизвестна.

Сыщик, ставший рудознатцем

В июле 1704 года Шишкина на посту воеводы в Нерчинске сменил стольник Петр Саввич Мусин-Пушкин.

Герб рода Мусиных-Пушкиных
Источник:

В 1691 году он был назначен воеводой в Красноярск, спустя год после того, как киргизский князь Шанда напал на земли Красноярского воеводства и разграбил несколько мирных русских селений. На требование красноярских властей вернуть захваченную добычу Шанда дал издевательский ответ. Петр Мусин-Пушкин сначала пытался решить возникший конфликт мирными средствами, но не получилось. Тогда в 1692 году воевода организовал отряд, во главе которого поставил сосланного в Сибирь вместе со своим братом, бывшем гетманом Левобережной Украины, Демьяном Многогрешным (тот был в Забайкалье) Василия Многогрешного. Отряд разгромил киргизов, и воевода обратился в столицу с просьбой простить Василия. Оба Многогрешных, попавших в Сибирь по навету, были прощены и верно служили России.

Источник:

В 1698–1699 годах Мусин-Пушкин был участником «Большого сыска» думного дьяка Д. Л. Полянского, своеобразного сыскного подразделения Сибирского приказа, а в 1699–1702 года возглавлял этот сыск, будучи главным сыщиком в Сибири.

И вот последовало новое назначение — в Нерчинск. Стране было необходимо и серебро, и свинец, который должны были поставлять из Нерчинска, но дела там шли не важно. По прибытии на место Петр Саввич сам взялся руководить работами на Аргунском заводе, отслеживая все процессы его строительства. В сентябре 1704 года завод был открыт официально. Для постоянного контроля он послал на завод своего сына, воеводского товарища, стольника Федора Петровича. Итогом стал «Статейный список» 1705 года, но главное — это первые пуды свинца и серебра. Поначалу этот завод работал только в теплое время года, а потом — круглогодично. И много лет он оставался единственным в России сереброплавильным предприятием.

В Сибирском приказе было отмечено радение воеводы и его товарища: «Нерчинским воеводам Петру да Федору Мусиным-Пушкиным за прииск сереборудной руды и за их радение и верную службу дать им государево жалованье. Петру кубок серебряной в 6 гривенок, Федору в 4 гривенки <…> дать в Иркутску с кружечного двора вина простого 100 ведер и велеть им в этом рудосыскном и серебряном промыслу показать радение с довольным усердием и искать проведывать в тех или иных местах золотой и медной и иных руд».

30 сентября 1706 года управление заводом было передано пятидесятнику Федору Крюкову, а Мусины-Пушкины более основательно занялись административным руководством своего воеводства. При этом, как утверждается в «Боярских списках», в 1707–1709 годах Петр Саввич по старости и состоянию здоровья уехал в Красноярск, где в 1710–1711 годах и умер.

Федор Петрович после отъезда отца один продолжал управлять Нерчинским воеводством. Именно при нем в 1708 году сюда было переселено 104 семьи из Енисейска, которые он разместил в окрестностях завода, а члены 78 семей стали работать непосредственно на заводе.

В фондах Нерчинской воеводской канцелярии за 1709 год хранится «Челобитная гулящего (свободного) человека Герасима Носырева», просившего выделить пашню и льготы. На ней имеется резолюция: «Написать его в пашню, а льготы дать про­тив ево братьи ново-приверстанных, а земли по урочищам, буде от кого спору не будет. Стольник и воевода Федор Петрович Мусин-Пушкин».

После приезда нового воеводы Федор Мусин-Пушкин в 1710 году уехал в Москву. Дальнейшая его судьба пока неизвестна.

Стал стольником за службу в Забайкалье

Новым воеводой, а затем первым комендантом стал Федор Родионович Качанов, человек, во многом отличавшийся от предшественников.

Известно, что родился он в семье помещика, сосланного в Сибирь из города Торопца Новгородской губернии. Во дворяне Федора пожаловали в 1689 году. Как и старший Мусин-Пушкин, он сначала отличился в роли сыщика. Проводил различные «розыски»: в 1690 году — в Якутске, в 1701 году — в Красноярске, в 1702 году — в Иркутске, в 1704 году — на реке Лене и в 1705 году — в Илимске. В 1708 году в Иркутске, Нерчинске и Якутске он проводил «розыск» о «приводе заповедных китайских товаров и мягкой рухляди (пушнины)».

В 1709 году успешный сыщик получил царский указ, повелевший ему «ехать в Нерчинск и быть у серебряного промыслу для прииска золотых, серебряных и медных руд», а также «сменить нерчинских воевод, стольников Петра и Федора Мусиных-Пушкиных и быть на их месте воеводою».

О своей деятельности на посту воеводы позже сам Федор Родионович написал: «В Нерчинске принял я тяглых людей 258 человек, казны 575 рублей, табаку 29 пуд. 16 фунт. Таможенные головы продали оного в 5 лет 16 пуд. по цене на 360 руб., а при мне в 5 же лет продано табаку на 3702 руб. 80 коп., у таможенных голов становилось вино по 1 руб. 30 коп. ведро. К серебряному промыслу подряжали дрова по 40, а при мне по 6 коп. пуд сажень. Свинец перевозили из Аргунска до Нерчинска по 15, а при мне по 6 копеек пуд. Серебра при моей бытности с 1710 по 1715 год выплавленного отправлено в Сибирский приказ 41 пуд, 13 фунтов, 49 золотников. За сии службы взыскан к серебряным кубкам и пожалован стольником».

Он был единственным из нерчинских правителей Петровской эпохи, получившим звание стольника за службу в Забайкалье. Он же стал первым нерчинским комендантом (на некоторое время воеводство тут было отменено и возвращено уже позже).

Правительство неоднократно отмечало Качанова за его труды в нашем крае. Его считали наиболее инициативным из всех управляющих в Восточной Сибири в Петровскую эпоху.

По окончании воеводства в 1716 году Качанова назначили в Томск комендантом по «сбору ратных людей». В 1717 году его послали в Тобольск, где он по болезни оставил службу и вскоре постригся в монахи, получив имя Федосия.

Тобольский монастырь
Источник:

Воеводы начала XVIII века, как видно, были более активными и эффективными, чем их предшественники в конце XVII века. Петр Великий сумел придать энергию всей государственной системе страны, что почувствовали в далеком от столиц Забайкалье.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1
ТОП 5
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления